18 июля 2016 г., AEX.RU – Ракета-носитель среднего класса, разработка которой предусмотрена действующей Федеральной космической программой в рамках опытно-конструкторской работы «Феникс», получит казахское имя «Сункар» (по-русски — «Сокол»). Об этом пишет газета "Известия".
Как пояснили в аэрокосмическом комитете министерства по инвестициям и развитию республик Казахстан (Казкосмос), казахское имя для ракеты было выбрано потому, что этот носитель будет составной частью российско-казахского космического ракетного комплекса «Байтерек». Идея проекта в том, что Казахстан обеспечит на Байконуре стартовую позицию и наземную инфраструктуру для комплекса, а Россия создаст ракету, которую с помощью этого комплекса будут готовить к старту и запускать в космос.
"Мы подумали, что «Сункар» будет подходящим именем для новой красивой ракеты, которая, мы уверены, будет еще и прекрасно летать, — сообщили «Известиям» в Казкосмосе. — Птица сокол занимает особое место в культурных традициях нашей страны. Одним из наследуемых из поколения в поколение народных искусств Казахстана является соколиная охота. Это древнее искусство зарождалось именно у нас, его традиции сохраняются и обеспечивают особое место, особое отношение к птице соколу в национальной культуре. Для нас сокол — это символ стремительности, точности, неустрашимости. Мы признательны российским партнерам за то, что они представили нам право дать ракете такое имя. И очень рады, что столь важный для развития наших дружественных отношений проект, как «Байтерек», будет реализован с использованием новейших технологий, которые будут служить казахстанскому и российскому народам".
Ракету «Сункар» планируется создать в период 2018–2025 годов, на это бюджетом предусмотрено 30 млрд рублей. Пока новой ракеты нет, партнеры по «Байтереку» займутся модернизацией и совместной эксплуатацией ракетного комплекса «Протон».
Проект «Байтерек» потенциально выгоден обеим сторонам: Казахстан сможет сохранить действующий космодром, а Россия сможет делать и продавать больше ракет, — отметил научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев. — Но сейчас это не бизнес-проект, а в большей степени политический. Поэтому и перспективы его реализации лежат в плоскости политической воли руководства. А казахское название для ракеты — это дружественный жест по отношению к казахстанским партнерам.