25 марта 2011 г., Aviation Explorer – Госдума приняла в пятницу в третьем чтении поправки в Воздушный кодекс (ВК) РФ о централизованных базах данных по пассажирам самолетов и о наделении федеральных органов исполнительной власти полномочиями по оказанию услуг в сфере гражданской авиации, сообщает
Российская газета.
Так, в ВК РФ вносятся поправки, уточняющие порядок передачи данных пассажиров воздушных судов в автоматизированные централизованные базы персональных данных (АЦБПД). Они предусматривают передачу полномочий по определению порядка формирования и ведения таких баз данных от правительства РФ федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному в сфере транспорта.
Документ был разработан в целях устранения правовой коллизии, которая сейчас существует между законом "О транспортной безопасности" и Воздушным кодексом. В соответствии с законом "О транспортной безопасности", создается единая государственная информационная система обеспечения транспортной безопасности, состоящая, в том числе, из персональных данных о пассажирах как на внутренних, так и на международных рейсах. Порядок формирования и ведения таких баз данных ранее устанавливало правительство РФ. После вступления в силу закона о передаче части полномочий правительства органам исполнительной власти эта функция отошла министерству транспорта РФ. Однако в Воздушный кодекс РФ соответствующие изменения внесены не были.
Кроме того, в третьем чтении Госдума приняла правительственный законопроект, наделяющий федеральные органы исполнительной власти полномочиями по оказанию услуг в области гражданской авиации, ценообразования и государственного регулирования тарифов и сборов.
Авторы законопроекта предлагают определить правовую природу тарифов (сборов) на услуги в области гражданской авиации с учетом норм международного права, установить правовые основы государственного регулирования сборов за аэронавигационное обслуживание пользователей воздушного пространства и устранить несоответствия нормам воздушного права и законодательства РФ о естественных монополиях.
Статья 15 Конвенции о международной гражданской авиации (заключена в Чикаго 7 декабря 1944 года) вводит понятия аэропортовых и подобных им сборов, которые могут устанавливаться государством за пользование аэропортами и аэронавигационными средствами. Положения, определяющие правовую природу сборов за услуги в области гражданской авиации, отсутствуют в российском законодательстве.
Разработка соответствующего федерального законопроекта предусмотрена указом президента РФ о государственном регулировании сборов за аэронавигационное обслуживание пользователей воздушного пространства России.