18 января 2019 г., AEX.RU – Сегодня в фокусе внимания сотрудников Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»), а также авиастроителей всего мира – повышение эффективности реактивных сопел двигателей современных самолетов: снижение уровня шума, уменьшение потерь тяги, экономичный расход топлива и др. В этих условиях особую актуальность приобретает работа коллектива специалистов ФГУП «ЦАГИ» и ПАО «Корпорация «Иркут» «Аэрогазодинамика реактивных сопел», которая была подана на конкурс имени профессора Н.Е. Жуковского в 2018 году и удостоилась премии первой степени, сообщает пресс-служба ЦАГИ.
Торжественная церемония награждения победителей конкурса состоялась 17 января на площадке Научно-технического информационного центра ЦАГИ. Победители определялись в двух номинациях «за лучшие работы по теории авиации» и «за выдающиеся учебные пособия по авиационным дисциплинам». В состав жюри входят 19 ученых ведущих научных институтов, среди них 15 членов Российской академии наук.
"В приветственном слове генеральный директор ФГУП «ЦАГИ», член-корреспондент РАН Кирилл Сыпало рассказал о значимости конкурса имени профессора Н.Е. Жуковского для отечественной науки в целом и мотивации исследовательской деятельности ведущих российских ученых в частности, а также об основных вехах в его истории. После этого состоялись научные чтения, в ходе которых участники конкурса презентовали свои исследования", - отметили в ЦАГИ.
Золотую настольную медаль имени Н.Е. Жуковского вручили руководителю работы «Аэрогазодинамика реактивных сопел», главному научному сотруднику отделения аэродинамики силовых установок ФГУП «ЦАГИ» Г.Н. Лаврухину. Авторами монографии являются также специалисты ЦАГИ М.А. Иванькин, В.А. Талызин и вице-президент ПАО «Корпорация «Иркут» по разработке авиационной техники – директор Инженерного центра имени А.С. Яковлева, главный конструктор самолета МС-21 К.Ф. Попович. Три тома монографии – «Внутренние характеристики сопел», «Обтекание донных уступов потоком газа» и «Внешнее сопротивление и потери эффективной тяги сопел» – посвящены типам, схемам, конструкциям, аэрогазодинамическим характеристикам выходных устройств двигателей, фундаментальным явлениям и эффектам, полученным во время экспериментов, а также результатам их испытаний в аэродинамических трубах разных стран. «Мы не просто изложили полученные результаты, а упорядочили и проанализировали их, уделяя особое место исследованиям, проведенным в нашем институте. Мировое сообщество получило обобщение выдающихся результатов в области аэрогазодинамики реактивных сопел, но это не значит, что не осталось нерешенных задач», – рассказал Геннадий Лаврухин.
Премия второй степени решением жюри присуждена работе «Интерметаллидные сплавы на основе титана и никеля», выполненной учеными ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов». Лауреатами премии имени Н.Е. Жуковского за эту работу стали Н.А. Ночовная, О.А. Базылева, Д.Е. Каблов и П.В. Панин. Серебряной настольной медалью награждена Надежда Ночовная.
Премия в номинации «за выдающиеся учебные пособия по авиационным дисциплинам» – присуждена работе «Конструкция и проектирование авиационных газотурбинных двигателей и приводов энергетических установок» Н.И. Старцева – профессора Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева.
Конкурс имени профессора Н.Е. Жуковского был учрежден 3 декабря 1920 г. постановлением Совета народных комиссаров «В ознаменование 50-летия научной деятельности профессора Н.Е. Жуковского». В период 1925–1940-е гг. конкурс не проводился. С 1940 г. проведение мероприятия и выплата премий возложены на Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского. Всем лауреатам премии также вручаются нагрудные медали имени профессора Н.Е. Жуковского.