23 мая, AEX.RU – Американская некоммерческая организация Doc's Friends («Друзья Умника») завершила летную сертификацию реставрируемого бомбардировщика B-29 Superfortress, прозванного «Умником». Как сообщает N+1 со ссылкой на AirForceTimes, самолет, сертифицированный Федеральным управлением гражданской авиации планируется поднять в воздух в ближайшие несколько недель.
В середине мая текущего года «Умник» впервые за последние 60 лет запустил двигатели и самостоятельно проехался по взлетно-посадочной полосе. Самолет смог проехать чуть больше 800 метров. Это испытание первым подготовительным мероприятиям перед первым полетом восстановленного бомбардировщика. «Умник» совершил пробежку, используя только первый и четвертый двигатели.
Бомбардировщик был построен в 1945 году и после включения в состав ВВС США получил имя «Умник» в честь одного из гномов из мультфильма «Белоснежка и семь гномов» студии Walt Disney, вышедшего на экраны в 1937 году. После поставки в войска «Умник» не использовался в качестве бомбардировщика, поскольку к тому времени Вторая мировая война уже закончилась.
Самолет использовали в качестве воздушной цели для подготовки расчетов наземных радиолокационных станций. В 1956 году бомбардировщик списали и перевели на полигон оружейных испытаний ВМС США в пустыне Мохаве. Там самолет находился 42 года, чудом не став мишенью и избежав серьезных повреждений.
В 1998 году энтузиаст Тони Маццолини договорился с военными и забрал самолет с полигона. С тех пор проводилась реставрация B-29. Большая часть деталей для «Умника» была пожертвована. Некоторые из узлов и агрегатов заменены современными. В реставрации бомбардировщика принимали участие люди, работавшие в 1940-х годах на заводе в Уичите, где собирались B-29, и летчики, летавшие на таких самолетах.
После того, как «Умник» поднимется в воздух, он станет вторым в мире сохранившимся и способным к полетам бомбардировщиком B-29. Superfortress был разработан во второй половине 1930-х годов и совершил первый полет в 1942 году. Самолет мог развивать скорость до 604 километров в час и нести боевую нагрузку массой до девяти тонн. Боевой радиус бомбардировщика составлял 3,4 тысячи километров.