28 февраля 2018 г., AEX.RU – Девять нарушений за три дня - 7, 9 и 10 января - выявлено в работе Московского Центра управления полетами (ЦУП), контролирующего воздушное движение в московской зоне и над центром европейской части РФ. Об этом говорится в акте расследования нарушений в работе новой системы управления полетами "Синтез-АР4", которая была внедрена в ЦУП осенью прошлого года, пишет ТАСС.
Акт утвержден заместителем директора Московского центра автоматизированного управления воздушным движением В. Шестаковым.
Из-за этих нарушений координаты воздушных судов отображались некорректно (в том числе не отображались вовсе или с ошибочными координатами) в течение нескольких десятков секунд - более одной минуты.
"7, 9, 10 января на нескольких автоматизированных рабочих местах диспетчеров радиолокационного управления и процедурного контроля Московского аэроузлового диспетчерского центра произошли кратковременные нарушения процесса обновления информации о воздушной обстановке", - говорится в акте.
Нарушения произошли в семи воздушных зонах подхода к Московскому авиаузлу и в зоне "Шереметьево - Круг", следует из текста акта. Эти зоны являются одними из самых загруженных над Москвой, пояснил источник в авиадиспетчерских службах.
Как следует из акта проверки, на диспетчерском пункте некорректно в том числе отображались самолеты, выполнявшие рейсы: Баку - Москва ("Азербайджанские авиалинии"), Омск - Москва ("Азимут"), Минск - Москва ("Белавиа"), несколько рейсов "Аэрофлота".
Нарушения продолжались до перезапуска программного обеспечения, уточняется в акте. При этом отмечается, что из-за нарушений "осуществление организации воздушного движения (ОВД) <….> было затруднено".
"Вместе с тем, потери контроля за воздушной обстановкой удалось избежать посредством осуществления ОВД с исправного автоматизированного рабочего места (диспетчера) и использования резервной системы "Москва - Резерв". Ограничение на выполнение полетов не вводились", - говорится в акте.
Резервная система работала исправно, также отмечается в документе.
Источник в авиадиспетчерской отрасли пояснил, что даже кратковременные перебои с отображением самолетов могли в теории привести к опасному сближению воздушных судов.
"Скорость самолетов составляет 500-700 км/час. Пропадание с экранов диспетчеров на 7-10 секунд может привести к опасному сближению самолетов, которое, в свою очередь, может привести к неуправляемой ситуации в воздухе", - отметил он.
Согласно данным расследования, "причиной нарушения явилась некорректная работа стандартного оконного менеджера операционной системы, обеспечивающего обслуживание графических окон". Это привело к "замедлению процесса отображения графических объектов (отметок воздушных судов)" на экране диспетчера.
Как следует из текста акта расследования, нарушение было классифицировано как неисправность рабочих мест. На данный момент нарушения устранены.