21 июля,
AEX.RU – 09 июля 2015 г. состоялось расширенное заседание Совета по внешним связям АЭВТ, в котором приняли участие представители авиаперевозчиков, аэропортов, Росавиации, Минтранса, средств массовой информации.
В ходе обсуждения вопроса либерализации международного воздушного сообщения были сформулированы следующие выводы:
- либерализация рынка авиаперевозок является одним из основных трендов развития авиации в последние годы и все участники заседания поддержали политику по постепенному снятию существующих ограничений в международном воздушном сообщении. При этом целью процесса должна быть не сама либерализация, как таковая, а развитие маршрутных сетей, укрепление позиций российских авиапредприятий и увеличение вклада авиаперевозок в российскую экономику. Либерализация должна быть продуманная и целенаправленная;
- либерализация должна проводиться с теми странами, где есть потенциал роста пассажиропотока, который может быть использован российскими авиакомпаниями. В первую очередь это относится к тем рынкам бывшего СССР, где российские авиакомпании занимают доминирующее положение, имеют конкурентные преимущества по отношению к иностранным авиакомпаниям;
- снятие ограничений должно стимулировать подвоз пассажиров в хабы российских авиакомпаний, а не позволять иностранным перевозчикам перевозить российских пассажиров через свои хабы в третьи страны;
- при принятии решений необходимо находить баланс интересов всех российских участников авиатранспортного бизнеса (авиакомпаний, аэропортов, ТЗК, поставщиков аэронавигационных услуг, производителей авиатехники и т.д.). Для этого целесообразно проводить экономическую оценку принимаемых решений, исходя из того, какой совокупный вклад в российскую экономику будет внесен;
- при снятии ограничений права должны предоставляться иностранным перевозчикам исключительно на паритетной основе, в рамках действующих соглашений о воздушном сообщении. В случае, если иностранное государство не может или не хочет предоставить коммерческие права, интересные российским авиакомпаниям, целесообразно оставить отношения в сфере авиаперевозок на достигнутом уровне, отложив расширение прав до подходящего момента. При этом стоит отметить, что предоставление прав для иностранных перевозчиков в одностороннем порядке ставит перевозчиков РФ в заведомо невыгодное положение и не способствует развитию отрасли в целом.
Исходя из вышеизложенного, предлагается в рамках либерализации международного воздушного сообщения решить следующие вопросы:
- разработать и утвердить форму статистической отчетности по выполненным иностранными авиакомпаниям рейсам и перевезенным пассажирам, поскольку в настоящее время такая информация есть только по российским авиакомпаниям, что не позволяет принимать решения по международным рейсам;
- разработать методику для расчета экономического эффекта от снятия ограничений (оценка возможной дополнительной выручки, которую получат аэропорты, аэронавигация, ТЗК от увеличения количества рейсов иностранных авиакомпаний и потенциальных потерь российских авиакомпаний);
- разработать дорожную карту по проведению либерализации воздушного сообщения с иностранными государствами, определив наиболее приоритетные рынки для снятия ограничений и этапы;
- ускорить либерализацию воздушного сообщения в рамках СНГ и ЕвразЭС;
- продолжить работу по законодательному закреплению возможности безвизового въезда на территорию Российской Федерации сроком на 72 часа.