1 декабря 2018 г., AEX.RU – Сегодня исполняется 100 лет со дня основания Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ).
Основателем ЦАГИ являлся профессор Императорского технического училища и Московского государственного университета Николай Егорович Жуковский. Его теоретические работы в области авиации, практический опыт создания аэродинамических труб в МГУ, ИМТУ и Кучино и проводившиеся в этих лабораториях исследования послужили фундаментом для развития авиационной науки в России.
В 1918 г. Н.Е. Жуковский обратился к властям с предложением о создании в Советской России комплексного научного центра. Инициатива профессора Жуковского была поддержана руководителем Научно-технического отдела Высшего совета народного хозяйства Н.П. Горбуновым, и 1 декабря 1918 г. Центральный аэрогидродинамический институт (сокращенно — ЦАГИ) начал работу.
В последующие десятилетия структура ЦАГИ неоднократно менялась, оптимально приспосабливаясь к спектру решаемых задач и потребностям народного хозяйства, но в неприкосновенности оставалось одно — высочайшая научная школа и дух коллегиальности. Экспериментальная база института позволила в довоенный период проводить исследования по аэродинамике, гидродинамике, динамике полета и прочности летательных аппаратов.
В 1925 г. были завершены работы по формированию «Норм прочности самолетов» — важнейшего для развития авиации документа, который впоследствии постоянно совершенствовался по мере эволюции авиационной техники.
Появление в середине 1930-х гг. высокоскоростных самолетов-монопланов потребовало расширения экспериментальной базы института. Первый камень в основание нового ЦАГИ был заложен в 1935 г., а уже через четыре года в строй вступил блок больших аэродинамических труб. Для сотрудников был построен жилой поселок, получивший в духе времени название Стаханов. Вскоре поселок стал городом центрального административного подчинения, который нарекли Жуковским, в честь основателя ЦАГИ. В 30–40-е гг. от ЦАГИ отделились ЦИАМ (1930 г.), ВИАМ (1932 г.), ЛИИ (1941 г.), ОКБ А.Н. Туполева (1936 г.), СибНИА (1946 г.) и ряд других, впоследствии всемирно известных организаций.
В годы Великой Отечественной войны ЦАГИ проводил инновационные исследования, направленные на повышение тактико-технических характеристик советских боевых самолетов, а также осуществлял модернизацию и совершенствование существующего авиационного парка. Кроме того, тесный союз конструкторов ОКБ и ученых ЦАГИ обеспечил победы в небе Кореи, Северного Вьетнама, а позднее — Ближнего Востока. Аэродинамики и прочнисты ЦАГИ сказали решающее слово при создании всех самолетов — носителей стратегического ядерного оружия: от Ту-16 до Ту-160. Становление ракетной техники в СССР также не прошло без участия ЦАГИ. Этапными для института стали и исследования аэродинамики и динамики полета самолетов с крылом изменяемой геометрии.
В конце 1960-х гг. развернулись работы по созданию фронтовых истребителей нового поколения с высокой тяговооруженностью и маневренностью. Важный вклад внесли специалисты ЦАГИ в создание пассажирских и транспортных самолетов нового поколения Ил-96,Ту-204 и Ан-124.
Самой крупномасштабной работой двух последних десятилетий, проведенной с привлечением всех подразделений института, стало создание воздушно-космического самолета «Буран».
В 1994 г. указом президента Российской Федерации ЦАГИ получил статус Государственного научного центра. Научные заслуги коллектива ЦАГИ несомненны, и давно уже имена многих его сотрудников вписаны золотыми буквами в историю мировой авиации.
За большой вклад в развитие авиационно-космической науки и техники ЦАГИ награжден орденами Трудового Красного Знамени (1926 г.), Красного Знамени (1933 г.), орденом Ленина (1945 г.), Почетной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР (1968 г.), орденом Октябрьской Революции (1971 г.). В 1998 г. ЦАГИ объявлена благодарность президента Российской Федерации.
С 2014 года ЦАГИ, наряду с ЦИАМ, ГосНИИАС, СибНИА и ГкНИПАС, входит в состав Национального исследовательского центра «Институт имени Н.Е. Жуковского», выполняющего роль единого центра управления отечественной прикладной наукой в авиационной сфере для формирования опережающего научно-технического задела на основе принципов междисциплинарной конвергенции наук и межотраслевой интеграции технологий.
«Для нашей страны, нашей науки вековой юбилей ЦАГИ — это грандиозный праздник. Можно сказать, что авиация родилась как отрасль именно с создания центра авиационной науки. За многие годы развития института зарождались новые направления исследований, развивалась экспериментальная база. Благодаря этому формировался облик практически всех летательных аппаратов нашей страны. Сегодня крупнейший в мире центр авиационной науки объединяет фундаментальный научный поиск, прикладные исследования, конструкторские разработки, производство и испытания летательных аппаратов. Многолетний опыт, знания и компетенции института ценятся не только в нашем государстве, но и далеко за его пределами. Институт является равноправным партнером в международной научной кооперации, доказана наша необходимость и ключевая значимость на мировом рынке. ЦАГИ уверенно смотрит в будущее. Ведутся работы по техническому перевооружению, модернизации экспериментальной базы, растут объемы фундаментальных и прикладных исследований. Но всего этого не было бы без бесценного научного потенциала, в основе которого, конечно же, — люди. Это наши знаменитые ученые, инженеры, работники производства, технический персонал и многие другие. Хочу сказать всем Вам большое и искреннее спасибо. Спасибо за усердный труд, гениальные идеи, теплую и дружную атмосферу в коллективе. С Вами легко и комфортно работать, и даже в стрессовых ситуациях Вы не теряете оптимизма и всегда приходите на выручку. Благодарю Вас за то, что наши будни не превращаются в рутину, а каждый день полон научного творчества», - говорится в поздравлении директора ЦАГИ К.И. Сыпало.
Редакция AVIA.RU Network и Aviation EXplorer поздравляет руководство и весь коллектив ЦАГИ с юбилеем и желают дальнейших успехов в работе на благо нашей страны.