10 марта, AEX.RU – Стало известно, что против мужчины, решившего 8 марта запустить беспилотник на Красной площади, возбуждено административное дело, пишет Российская газета.
Речь идет о 33-летнем россиянине, который запустил на главной площади страны в воздух квадрокоптер. Беспилотное устройство, которым управлял затейник, успело пролететь над Мавзолеем. После чего правонарушитель был задержан на Васильевском спуске дежурившими неподалеку полицейскими.
Они составили административный протокол по статье "Нарушение правил использования воздушного пространства". Мужчину обязали явиться в суд, где на него, скорее всего, будет наложен административный штраф в размере от 3 до 5 тысяч рублей. Такое наказание предусмотрено в КоАП для физлиц, нарушивших правила использования воздушного пространства, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Отметим, что это был далеко не первый случай запуска беспилотника возле Кремля. Так, в сентябре 2015 года в Москве были задержаны двое приезжих из Германии, которые запустили квадрокоптер на Красной площади. Иностранцы рассказали, что собирались снять красивые виды Москвы и выложить их в Интернет. На них также был составлен протокол по той же статье КоАП.
Самый громкий же случай, связанный с штрафованием владельца беспилотника, произошел летом 2014 года в Сыктывкаре. Там на 50 тысяч рублей был оштрафован бизнесмен, организовавший доставку пиццы с помощью беспилотников. Однако апелляционная инстанция позднее отменила это наказание, указав, что полеты легких беспилотников пока не регулируются Воздушным кодексом РФ.
В конце прошлого года этот законодательный пробел был устранен. Федеральный закон "О внесении изменений в Воздушный кодекс РФ в части использования беспилотных воздушных судов" президент РФ Владимир Путин подписал 30 декабря 2015 года. Правда, вступит в силу он только в середине апреля текущего года. С этого момента радиоуправляемые вертолеты, квадрокоптеры и другие беспилотники, которые сегодня абсолютно бесконтрольно летают над нашими головами, окажутся вне закона. Документ обязывает регистрировать в госреестре гражданских воздушных судов все беспилотники массой более 250 граммов.
О том, что в нашей стране необходимо принять меры по госрегулированию использования беспилотников, говорилось давно. Известны случаи, когда использование квадрокоптеров в зоне аэропортов едва не приводило к печальным последствиям для самолетов. По мнению законодателей, на беспилотники должны распространяться те же нормы и правила, что приняты и действуют в отношении других воздушных судов. Речь идет о сертификации, госрегистрации, допуске к выполнению полетов, обеспечении безопасности, расследовании авиационных происшествий.
В законе также отмечалось, что порядок госрегистрации беспилотных судов предстоит разработать правительству РФ. В конце января минтранс вынес на публичное обсуждение проект постановления правительства, согласно которому регистрацию произведенных в России или ввезенных в страну беспилотных воздушных судов будут курировать Росавиация и ФСБ. Для того чтобы пройти регистрацию, владелец беспилотника должен будет подать заявление в произвольной форме о дроне и его собственнике в Росавиацию. В заявлении необходимо будет сообщить тип беспилотника, его серийный номер, дату изготовления, наименование изготовителя, назначение, тип и количество двигателей, их мощность и максимальную взлетную массу. Кроме того, заявитель должен будет оставить свои имя, адрес, телефон и ИНН.
После регистрации беспилотнику присваиваются государственный и регистрационный опознавательные знаки, которые наносятся на дрон. Также дрон надо будет поставить на учет в ФСБ, сообщив те же данные, что и при регистрации. После этого ФСБ выдаст справку о постановке беспилотника на учет. Информация о подразделениях службы, куда нужно будет подавать заявления, появится в Интернете. Стоит отметить, что проблемой бесконтрольного полета беспилотников озаботились и власти США. Недавно Федеральное управление гражданской авиации США выпустило свод правил, согласно которым все владельцы радиоуправляемых дронов обязаны зарегистрировать свои устройства в национальной базе данных, а также предоставить персональные данные о владельце. Пользователи, имевшие на руках летательные аппараты, должны были встать на учет до 19 февраля 2016 года.
Тем временем довольно оригинальный, но вместе с тем эффективный способ борьбы с беспилотниками-нарушителями взяли на вооружение в Голландии. Правоохранительные органы Нидерландов запустили тестовую программу по обучению орлов ловле неопознанных беспилотников. Как ожидается, полиция будет прибегать к услугам хищных птиц только в экстренных ситуациях, когда использование другого дрона-перехватичка может представлять угрозу для жизни людей.