- Александр Владимирович, как оцениваете итоги, с которыми НАО «Гидромаш» им. В.И. Лузянина завершило 2022 год?
- Мы показали неплохие результаты. Темп роста производства по году достиг 105,4%, что выше среднего по стране. Если иллюстрировать более наглядно: в агрегатах производство шасси составило 1 264 штуки.
Мы понимаем, насколько важные задачи стоят сегодня перед авиастроением в связи с поручением президента страны по обеспечению российских авиакомпаний до 2030 года не менее чем 700 самолетами и вертолетами, и осознаем всю ответственность происходящего.
- Раз уж зашел разговор о гражданских воздушных судах, расскажите, в разработке, производстве и испытаниях какой новой авиационной техники сегодня участвует «Гидромаш»?
- Самолеты МС-21, Ил-114-300, Ил-96-300/400, Сухой Суперджет 100, ЛМС-901 «Байкал». Ко всем этим машинам «Гидромаш» имеет непосредственное отношение.
- Начнем, наверное, с МС-21, как проходила работа над этой машиной?
- В 2009 году «Гидромаш» выиграл тендер на разработку и изготовление шасси для МС-21. В работе над ним мы применили передовые конструкторские и технические решения. Использовали высокопрочные стали и титановые сплавы. Это позволило достичь хороших весовых показателей: масса шасси составляет 1,9 % от максимального взлетного веса самолета. Это заслуживающий уважения результат.
- Ил-114-300 - еще один самолет, укомплектованный взлетно-посадочными устройствами с маркой «Гидромаш».
- Совершенно верно. Ил-114 - турбовинтовой ближнемагистральный пассажирский самолет с интересной судьбой. Он был разработан еще в Советском Союзе и до июня 2012 года производился авиационным предприятием в Ташкенте. Практически сразу после прекращения выпуска заговорили о переносе его производства в Россию, поскольку потребность в бортах для местных воздушных авиалиний на тот момент составляла порядка 600 штук.
Однако процесс затянулся, первый полет обновленного Ил-114-300 состоялся лишь в декабре 2020 года. Надеемся, что теперь машину ждет более счастливая жизнь. Тем более что самолет уникальный. Он обладает способностью садиться на неровные, неподготовленные площадки, что жизненно важно для нашей страны.
- Хотелось бы поподробнее узнать, что представляет собой легкий многоцелевой самолет «Байкал», для чего он предназначен и в чем уникальность шасси, которое для него разрабатывал «Гидромаш»?
- ЛМС-901 «Байкал» призван прийти на смену легендарной «Аннушке» - самолету Ан-2. Шасси, установленные на «Байкале», - наша разработка.
В очень короткий срок, практически за пять месяцев, мы изготовили комплект агрегатов и провели необходимые работы в обоснование первого вылета и начала летных испытаний самолета. В 2021 году ЛМС-901 «Байкал» был представлен на авиасалоне МАКС, а в январе 2022 года осуществил свой первый полет, который длился 25 минут и проходил на высоте 500 метров.
Схема шасси трехопорная с хвостовой опорой и интересна расположением амортизаторов внутри фюзеляжа, что должно дать более высокую по сравнению с аналогами надежность.
- Интересно, в нынешних обстоятельствах удается ли вам продолжать работу по модернизации производства? В этом смысле «Гидромаш» всегда был в числе передовых?
- Возможно, не в том объеме, в котором хотелось бы, но удается. В прошлом году у нас появилось два многофункциональных обрабатывающих центра из дальнего зарубежья. Теперь хотим опробовать два универсальных токарных станка, сделанных в Беларуси. Это наш первый опыт работы с белорусскими станкостроителями. Надеемся, что он даст хорошие результаты.
- Как решаете кадровую проблему? Этот вопрос перед промышленными предприятиями в настоящее время стоит довольно остро.
- Дефицит кадров чувствуется. Авиастроение - отрасль высокотехнологичная, поэтому требования к соискателям высокие. Желательно, чтобы станочник, поступающий на работу, имел 5 или 6 разряд. Такие специалисты - товар штучный. Поэтому мы сделали упор на самостоятельную подготовку и переподготовку кадров. Для этого в июле прошлого года получили лицензию министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области на осуществление профессионального обучения.
Понятно, что самый сильный побудительный момент в деле привлечения специалистов, - это зарплата. Чтобы держать ее на приличном уровне, два года подряд разрабатываем и реализуем комплекс мер по защите качества жизни наших работников. С марта по май этого года проведем очередную индексацию.
- Какие планы строите на текущий год? Какие задачи ставите перед коллективом?
- Объем работ по подписанным контрактам на текущий год превышает прошлогодний уровень более чем на 15%. Основная задача: добиться качественного своевременного выполнения всех заключенных договоров.
- Нынешний год знаковый для «Гидромаша», исполняется 90 лет, как предприятие работает в авиастроении. Хотя, мы, конечно, знаем, что история у завода намного богаче.
- Совершенно верно. 3 ноября 1933 года наше предприятие было передано в ведение Глававиапрома и с 1935 года специализируется на проектировании и изготовлении шасси для отечественной авиации.
Если говорить об истории в целом, то в 2005 году «Гидромаш» разменял третье столетие. Мы ведем летоисчисление от каретной мастерской Петра Ильина, которая в 1805 году открылась в Москве. На её вывеске размещалось изображение государственного герба установленного образца, что говорит само за себя. К началу XX века мастерская выросла до одного из крупнейших промышленных предприятий страны, оснащенных по последнему слову техники. Это позволяло заводу совершать невероятные производственные скачки: авиационный двигатель, в том числе и для самолета Сикорского «Илья Муромец», автоплуг «Фаулер», запущенный в производство по личному указанию Ленина, первый советский малолитражный автомобиль НАМИ-1. Всё это наша продукция разных лет. Мы сохранили опыт и азарт наших предшественников, и надеемся, что они будут востребованы в деле обеспечения воздушного парка России отечественными самолетами.
Знаете, ровно 100 лет назад в нашей стране был совершен первый пассажирский рейс по маршруту Москва - Нижний Новгород на самолете Юнкерс Ф13, а уже к 1935 году воздушный флот на 100% состоял из отечественных машин. Если тогда у нашей страны получилось, то получится и теперь.