19 октября 2009 г., Aviation Explorer – Летающая лаборатория с двигателем ПС-90А2 (в одной гондоле, и штатным ПС-90А в другой), созданная на базе самолета Ту-204 (регистрационный номер RA-64048), совершила в субботу 17 октября первый полет. Машина находилась в воздухе 1 час 25 минут. В ходе испытаний оценивались характеристики ПС-90А2 при различных режимах полета. Двигатель на всех этапах руления, взлета, полета и посадки работал устойчиво.
ПС-90А2 – унифицированный, турбовентиляторный двухвальный двигатель большой степени двухконтурности, со смешением потоков наружного и внутреннего контуров, реверсом в наружном контуре и системой шумоглушения. Это новая модификация двигателя ПС-90А, обладающая характеристиками мирового уровня. По сравнению с прототипом на двигателе ПС-90А2 стоимость жизненного цикла снижена на 35% при росте показателей надежности в 1,5-2 раза.
Экологические параметры (шум, эмиссия вредных веществ) двигателя ПС-90А2 соответствуют перспективным требованиям Международной организации гражданской авиации. Двигатель соответствует требованиям ETOPS для двухдвигательных самолетов по обеспечению непрерывного 180-минутного полета по маршрутам большой дальности и над океаном. Трудоемкость обслуживания ПС-90А2 в эксплуатации в два раза ниже, чем у базовой модели ПС-90А.
Двигатель также обладает повышенной пожаробезопасностью благодаря замене части топливных агрегатов на пневматические. Он имеет полную взаимозаменяемость с двигателем ПС-90А. Двигатель ПС-90А2 будет сертифицирован по авиационным правилам АП-33, являющихся аналогом американских норм FAR33 и европейских JAR33.
Первым воздушным судном, оснащенным двигателями ПС-90А2, будет среднемагистральный самолет Ту-204СМ. Его создание ведет ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» в рамках опытно-конструкторских работ «Доработка самолета Ту-204-300, глубокая модернизация самолета Ту-204 (Ту-204СМ), повышение уровня надежности и улучшения эксплуатационных характеристик и использование результатов для модернизации самолетов семейства Ту-204/214, усовершенствование систем и агрегатов самолетов семейства Ту-204/214».
Проведение этих работ предусмотрено Федеральной целевой программой «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года». Контракт на проведение работ по проекту Ту-204СМ был заключен между Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и ОАО «ОАК» в декабре 2008 года. Руководство проектом Ту-204СМ осуществляет заместитель генерального директора ООО «Управляющая компания «ОАК – Гражданские Самолеты», заместитель генерального конструктора ОАО «Туполев» Сергей Гальперин.
Основные конструкторско-технологические задачи, которые должны быть решены в ходе реализации проекта Ту-204СМ – повышение надежности и безопасности систем самолета, снижение себестоимости самолета и стоимости эксплуатационных расходов. Завершение наземных и летных испытаний самолета Ту204СМ планируется на ноябрь 2010 года, его сертификация – на декабрь 2010 года.
Начало поставок заказчикам готовых самолетов Ту-204СМ намечено на июнь 2011 года. Уже заключены твердые контракты на поставку 20 Ту-204СМ. Пять машин через лизинговую компанию ОАО «Ильюшин Финанс Ко.» (ИФК) будут поставлены в 2011 году иранской авиакомпании Iran Air Tour. В августе этого года на авиасалоне МАКС-2009 был подписан контракт между ОАО «ИФК» и Авиакомпанией Правительства Москвы «Атлант-Союз» о поставке в 2011-2012 годах в финансовый лизинг 15 самолетов Ту-204СМ.