23 декабря 2019 г., AEX.RU – Уже больше месяца аэропорты не могут эксплуатировать новую аэродромную технику из-за невозможности выдачи паспортов самоходных механизмов (ПСМ). Речь идет о самоходных пассажирских трапах, перронных автобусах, противообледенительных машинах, самоходных платформенных транспортерах-перегружателях и другой технике, пишет КоммерсантЪ.
В конце октября Федеральная таможенная служба (ФТС) отказалась выдавать ПСМ на такую спецтехнику из-за отсутствия сертификации, рассказали источники издания. Как следует из письма службы начальникам региональных таможенных управлений, порядок заполнения единой формы ПСМ установлен решением коллегии ЕЭК от 18 августа 2015 года «о паспорте самоходной машины и других видов техники», исходя из которого для выдачи паспорта на новую технику нужно подтверждение соответствия.
Однако такой процедуры для аэродромной техники не существует, сказал представитель ассоциации «Спецавтопром». В обращении Международной ассоциации аэропортов к замминистра транспорта Александру Юрчику говорится, что проблема возникла у нескольких крупнейших аэропортов, в том числе Внуково, Пулково и Сочи. В письме ассоциация оценивает ситуацию как «крайне негативную» и просит Минтранс инициировать поправки к воздушному и таможенному законодательству, в том числе на уровне ЕЭК.
В Пулково подтверждают, что столкнулись с отказом ФТС выдавать документы на новую аэродромную технику в ноябре. Отсутствие документов делает невозможной постановку машин на учет в органах Гостехнадзора и, как следствие, их эксплуатацию, а также создает ограничения для оформления новой поставки, которую «Воздушные ворота Северной столицы» (управляют аэропортом Пулково) ожидают до конца года, отмечают там.
Во Внуково и аэропорту Сочи ситуацию не комментируют. В Домодедово “Ъ” уточнили, что изменения касаются техники, закупленной осенью 2019 года и позже, заверив, что аэропорт полностью укомплектован техникой для наземного обслуживания.
Источник в одном из крупных российских региональных аэропортов подтвердил наличие проблемы: «Несколько единиц техники простаивает в ожидании решения проблемы. Ограничение на данный момент не создает угрозу деятельности аэропортам, но не позволяет проводить обновление и увеличение парка техники для их обслуживания». В то же время угрозы могут возникнуть, если действующая техника выйдет из строя.
Хотя решение ЕЭК было принято еще в 2015 году, его фактически никто не исполнял. Сейчас проблема возникла из-за реакции ФТС на определение Верховного суда по спору между ПАО «Научно-производственная корпорация "Иркут"» и Гостехнадзором, касающемуся отказа в регистрации багажного тягача (ФТС была привлечена в качестве третьего лица), объясняет источник, знакомый с ситуацией. В определении суда от 15 августа говорится, что форма ПСМ на тягач была оформлена с нарушениями, а именно в графе «сертификат соответствия (декларация о соответствии)» произведена запись «отсутствует».
В Минпромторге отметили, что в действующих редакциях техрегламентов ТС действительно отсутствуют положения по сертификации аэродромной техники, соответственно, на нее невозможно оформить ПСМ. В министерстве готовят к внесению на межгосударственное согласование проект поправок к техрегламенту и одновременно вместе с Минтрансом и Минсельхозом работают над механизмом, который позволит использовать аэродромную технику в период согласования.
В Минтрансе подтвердили, что знают о проблеме. Так как техника эксплуатируется только на закрытой территории аэродрома, министерство предлагает вернуться к порядку надзора за ее техническим состоянием, существовавшему до 2006 года, когда за все отвечал оператор аэропорта.