14 ноября, AEX.RU – Программа развития авиапрома на 2013–2025 годы представляет собой значимый документ для Правительства Российской Федерации, но нуждается в серьезной доработке. Об этом заявил генеральный директор Аэрофлота Виталий Савельев в письме, опубликованном на сайте Открытого правительства.
AEX.ru
«Для достижения заявленной цели – «создание высококонкурентной авиационной промышленности и возвращение её на мировой рынок в качестве третьего производителя по объемам выпуска» ни решения обозначенных программой задач, ни набора КПЭ, разработанных для мониторинга, достижения цели явно недостаточно», - заявил г-н Савельев.
Документ, по его мнению, также требует серьезной доработки в плане:
- адекватной оценки объемов рынка воздушной техники как в мире, так и, в особенности, объема рынка Российской Федерации на период до 2030 г.;
- реальной потребности российских авиакомпаний в технике, с учетом существующих контрактных обязательств российских авиакомпаний (как контракты Аэрофлота, например) с зарубежными производителями ВС на перспективу до 8–10 лет;
- конкурентного анализа зарубежных производителей, включая будущие проекты.
«Особое внимание следует уделить гармонизации программ российского авиапрома с существующими требованиями к производителям авиатехники в частях FAR/EASA (удивительно, что они даже не упомянуты в документе)», - отметил г-н Савельев.
В документе, по мнению Виталия Савельева, также не уделено внимания логистике, инфраструктуре для пред- и послепродажного сопровождения, поставкам запчастей, логистике, обслуживанию воздушной техники, зачастую играющему более важную роль для авиакомпаний, так как поддержание летной годности является одним из главных драйверов расходов авиакомпании. В документе не уделено внимания проблемам кадрового сопровождения и подготовке качественного технического кадрового состава.
«Как перспективные проекты в документе указаны такие типы ВС, которые уже сейчас неконкурентоспособны. Ан-148, Ту-204, Ил-96 надо исключить. Необходимо включить: турбовинтовые ВС нового поколения, вместимостью 40–60–80 пассажиров (семейство) с одним типом двигателя и одним типом крыла, вместимостью 20–35 кресел (два двигателя), грузовой Ан-124NG (цифровая кабина), МС-21, версия «только 400» и «400+» (220–245 кресел)», - уточнил г-н Савельев.
«Пересмотреть КПЭ и исключить пункты, которые никак не могут являться объективной оценкой. Например, «нетто-выручка от реализации услуг», «объем производства гражданской авиации в денежном выражении к уровню 2011 г.» и т.д. Очень важный пункт – проработать механизмы компенсации (не обязательно в денежном выражении, а, например, в преференциях в назначениях и т.д.) эксплуатантам отечественной техники», - добавил он.