15 апреля 2011 г., Aviation Explorer – Иностранные инвесторы могут получить право владеть контрольными пакетами акций в российских авиакомпаниях, пишет "
КоммерсантЪ".
Минтранс, Минэкономики, Росавиация и силовые ведомства обсуждают возможность внесения изменений в ст. 61 Воздушного кодекса (ВК), которая предусматривает ограничение на участие иностранцев в капитале российских авиакомпаний на уровне 49%. Как сообщил глава управления контроля транспорта и связи ФАС Дмитрий Рутенберг, еще в декабре 2010 года этот вопрос поднял заместитель главы ведомства Анатолий Голомолзин. Идея в том, чтобы привести нормы ВК в соответствие с федеральным законом "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение", который допускает возможность иностранного владения более чем 50% акций или долей российских компаний.
Замминистра транспорта Валерий Окулов заявил, что "пока не видит оснований для изменения 61-й статьи Воздушного кодекса". Но заместитель руководителя комитета Госдумы по транспорту Сергей Гаврилов уточнил, что вопрос по внесению изменений в ВК обсуждается "в контексте вхождения России в ВТО, а также теневого участия в чартерных компаниях капитала турецких туроператоров". По прогнозам господина Гаврилова, предложения о внесении изменений в ВК будут представлены правительству на комиссии по транспорту и связи этим летом.
Официально иностранный капитал в бизнесе российских авиакомпаний представлен слабо. Так, американский инвестфонд Indigo Partners владеет 49% подконтрольной структурам Альфа-банка авиакомпании "Авианова". Кроме того, до кризиса 20% Sky Express контролировались ЕБРР. Также велись переговоры о продаже крупной доли в Sky Express владельцу Virgin Group Ричарду Брэнсону, но они не увенчались успехом. В Sky Express заявили, что причина срыва переговоров именно в невозможности покупки контроля иностранными инвесторами. Также иностранный соучредитель был в "Регион-авиа", но эта авиакомпания приостановила свою деятельность, уточняет издание.
Фактически же иностранцы занимают гораздо большую долю. "Благодаря тому, что туроператоры сами приобретают самолеты, регистрируют их в офшорах и потом передают в авиакомпании, большинство крупнейших чартерных перевозчиков частично или полностью контролируются турецким капиталом,— поясняет газете источник на авиарынке.— Это, например, IFly (Тez Tour), "Оренбургские авиалинии" и NordWind ("Пегас туристик")".
AEX.ru