6 марта 2020 г., AEX.RU – Авиакеросин и контрафактные смазки низкого качества не только существенно снижают ресурс топливной аппаратуры гражданских самолётов, работающих на территории России, что сказывается на безопасности полётов, но и на стоимости авиаперевозок. Об этом заявил сенатор Юрий Важенин 6 марта в Совете Федерации в ходе «круглого стола», посвящённого проблемам обеспечения авиатопливом гражданской авиации, сообщает Парламентская газета.
Как пояснил Важенин, в 2014 году была отменена обязательная сертификация топливозаправочных комплексов и лабораторий контроля качества ГСМ и на данный момент в стране фактически отсутствует обязанность проведения лабораторных испытаний топлива перед заправкой самолётов.
«С момента отмены сертификации проверка топлива проводится только при выходе с завода изготовителя, а контроль его качества регламентируется только техрегламентом Таможенного союза», — уточнил сенатор. Он добавил, что снижение контроля в этой сфере не лучшим образом влияет на безопасность полётов.
По информации руководителя направления авиатопливообеспечения ФГУП ГосНИИ ГА Олега Мальцева, за последние семь лет было зафиксировано 133 авиасобытия, в которых самолётное топливо было не способно обеспечивать нормы лётной годности. «В 2018 году было зафиксировано два отказа в полёте техники из-за низкого качества топлива», — уточнил он.
После того как учёные института провели комплексный анализ выпускаемого в России авиакеросина, выяснилось, что структурный состав топлива даже в одной партии может отличаться. Также большую угрозу для авиаперевозчиков, по словам Мальцева, представляет контрафактная смазка, из-за которой также случились отказы авиатехники.
Низкое качество авиакеросина имеет и другой побочный эффект, отметил Важенин. «В два раза снижается межремонтный ресурс топливной аппаратуры воздушных судов, которые работают в России и, как следствие, повышается стоимость билетов», — подчеркнул сенатор.
По оценкам замдиректора Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Бориса Шокурова, стоимость перелёта в экономклассе на 1000 км пути в 2019 году выросла на 12,5%, что значительно выше уровня инфляции. При этом цены на авиатопливо были стабильными.
Сенаторы и эксперты сошлись во мнении, что необходимо внести изменения в законодательство и закрепить за государством сертификацию всех видов обслуживания воздушных судов, влияющих на безопасность. Следует также уточнить единый перечень продукции, подлежащей сертификации, внеся сюда авиатопливо и смазочные материалы для воздушных судов. Также предстоит обеспечить обязательную сертификацию наземного оборудования авиатопливообеспечения заправок воздушных судов.
При этом Минэнерго рекомендовано усилить работу по выявлению нехарактерных примесей в авиатопливе и созданию методики оценки наличия таких примесей. Минтрансу, в свою очередь, надлежит внести в Воздушный кодекс требования, предъявляемые к разработке, производству, внедрению новых и модернизированных марок авиатоплива, масел и специальных жидкостей. Необходимо также разработать новые правила наземного обслуживания ГСМ.