Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Гендиректор НПП "Звезда": первый шаг создания лунного скафандра сделан


3 октября 2022 года Екатерина Москвич, ТАСС


2 октября исполнилось 70 лет с момента основания научно-производственного предприятия "Звезда" им. академика Г.И. Северина. Оно является единственным в России производителем скафандров для космонавтов. Также НПП занимается созданием индивидуальных систем жизнеобеспечения летчиков и космонавтов, средств спасения экипажей и пассажиров при авариях летательных аппаратов, систем дозаправки самолетов топливом в полете. О разработке лунного скафандра, заключении контракта на создание скафандров "Орлан-МКС" для выходов в открытый космос и испытаниях катапультного кресла для перспективного стратегического бомбардировщика ПАК ДА в интервью ТАСС рассказал генеральный директор НПП "Звезда" Сергей Поздняков.

— Сергей Сергеевич, ваше предприятие в настоящий момент создает несколько перспективных скафандров, в том числе спасательный "Сокол-М" для полетов на корабле "Орел". Когда будет создан первый летный образец?

— Эти скафандры, как и новые амортизационные кресла "Чегет", предназначены для нового корабля "Орел". К первым полетам корабля скафандр и кресла будут готовы.

— То есть испытаний на "Союзе МС" не планируется? 

— На "Союзе", думаю, нет, потому что специально для скафандра "Сокол-М" создается система жизнеобеспечения, отличная от такой системы для "Союзов". Поэтому взаимозаменяемость не была предусмотрена техническим заданием, и мы такую задачу не ставили, по крайней мере пока. 

— Какие работы сейчас ведутся по системе жизнеобеспечения для "Сокола-М"?

— Сделаны образцы системы в железе, начали испытания, появились замечания, которые сейчас устраняем, будем двигаться дальше. Но испытания уже начались.

— Изначально предполагалось использование гермомолнии для скафандра "Сокол-М", затем от нее отказались в пользу жесткого разъема. Сейчас идут испытания скафандра с разъемом или с молнией?

— Мы отложили работы с гермомолнией в сторону, потому что есть сомнения в ее надежности. К тому же не очень удобно с ней работать, да и отечественных молний нет, а с импортными проблемы. Сейчас доделываем скафандр с разъемным жестким фланцем. К сожалению, испытания пока не начали, ограничились некими фрагментарными проверками. Надеюсь, до конца года испытания начнем, а может, даже и закончим. 

— Ведется ли работа по созданию туалета для "Орла"? Будет ли он как-то модернизирован?

— Для перспективного корабля "Орел" туалет сделали, он сейчас проходит испытания, там принципиальных изменений нет по сравнению с "Союзом МС". Нет смысла менять то, что работает достаточно надежно. 

— В каком состоянии сейчас проект лунного скафандра? Есть ли заказ со стороны Роскосмоса?

— По лунному скафандру мы закончили первый этап научно-исследовательской работы, в котором были подготовлены предложения для Роскосмоса. Эта работа шла по официальному договору. Мы определились с концепцией, как этот скафандр строить. Уже начали второй этап, который предполагает изготовление макета, на нем можно будет отработать некоторые элементы эргономики при работе с человеком, его подвижностью. Так что эта работа идет. 

— Это скафандр для работы на поверхности или на окололунной орбите?

— Это скафандр для работы на поверхности Луны.

— Скафандр будет модульный или концепция изменилась?

— Я бы не сказал, что она поменялась. Основная задача такого скафандра — это простое обслуживание и в целом малообслуживаемость. Поэтому построение систем жизнеобеспечения строится так, чтобы можно было отдельные модули менять с учетом того, что это будет не околоземная орбита, а Луна. Модульный подход остается в силе. 

— Решилась ли проблема со скафандрами "Орлан-МКС"? Заказал ли Роскосмос новые скафандры?

— Новые скафандры, будем считать, заказаны, соответствующий договор оформлен. В сегодняшней ситуации дай бог чтобы эти скафандры за полтора-два года сделали. 

— Уже началось их изготовление?

— Изготовление началось. Мы запустили изготовление до получения официального контракта, потом это дело притормозили, потому что было непонятно, когда он будет подписан. Теперь изготовление трех скафандров на замену тем, которые сейчас на МКС, запущено. 

— Ведется ли разработка совершенно новых скафандров, в том числе с применением технологии экзоскелета? 

— Мы в инициативном порядке занимаемся темой интегрирования, соединения элементов экзоскелета с нашей оболочкой. Но это такие "поисковые" работы. Дело в том, что очень сложно получать отклик на движение, которое необходимо выполнить и которому экзоскелет должен оказать помощь. А в оболочке скафандра, которая находится под давлением, еще сложнее. 

Тем не менее мы сейчас сделали экспериментальный рукав по несколько иному принципу. Он без экзоскелета, но с определенными хитростями, условно говоря, с «усилителями». Эта технология показала очень неплохие результаты с точки зрения подвижности. Мы обязательно сделаем прототип скафандра, где используем этот принцип не только на рукаве, но и на оболочках ног, где есть шарниры, — на коленях и голеностопе, чтобы облегчить ходьбу, бег или прыжки. Сейчас будем эту технологию пробовать. 

