Пятьдесят лет назад, 22 сентября 1961 года летчик-испытатель Г.В. Алферов осуществил первое висение на В-2 («В-2» - Вертолет-2, первое название Ми-2) у земли и 15-минутный полет на малой скорости. В октябре 1961 года вертолет поступил на совместные государственные испытания.
Торжественные мероприятия по случаю полувекового юбилея пройдут завтра, 22 сентября на территории района Жулебино на ул. Авиаконструктора М.Л. Миля (пересечение с Жулебинским бульваром) у памятников М.Л. Милю и вертолету Ми-2.
Этот вертолет уже не выпускается серийно, но эксплуатируется до сих пор, напоминая о богатой истории российского вертолетостроения, свидетелем которой он стал. Так, первоначально наибольшую заинтересованность в создании В-2 проявляли руководители гражданского воздушного флота, но вскоре на проект нового легкого вертолета обратили внимание и военные. В мае 1960 года Опытное конструкторское бюро Миля получило правительственное задание на разработку этого вертолета в сельскохозяйственном, пассажирском, транспортно-санитарном и учебном вариантах. Проект по созданию новой машины курировал заместитель главного конструктора В.А. Кузнецов. Ведущим конструктором был назначен А.Х. Серман. Далее ведущим конструктором вертолета Ми-2 стал А.А. Бритвин.
После первого полета и испытаний В-2 в 1965 году была построена морская модификация, названная В-2М, которая оснащалась аварийными посадочными баллонетами и предназначалась для эксплуатации на судах рыболовных и китобойных флотилий. Через два года один из опытных В-2 был переоборудован в вариант комфортабельного салона.
Вертолет Ми-2 мог переоборудоваться в пассажирский, связной, транспортный, санитарный, спасательный, патрульный, аэрофотосъемочный, вертолет для ледовой разведки, сельскохозяйственный вариант и учебно-тренировочной с двойным управлением.
На вертолетах Ми-2 российские спортсмены уже много лет с 1978 года по сегодняшний день побеждают на чемпионатах мира по вертолетному спорту, включая и Чемпионат 1999 года, когда было завоевано 14 комплектов медалей из 18 возможных.
Вертолеты Ми-2 успешно применялись как в гражданских, так и в военных целях, долгие годы составляя основу лёгкой винтокрылой авиации в Аэрофлоте и Вооружённых Силах РФ.
Ми-2 мог применяться в сельскохозяйственных целях (для опрыскивания и опыления лесных и сельскохозяйственных угодий), а также для грузопассажирских перевозок. Существуют поисково-спасательный и полярный варианты – на них установлено радиотехническое и навигационное оборудование для работы в сложных метеоусловиях. Специально для спецслужб был создан патрульный вариант, который использовался для контроля границ. В морской авиации Ми-2 применялся на ледоколах для разведки ледовой обстановки, а также для связи между кораблями. Также на базе Ми-2 были созданы вертолёты огневой поддержки и вертолёты палубного базирования.
В некоторых странах Ми-2 со специальным оборудованием использовался для контроля дорожного движения. В Болгарии Ми-2, оснащённые радиолокационным оборудованием, применялись для контроля загрязнения акватории Чёрного моря.
Ми-2 участвовал во многих вооруженных конфликтах.
В 1986 году несколько машин Ми-2 участвовали в ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС.