24 августа 2016 г., AEX.RU – Варшаве было известно о том, что аэропорт Смоленска не работает, еще во время подготовки визита в Россию президента Польши Леха Качиньского в 2010 году, сообщил один из свидетелей авиакатастрофы и бывший сотрудник канцелярии президента Мацей Й. Об этом пишет РИА Новости.
Самолет Ту-154 президента Польши Леха Качиньского 10 апреля 2010 года потерпел катастрофу при заходе на посадку в аэропорту "Смоленск-Северный". На борту находились 96 человек — 88 пассажиров и восемь членов экипажа, летевших на траурные мероприятия в Катыни. Все они погибли.
Окружной суд в Варшаве рассматривает дело бывшего главы канцелярии польского премьера Томаша Арабского и еще четырех сотрудников канцелярии, которых родственники жертв смоленской катастрофы обвинили в неисполнении обязанностей при организации визита Качиньского в Россию.
Как сообщает в среду агентство PAP, свидетель Мацей Й. в канцелярии президента занимался заграничными вопросами. По его словам, канцелярия премьера и МИД Польши настаивали на том, чтобы Качиньский вовсе не летел в Смоленск. Мацей Й. утверждает, что узнал об этом от своего начальника — замгоссекретаря Мариуша Хандзлика, который позже также погиб под Смоленском.
"То, что аэропорт не работает, было известно в момент подготовки этого визита", — заявил Мацей Й. По его словам, возможность приземления президентского самолета в другом аэропорту не рассматривалась из-за больших расстояний.
Как утверждает свидетель, российская сторона предупреждала о том, что 7 апреля, во время визита занимавшего тогда пост премьера Польши Дональда Туска, аэропорт будет в полной готовности, но "поддерживать полную готовность 10 апреля будет трудно".
Мацей Й. присутствовал в аэропорту в Смоленске утром 10 апреля. По его словам, перед катастрофой появилась информация о том, что самолет перенаправлен в Брянск или в Москву, а после стало известно, что он все же попытается сесть в Смоленске. Уже после падения самолета, как утверждает свидетель, он слышал разговор "русских в камуфляже" о том, что экипажу самолета говорили не совершать посадку в "Смоленске-Северном".