23 октября 2017 г., AEX.RU – Томские ученые создали рентгенографический комплекс для выявления мельчайших дефектов в роторах газотурбинных двигателей современных гражданских и военных самолетов. Об этом пишет Российская Газета.
Дефектоскоп поможет предотвратить авиакатастрофы, возникающие из-за технических неполадок воздушного судна.
"Ротор авиационного двигателя работает при колоссальных тепловых и механических нагрузках, - рассказывает ведущий эксперт Томского политехнического университета Александр Чепрасов. - Он состоит из дисков, соединенных между собой методом электронно-лучевой сварки. Это высококачественный метод, но и здесь могут быть дефекты. Самые опасные - это так называемые "непровары", когда в металле нет соединения. В месте такого "непровара" ротор может просто разорвать, что приведет к аварии".
Автоматизированный комплекс высокого пространственного разрешения позволяет "разглядеть" даже очень мелкие дефекты в сварном шве размером до 100 микрон. Дефектоскоп состоит из робота-манипулятора, рентгеновского аппарата, линейного приемника излучения и вращающегося стола, на котором размещаются объекты контроля. При этом в нем не используется рентгеновская пленка. Весь процесс происходит в цифровом формате. Данные архивируются и могут храниться до 20 лет.
"На сегодняшний день комплекс не имеет аналогов в России", - сообщили в пресс-службе ТПУ.
По словам ученых, дефектоскоп можно использовать не только для контроля роторов газотурбинных двигателей, он универсален. Технология может быть применена и для контроля существенно более крупногабаритных объектов, например, корабельных и наземных газотурбинных энергетических установок.