2 ноября 2021 г., AEX.RU – Исследования силовых установок (СУ) воздушного транспорта — одно из приоритетных направлений работы ученых Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»). Для обсуждения вопросов по данной тематике ЦАГИ организовал межотраслевую научно-техническую конференцию «Современные проблемы аэрогазодинамики силовых установок летательных аппаратов». Мероприятие прошло в октябре, сообщает пресс-служба ЦАГИ.
Конференция охватила целый ряд актуальных тем: перспективные компоновки СУ, интеграция двигателей на летательном аппарате (ЛА), аэрогазодинамика воздухозаборников и реактивных сопел, процессы горения, воздушные винты, а также современные методы расчета, экспериментальная база и методика испытаний. Наряду с учеными ЦАГИ, в мероприятии приняли участие коллеги из ФАУ «ЦИАМ им. П.И. Баранова», АО «ОДК-Авиадвигатель», ПАО «ОДК-Сатурн», ОКБ «Мотор», АО «ЛИИ им. М.М. Громова», ФИЦ ХФ РАН, ФИЦ ИУ РАН, ИПМ им. М.В. Келдыша РАН, ФКП «ГкНИПАС им. Л. К. Сафронова», МГТУ им. Н.Э. Баумана и других предприятий и институтов отрасли.
Конференция открылась выступлением на пленарном заседании заместителя начальника комплекса аэродинамики и динамики полета ЛА ФГУП «ЦАГИ» — начальника отделения аэродинамики силовых установок Александра Чевагина. В докладе «Исследования по формированию научно-технического задела по силовым установкам для гражданской авиации 2020-2035 гг.» ученый представил ряд результатов поисковых и прикладных исследований ЦАГИ в обеспечение разработок СУ для современной пассажирской авиации.
В частности, он отметил преемственность ЦАГИ в развитии научной, технологической и экспериментальной базы института для решения новых задач в авиации и двигателестроении. Также докладчик продемонстрировал развитие стендовой базы и методов численного моделирования, которые позволили заметно расширить фундаментальные знания в области аэродинамики и решить практически важные проблемы безопасности полетов и повышения эффективности СУ в составе воздушных судов.
Отдельно Александр Чевагин подчеркнул, что одним из главных трендов в авиаиндустрии является комплексный подход к ЛА, в том числе как части авиатранспортной системы будущего. «В настоящее время мы занимаемся поиском и развитием новых технологий, которые будут соответствовать современным вызовам в авиации. Среди них — перспективные компоновки ЛА, комплексная интеграция двигателя с планером, методы снижения аэродинамического сопротивления, управление течением, обеспечение газодинамической устойчивости на предельных режимах, повышение экономичности за счет снижения потерь энергии, уменьшение шума на местности и т.д.», — отметил он.
В ходе пленарного заседания также выступил руководитель отделения ФАУ «ЦИАМ им. П.И. Баранова», доктор технических наук А.В. Луковников, который продемонстрировал работы института в обеспечение создания научно-технического задела по двигателям и СУ летательных аппаратов 2020-2030 гг. Еще один доклад — о применении расчетных технологий при формировании облика детонационной СУ — сделал ученый ФИЦ ХФ РАН, доктор физико-математических наук, профессор С.М. Фролов.
В общей сложности участники конференции представили свыше 60 докладов. Среди них — результаты исследований промышленных предприятий отрасли, а также научных организаций.
В структуре научной деятельности ЦАГИ вопросы аэродинамики авиадвигателей занимают одну из ключевых позиций. Ученые проводят широкий спектр экспериментальных и расчетных исследований, которые позволяют формировать облик СУ в интеграции с планером с учетом назначения ЛА.