19 октября 2021 г., AviaStat.ru – Коллектив специалистов Всероссийского научно-исследовательского института авиационных материалов (НИЦ «Курчатовский институт» – ВИАМ) и Иркутского института химии имени А.Е. Фаворского Сибирского отделения РАН проводит совместное исследование в области полиуретанов с повышенной стойкостью к биодеструкции. Об этом сообщает пресс-служба ВИАМ.
Полиуретаны, в частности пены и эластомеры, нашли широкое применение в различных областях авиационной техники в качестве заполнителей трехслойных конструкций, вибропоглощающих материалов, декоративных элементов, уплотнителей и т.п. Однако, несмотря на комплекс высоких эксплуатационных характеристик, они подвержены поражению плесневыми грибами, за счет чего происходит биодеструкция и снижение их физико-механических свойств.
Существующие фунгициды, ограничивающие рост и распространение грибов, являются добавками аддитивного типа, из-за чего со временем под воздействием внешних факторов они могут вымываться из изделия, снижая свою эффективность. Обеспечение эффективности таких добавок в процессе эксплуатации является актуальной задачей.
«Важность возникшей задачи повышения эффективности биоцидов для полиуретанов потребовала разработать систему на основе принципиально нового биоцида, который сможет химически связываться с матрицей полимера. Благодаря химическому взаимодействию биоцида с основным полимером он не будет вымываться под действием внешних факторов, и будет находиться внутри материала всегда, – рассказывает руководитель научного коллектива проекта, старший научный сотрудник лаборатории «Эпоксидные связующие, клеи и специальные жидкости» НИЦ «Курчатовский институт» – ВИАМ Иван Терехов. – Наш институт совместно с ИрИХ СО РАН разработал модифицированный биоцид на основе «полисепта», содержащий свободные активные амино- и гидроксигруппы, которые образовывают химически связи с изоцианатным компонентом в процессе получения полиуретанов. Такие биоциды имеют схожие свойства с оригинальным «полисептом», но при этом они будут сохранять свою эффективность в течение всего срока службы изделия».
Работа проводится при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 18-29-05060).