28 марта 2019 г., AEX.RU – Федеральное авиационное управление США (ФАУ) передало часть своих полномочий корпорации Boeing по осуществлению надзора над сертификацией программного обеспечения (ПО) самолетов 737 MAX только после того, как убедилось в безопасности этих систем. Об этом заявил в среду исполняющий обязанности главы ФАУ Дэниел Элуэлл, выступая на слушаниях в комитете по торговле, науке и транспорту Сената Конгресса США. Трансляция заседания велась на сайте комитета, сообщает ТАСС.
Речь идет об автоматической вспомогательной системе MCAS (Maneuvering Characteristics Augmentation System, "система улучшения характеристик маневренности"), которая выравнивает нос самолета, чтобы избежать его вхождения в штопор. "Когда MCAS была еще новой системой, мы осуществляли надзор за ее сертификацией, с течением времени мы передали это сотрудникам Boeing, уже когда обрели уверенность [в ее безопасности]", - пояснил Элуэлл.
Сенаторы задавали ему вопросы по поводу давней практики управления по передаче значительного объема работ по сертификации самолетов авиапроизводителям, включая Boeing. И.о. главы ФАУ пояснил, что управление ради экономии средств вынуждено делегировать часть работ по сертификации воздушных судов, иначе ему понадобилось бы $1,8 млрд и около 10 тыс. новых инженеров вместо нескольких сотен на данный момент. "Если бы мы взялись за проведения всего объема работ по сертификации самолетов, то для этого нам бы понадобилось нанять дополнительно 10 тыс. новых сотрудников и $1,8 млрд", - сказал Элуэлл.
Он призвал сенаторов не называть самосертификацией данную практику, которой ФАУ уже придерживается почти 60 лет. "Она стала неотъемлемой частью действий управления по обеспечению безопасности полетов <...>. Мы проводим строгий надзор за производителями, следя за тем, чтобы этими вопросами занимались профессионалы", - отметил он, добавив, что в Европе в этом вопросе в большем объеме полагаются на корпорации, чем в США.
Тем не менее сенатор Ричард Блюментал (демократ от штата Коннектикут) заявил, что представит законопроект, который реформирует данную систему. "Необходимо провести решительные реформы, чтобы ФАУ снова взяло на себя ответственность за безопасность", - утверждал демократ.
Элуэлл рассказал, что американские, канадские и европейские пилоты обучались на симуляторах как новых самолетов, так и воздушных судов предыдущего поколения. "Они единодушно согласились с тем, что 737 MAX ничем не отличается в эксплуатации, поэтому для него дополнительная летная подготовка не потребовалась", - отметил и.о. главы ФАУ, добавив, что пилотам не были даны конкретные указания по ПО Boeing 737 MAX.
Вопрос об изменениях в системе MCAS привлекает особое внимание в связи с двумя катастрофами самолетов Boeing 737 MAX 8 на протяжении пяти месяцев. 10 марта при катастрофе в Эфиопии погибли 157 человек, в том числе трое россиян, а 29 октября 2018 года в результате падения самолета в Яванское море через 13 минут после вылета погибли 189 человек. Причины катастроф пока не обнародованы, но ряд экспертов высказывал предположение о том, что некорректное программное обеспечение, загруженное в бортовой компьютер, могло заставить лайнеры начать внезапное снижение.