30 ноября 2017 г., AEX.RU – 24 ноября в Москве состоялся юбилейный 10-й Вертолетный форум – ежегодное событие, имеющее большую важность для вертолетного сообщества. Форум является уникальной площадкой, которая позволяет обсуждать и решать насущные вопросы всей индустрии. В этом году Вертолетный форум был посвящен теме «Авиаработы – основа экономики вертолетной отрасли». В программу форума вошло пленарное заседание и три круглых стола.
Приветствие участникам и организаторам юбилейного 10-го Вертолетного форума от заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Ольги Голодецзачитала директор Департамента организации экстренной медицинской помощи и экспертной деятельности Минздрава России Оксана Гусева. В приветствии Ольга Голодец обратила внимание на важнейшую роль, которую вертолеты играют в проекте развития санитарной авиации в стране.
Заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Олег Бочаров поприветствовал участников форума от лица Минпромторга России. Он особенно подчеркнул то внимание, которое Министерство уделяет вертолетной индустрии. По словам Олега Бочарова, на мировом рынке российское вертолетостроение занимает долю в 13,2%, но через 10 лет эту цифру ожидается увеличить до 15%. Безусловно, эта работа не может делаться производителями вертолетов единолично и требует максимальной координации усилий всех вовлеченных в процесс участников и государственной поддержки.
Советник президента ОАК по науке и технологиям, заместитель Председателя «СоюзМаш России» и член Экспертного совета по авиационной промышленности при Комитете Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Борис Алёшин, выступая на форуме, затронул тему будущего развития вертолетной индустрии. По его словам, чтобы Россия могла оставить за собой лидирующие позиции в области вертолетной индустрии, требуется делать основную ставку на интеллектуальные решения, поиск новых сфер деятельности, в которых выгодно применять вертолеты.
Начальник управления поддержания летной годности воздушных судов Росавиации Валерий Кудинов зачитал приветствие от руководителя Росавиации Александра Нерадько. Глава Росавиации отметил, что с развитием отечественной вертолетной индустрии, помимо новых возможностей, появляются новые вызовы и проблемы, а формат Вертолетного форума очень важен и продуктивен, так как позволяет выстраивать как вертикальные, так и горизонтальные коммуникации для их решения.
Большое внимание привлекло выступление на пленарном заседании генерального директора авиакомпании «ЮТэйр» Андрея Мартиросова. Он остановился на ретроспективе применения вертолетной техники в стране. Так, если в конце 1980-х и начале 1990-х годов общий налет на одних только вертолетах типа Ми-8/17 составлял около 400000 часов, то в 2016 году до такого же объема налета отрасль «дотянулась» суммируя налет на всех вертолетах гражданского применения.
Заместитель генерального директора холдинга «Вертолеты России» по маркетингу и развитию бизнеса Александр Щербинин рассказал о проектах холдинга в области гражданских вертолетов. Так, продолжается активная эксплуатация и поставки вертолетов «Ансат» с медицинским модулем по программе развития санитарной авиации, заключены первые контракты на поставку двух новых вертолетов Ми-171А2, эта модель также готовится к производству в конвертируемом варианте. На май следующего года запланирован первый полет нового образца Ка-62, в разработке находится гражданская «арктическая» версия вертолета типа Ми-8/17.
Заместитель директора Департамента государственной политики в области гражданской авиации Министерства транспорта Российской Федерации Андрей Шнырев выступил с докладом на тему «Государственное регулирование авиационных работ». В своем докладе он рассказал про исторический подход к госрегулированию и разделение ФАП-11 на требования к авиационным работам (ФАП-249) и требования к авиационным воздушным перевозкам ФАП-11 (246).
Директор Института воздушного и космического права AEROHELP Олег Аксаментовпредставил участникам форума доклад на тему «Правовое регулирование авиационных работ по законодательству России: de lege ferenda». Он остановился на нескольких важных аспектах современного воздушного законодательства, которые в той или иной степени не до конца проработаны.
Руководитель Департамента анализа, стратегических сделок и рынков капитала холдинга «Вертолеты России» Рамиль Ахмадеев представил доклад «Экономика авиационных работ – состояние и ключевые проблемы. Потенциал развития и особенности государственной политики», в котором дал глубокий срез уникальной информации по современному состоянию рынка авиаработ.
В своем выступлении на пленарном заседании председатель Правления АВИ Михаил Казачков рассказал, что признанный за 10 лет успех Вертолетного форума накладывает большую ответственность, так как поднимает авторитет и уровень мероприятия на более высокий уровень. По словам Михаила Казачкова, это справедливо и для Международной выставки вертолетной индустрии HeliRussia, которая также в этом году отметила свое 10-летие. При этом, несмотря на успех юбилейной выставки, России есть куда стремиться – для сравнения, вертолетное сообщество в США сформировало Совет, впоследствии ставший Международной вертолетной ассоциацией, ещё в 1948 году.
Директор программы «Легкий Многоцелевой Вертолет» конструкторского бюро «ВР-Технологии» холдинга «Вертолеты России» Михаил Иванов провел презентацию проекта VRT-500. В своей презентации он особенно остановился на анализе и прогнозе целевого рынка, рассказал о причинах выбора соосной схемы в новом вертолете, преимуществах проекта перед конкурентами и познакомил участников форума с текущим статусом программы вплоть до 2024 года.
В завершение пленарного заседания юбилейного Вертолетного форума состоялась сессия вопросов к выступающим. Сессия вопросов и ответов отличалась яркой и насыщенной дискуссией и серьезным уровнем вопросов. В частности, среди задававших вопросы выступили: легендарный летчик-испытатель, Герой Советского Союза и советник генерального директора холдинга «Вертолеты России» Гурген Карапетян, председатель Совета директоров «НПК «ПАНХ» Владимир Козловский, заместитель генерального директора «НПК «ПАНХ» по научно-техническому прогрессу Олег Худоленко, генеральный директор «ЧКалАвиа» Александр Чурочкин и другие.
Круглый стол «Состояние и проблемы развития стратегии послепродажного обслуживания российских вертолетов» на 10-м Вертолетном форуме был посвящен важной теме поддержки вертолетной техники. Послепродажное обслуживание вертолетов – это комплекс всех продуктов и услуг, которые сопровождают вертолет после продажи и непосредственным образом влияет на выполнение авиаработ.
На круглом столе «Практические аспекты взаимодействия авиационных и медицинских организаций» были изучены ситуации, возникающие в ходе реализации федеральной программы развития санитарной авиации в России.
В мероприятии приняли участие 344 делегата. Организаторами форума выступили Ассоциация Вертолетной Индустрии (АВИ) и компания «Русские Выставочные Системы», генеральный спонсор – холдинг «Вертолеты России».