5 июня,
AEX.RU – Stadler ведет переговоры с «Аэроэкспрессом» о сокращении портфеля заказов на новые поезда, сообщил
Газете.Ru один из руководителей швейцарской компании. Причиной пересмотра соглашений стал обвал курса рубля в прошлом году, а также увеличение стоимости пользования инфраструктурой для перевозчика в 100 раз. В «Аэроэкспрессе» подтверждают, что переговоры ведутся, однако говорить об их итогах пока рано.
«Аэроэкспресс» обсуждает возможность сокращения портфеля заказов на поезда у швейцарской Stadler. Об этом сообщил директор по маркетингу и продажам Stadler Rail AG Дирк Шайбнер. По его словам, в настоящее время ведутся переговоры о том, каким образом решить вопрос с поставками поездов на фоне трудностей с финансированием, которые испытывает «Аэроэкспресс». Шайбнер добавил, что, по его ожиданиям, решение будет принято в течение ближайших двух или трех недель.
В самом «Аэроэкспрессе» заявляют, что говорить о результатах переговоров пока рано. «Ведутся переговоры, и говорить о каких-то итогах пока преждевременно», — заявил представитель «Аэроэкспресса».
Тендер на поставку двухэтажных пассажирских поездов для «Аэроэкспресса» швейцарская Stadler выиграла в 2013 году. Общая сумма контракта составляла на тот момент €685 млн, из них твердый контракт подразумевал заказ 16 четырехвагонных и 9 шестивагонных составов на сумму более €381 млн.
Поставка первых поездов была запланирована на июнь 2015 года. Двухэтажные поезда позволили бы «Аэроэкспрессу» увеличить пропускную способность на 30–40%, оценивали ранее представители компании.
Накануне железнодорожный портал International Railway Journal сообщил, что два поезда, предназначавшиеся ранее для российского «Аэроэкспресса», были поставлены в Азербайджан. По данным портала, поезда были перекрашены из фирменного красного цвета «Аэроэкспресса» в бело-черно-золотую расцветку азербайджанских железных дорог ADY.
Шайбнер не стал подтверждать, были ли отправленные в Азербайджан поезда изначально построены для «Аэроэкспресса» или нет, отметив, что контракт с ADY — «это отдельный контракт с другой компанией». В «Аэроэкспрессе» также уклончиво ответили на запрос, отметив, что «работы по строительству двухэтажных поездов в пользу «Аэроэкспресса» продолжаются и ведутся в штатном режиме».
Возможное сокращение объема заказов «Аэроэкспресса» может быть связано не только с изменением валютных курсов, которые сказались на конечной рублевой стоимости контракта со швейцарской Stadler. С 2015 года для компании была повышена стоимость пользования инфраструктурой в 100 раз. Ранее «Аэроэкспресс» пользовался льготами на оплату услуг инфраструктуры. К этому добавились инфляционные составляющие, сказавшиеся в целом на железнодорожной отрасли. По оценкам исполнительного директора «Аэроэкспресса» Алексея Сорокина, расходы на инфраструктуру из-за повышения тарифов вырастут более чем до 500 млн руб. в год.
Для того чтобы компенсировать возросшие затраты, «Аэроэкспресс» принял решение поднять тарифы на перевозку пассажиров. С 1 июня компания повысила цены на билеты по некоторым тарифам (в основном по единичным проездным): тариф «Стандартный» возрос с 450 до 470 руб., тариф «Туда-обратно» — с 900 до 940 руб.
Это уже второе повышение за год — и четвертое за последние полтора года. Еще в конце 2013 года проезд на «Аэроэкспрессе» стоил 320 руб. После последнего повышения тарифов в начале июня стоимость поездки на двоих в аэропорт приблизилась к средней цене за такси, которая колеблется в Москве в районе 1000 руб. за машину.
В то же время в целом «Аэроэкспресс» пока можно назвать весьма успешным с финансовой точки зрения предприятием. В последние годы динамика финансовых показателей демонстрировала быстрые темпы роста. Чистая прибыль компании за 2014 год по МСФО увеличилась в два раза — до 1,796 млрд руб. по сравнению с 890,456 млн руб. годом ранее.