— Ведутся ли работы по линии Российской орбитальной станции (РОС)?

— Пока РОС — это только проект. Надеюсь, его реализация начнется в ближайшие годы. Понятно, что там будет и шлюзовой отсек, и скафандры. А какие туда скафандры делать? Если мы продвинемся достаточно далеко по лунной теме, тогда я не исключаю, что одна из версий лунного скафандра будет предложена.

— Для выхода в открытый космос?

— Да. Я думаю, на станции будут скафандры для выходов в открытый космос. Сейчас речь идет о том, что на базе "Орла" будет создан возвращаемый грузовик. Это очень важно. Тогда можно будет элементы скафандра возвращать на Землю, проводить их обслуживание и отправлять обратно. Поэтому и нужна модульная схема, чтобы не весь скафандр возить, а только его элементы. Это и дешевле будет. 

— Сохраняются ли сроки изготовления летного образца кресла "Чегет" в 2023–2024 году?

— Пока мы стараемся эти сроки выдерживать, немного тяжело идет изготовление кресел для испытаний, в том числе кресел, которые мы должны передать в Ракетно-космическую корпорацию "Энергия". 

— Потребуется ли создание аналога профилактического комплекта "Чибис", необходимого для подготовки организма космонавтов к возвращению на Землю, для Российской орбитальной станции? 

— Вряд ли задачи изменятся. Если там экипаж будет находиться достаточно длительное время, тогда "Чибис" нужен. В каком виде он будет, сейчас трудно сказать. Если поставят задачу что-то изменить — изменим. 

— Есть ли сейчас проблемы с поставками комплектующих из-за санкций?

— Конечно, есть, как и у всех. Но нас это не в такой сильной степени задело, потому что мы электронику, как правило, покупаем на стороне, причем это уже готовые блоки или фрагменты. А вот на предприятиях, где эти блоки делают, есть проблемы. Мы пока выкручиваемся. 

— Для "Орлана-МКС" могут возникнуть трудности с поставками? 

— Теоретически могут возникнуть трудности из-за электроники, но мы стараемся переключаться на альтернативных поставщиков. Я думаю, мы эти вопросы решим. Скафандрам, которые сейчас находятся на МКС, пять лет. Со времени, когда мы закупали электронику для испытаний этой версии скафандров, прошло уже лет восемь-девять. Мы тогда закупали сразу партию всех комплектующих, которые нам нужны, понимая, что штатных скафандров три штуки, и мы эти вопросы закроем, купив десять комплектов элементов, но электроника так быстро развивается, что сейчас некоторые элементы не выпускаются. Такого рода фрагментарная замена по-любому состоится. 

— По поводу возвращения оружия в носимый аварийный запас (НАЗ) до сих пор не было обращений?

— Если историю рассматривать, оружие летало еще на ранней стадии полетов на "Союзах". Тогда в НАЗ входил трехствольный специальный пистолет, его по заказу изготавливал Тульский оружейный завод. Он был очень компактный, входил в НАЗ, который один на весь экипаж. Потом какое-то время пистолет клали, сейчас ничего. Если надо будет, положим.

— То есть запроса такого не было?

— Нет, пока ничего такого не было. 

— Помимо космической тематики, вы создаете катапультное кресло для ПАК ДА. Начались ли его испытания?

— Мы идем почти в графике. Испытания только начинаются. Это традиционные испытания, в том числе климатические, на механическое воздействие и ресурсные. Это обычный набор для авиационной техники. 

— Был ли у вас заказ на катапультное кресло для однодвигательного самолета "Чекмейт"? 

— Нет, по нему заказа не было. Насколько я знаю, там предполагается использовать существующие наработки, чтобы он был относительно дешевым. Я предполагаю, что туда будут интернированы готовые системы, в частности это могут быть кресла, которые идут на Су-35 или Су-57. Кислородная система, наверное, тоже. 

— Есть ли у вас сейчас изменения по гособоронзаказу? Увеличился ли спрос на катапультные кресла, спасательные/защитные средства?

— ГОЗ увеличился. На следующий год по некоторым позициям в полтора раза, по отдельным — в два раза.

— НПП "Звезда" помогает партнерам из Индии подготовиться к пилотируемой космической миссии "Гаганьян". Какие работы вы вели?

— По "Гаганьяну" все, что планировалось сделать в рамках договора с "Главкосмосом", мы сделали. Партнеры из Индии сами сделали корабль и ракету, а амортизационные кресла, спасательные скафандры и оборудование для них они заказали у нас. И мы эту продукцию сделали.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение



Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

Известия
Заместитель генерального директора холдинга Т1 Алексей Волынкин: «Наша цель — запуск первой частной ракеты в космос уже в этом году»
Виталий Корнеев, Елена Новицкая
ТАСС
Глава оператора Пулково Леонид Сергеев: мы стали аэропортом №2 в России
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава SR Space: в течение года мы перейдем от ракеты "Небо" к первому полету "Космоса"
Юлия Живикина
РБК
«Иллюзий нет, но справимся»: что происходит с авиакомпаниями в России

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer