6 апреля,
AEX.RU – Закупочные подразделения ООН планируют внедрить новую методику проведения торгов при заключении контрактов на поставку авиатранспортных услуг. Об этом пишет
КоммерсантЪ.
К 17 апреля аккредитованные при ООН перевозчики и авиационные власти должны проанализировать преимущества и недостатки новой схемы. Затем методику обсудят на конференции в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке с компаниями, участвовавшими в тендерах или планирующими сотрудничать с ООН. В Росавиации отказались от дополнительных комментариев.
В штаб-квартире ООН "Ъ" пояснили, что подобная схема уже используется для поставок продуктов и услуг для миротворческих операций. Ее суть в том, что в требованиях тендера не будет указываться тип и количество необходимой авиатехники, а лишь общие условия. Участники должны указать в заявках наиболее "эффективные решения, соответствующие требованиям". Предложения будут оцениваться на основе некоего "комплексного подхода". Победит компания, предложившая наиболее "рентабельный вариант". Методика будет применяться к долгосрочным и наиболее дорогостоящим контрактам на чартерные авиационные услуги, включая вертолетные перевозки.
По данным ООН, в 2014 году объем авиатранспортных услуг для организации составил $773 млн (24,1% от общего объема услуг для ООН). Российские компании заняли третье место в рейтинге поставщиков после США и ОАЭ, предоставив услуг (в том числе авиационных) на $312 млн. На долю авиакомпаний из РФ приходится порядка 75% от выигранных авиатранспортных конкурсов.
Из российских авиакомпаний основная часть контрактов достается группе "ЮТэйр", ее доля в авиазаказах ООН в 2014 году составила 64%. В отчетности "ЮТэйр" по МСФО за 2013 год указывается, что выручка по договорам с ООН составила $292,8 млн. Для компании эти доходы крайне важны: из-за большого долга компания находится в сложной ситуации — еще в 2014 году заметно сократила количество авиарейсов и сейчас претендует на госгарантии (около 19 млрд руб.). В "ЮТэйр" не комментируют свое участие в разработке новой методики ООН.
ООН уже несколько лет планировала изменить процесс проведения авиатранспортных конкурсов для повышения их прозрачности. Начиная с 2006 года организация провела ряд проверок миротворческих операций с привлечением авиации. Так, в аудите за 2012 год ООН рекомендовано "систематически обращаться к большему числу поставщиков услуг для решения проблемы конкуренции". Проанализировав в 2006-2010 годах 39 долгосрочных контрактов на чартерные перевозки, аудиторы пришли к выводу, что к участию в тендере приглашались от 30 до 86 поставщиков из разных стран, но в среднем лишь 3,5 участника отвечали на приглашение. В ООН "Ъ" уточнили, что конкурсы на чартерные авиауслуги будут международными для "обеспечения максимального числа участников".
Источники "Ъ", знакомые с ситуацией, считают, что при распространении методики на авиатранспорт могут серьезно пострадать российские игроки. "Авиакомпаниям будет сложно предоставить весь комплекс логистических услуг, а значит, они не смогут полностью удовлетворять выдвигаемым требованиям",— считает собеседник "Ъ".