13 января 2011 г., Aviation Explorer – На 98 Индийском научном конгрессе заместитель начальника индийского космического центра VSSC Сентхил Кумар представил индийский взгляд на облик и перспективы космического лифта, сообщает
CNews.
По мнению индийского эксперта, в развитых странах исследования в направлении создания космического лифта продвигаются очень быстро.
"Ученые и инженеры в настоящее время активно работают над технологиями, которые могут быть использованы для создания космического лифта, - говорит Сентхил Кумар. - В частности, индийские научно-исследовательские учреждения активно интересуются новейшими разработками по применению композитного волокна из углеродных нанотрубок и передаче энергии лазерным лучом". VSSC является подразделением Индийской организации космических исследований (ISRO).
Кумар рассказал, что основой для огромного космического подъемника станет кабель с якорем в основании и противовесом, расположенным за пределами геостационарной орбиты на расстоянии 35786 км от земной поверхности. Подъемная платформа (лифт) будет взбираться на орбиту по тросу из волокна на основе углеродных нанотрубок. Внутреннее пространство лифта будет использоваться как транспорт и обитаемый отсек для перемещения в космос людей, спутников и других грузов. Лифт будет передвигаться со скоростью 200 км в час и достигнет геостационарной орбиты за восемь дней. Преимущества такого способа выведения на орбиту очевидны – в настоящее время 94% веса обычных ракет состоит из топлива и других расходуемых компонентов. По мнению Сентхила Кумара, с появлением космического лифта стоимость выведения груза на орбиту снизится с нынешних 40 тыс. долларов за кг до менее чем 250 долларов за кг.
Якорем для лифта может стать высотное здание, к которому будет крепиться трос из композитного волокна на основе углеродных нанотрубок, достигающий длины до 50 тыс. км. Лифт может получать энергию по лазерному лучу и доставлять груз на различные орбиты.
Индийский ученый подчеркнул, что теоретически прочность углеродных нанотрубок на разрыв составляет 300 гигапаскаль, в то время как для создания космического лифта необходим трос с прочностью на разрыв только 130 гПа. Правда, современные углеродные волокна гораздо менее прочны и выдерживают давление всего в 5 гПа. Трос лифта будет толще в верхней части и утончаться по мере приближения к земле. Спутник поднимет катушку с тросом в космос, после чего трос размотают, спуская в атмосферу, и прикрепят к якорю.
Среди основных трудностей проекта космического лифта были названы радиация, молнии, ветры, метеоры, космический мусор. Однако, по мнению Сентхила Кумара, эти проблемы могут быть решены.