«АС»: Александр Алексеевич, для каких целей и задач создавалось АО «ХелиВерт»?
А.К.: АО «ХелиВерт», российско-итальянское совместное предприятие (СП) образовалось в сентябре 2009 г. на паритетной основе (50 х 50) между двумя ведущими мировыми разработчиками и производителями вертолетной техники: АО «Вертолеты России» и итальянской компанией Leonardo Helicopters Division S.p.А. (входит в концерн Leonardo, ранее Agusta Westland, далее AW). Основной задачей является производство (сборка) в России по лицензии AW гражданских многоцелевых двухдвигательных вертолетов AW139 среднего класса (со взлетным весом 6,8 т) с возможностью перевозить до 15 пассажиров и обеспечить авиационный рынок России и СНГ современными, высокотехнологичными вертолетами. Производство AW139 началось в июне 2012 г.
В сентябре 2014 г. в структуре АО «ХелиВерт» был создан Центр технического обслуживания, ремонта и послепродажного обслуживания (ЦТОиР и ППО, Сервисный Центр) вертолетов AW139.
АО «ХелиВерт» – единственное в России совместное предприятие в области авиастроения, выпускающее авиационную технику по зарубежной лицензии. Но в отечественной истории был прецедент, когда в СССР по зарубежной лицензии выпускался известный военно-транспортный самолет Ли-2. Его производство было начато в 1942 г. на авиазаводе в Ташкенте на базе пассажирского самолета ПС-84, созданного, в свою очередь, на базе лицензионного производства американского Douglas DC-3.
«АС»: Каковы основные характеристики и преимущества выпускаемого заводом «ХелиВерт» вертолета AW139, кто его заказчики?
А.К.: Вертолет AW139 с двумя газотурбинными двигателями Pratt&Whitney отвечает всем требованиям JAR/FAR29 и имеет российский Сертификат типа № СТ 318-AW139. Использование разработчиком вертолета AW139 современных методов конструирования дает возможность эксплуатировать его для решения различных задач: пассажирских перевозок, включая VIP, поисково-спасательных и противопожарных работ, обслуживания нефтегазовых платформ. Вертолет может использоваться как санитарный вариант для перевозки больных и как госпиталь с соответствующим оборудованием в сопровождении медперсонала для транспортировки пострадавших, а также в интересах правоохранительных органов. Просторный салон AW139 обеспечивает высокий уровень комфорта.
Основные тактико-технические характеристики: диаметр несущего винта – 13,8 м; максимальный взлетный вес – 6800 кг; максимальная дальность – 1250 км; крейсерская скорость – 306 км/ч.
AW139 – лидер в своем классе по скорости, дальности, продолжительности полета, высоте зависания и возможности полета на одном двигателе с полной нагрузкой. AW139 – единственный вертолет в своей весовой категории, оснащенный комплексной системой антиобледенения FIPS.
В настоящее время вертолеты AW139 эксплуатируются различными федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, крупными российскими коммерческими и финансовыми структурами.
Мы рассчитываем, что по мере наращивания объемов производства число наших заказчиков будет увеличиваться.
«АС»: Как организовано производство и техобслуживание вертолетов на АО «ХелиВерт»?
А.К.: Производственная площадка предприятия (40 000 кв. м2) расположена в подмосковном поселке Томилино. Проект предприятия разработан с учетом его специфики и предусматривает внедрение и использование новейших мировых технологий в авиастроении. Сборочное производство построено за полтора года и рассчитано на выпуск до 20 вертолетов AW139 в год.
Сотрудники АО «ХелиВерт» – это высококвалифицированные специалисты, которые имеют богатый опыт в области вертолетостроения и авиации в целом, прошли обучение в Италии и России, получили сертификат компании AW – разработчика вертолета.
Производство вертолетов AW139 в России организовано в соответствии с Лицензией Министерства промышленности и торговли РФ, действующими российскими авиационными правилами (АП-21) и с учетом требований разработчика вертолетов – итальянской компании AW.
По результатам аудита, «ХелиВерт» был вручен «Сертификат одобрения производственной организации».
Для оказания полного комплекса услуг по бесперебойной эксплуатации вертолетов AW139, как российского, так и итальянского производства, на базе АО «ХелиВерт» был создан Центр технического обслуживания, ремонта и послепродажного обслуживания (ЦТОиР и ППО, Сервисный Центр) вертолетов AW139. Он является единственным в России ЦТОиР и ППО, одобренным и уполномоченным компанией AgustaWestland.
Центр технического обслуживания, ремонта и послепродажного обслуживания АО «ХелиВерт» после проведенного Федеральным агентством воздушного транспорта (Росавиацией) аудита получил Сертификат организации по техническому обслуживанию №285-16-104. В Сервисном Центре АО «ХелиВерт» работают высококвалифицированные специалисты, прошедшие обучение в Академии AW в Италии и аттестованные Росавиацией. ЦТОиР и ППО обладает практическим опытом работы по качественному и своевременному послепродажному обслуживанию вертолетов AW139. Сервисный Центр АО «ХелиВерт» наряду с проведением технического обслуживания и ремонта AW139 имеет полномочия Росавиации и компании – разработчика Leonardo Helicopters Division S.p.A. на выполнение технического обслуживания вертолетов AW189 (взлетный вес 8 т, 20 пассажирских мест).
С целью оказания Заказчику/Эксплуатанту технической консультации и поддержки на каждом этапе эксплуатации вертолета, Сервисный Центр АО «ХелиВерт» на постоянной основе взаимодействует с Разработчиком вертолетов AW139, компанией Leonardo, и предлагает полный перечень всех видов работ по плановому и по внеплановому техническому обслуживанию AW139, включая поставку запасных частей и другого авиационного имущества. С начала создания Сервисного Центра выполнено более 60 видов работ по оперативному (включая текущий ремонт) и периодическому техническому обслуживанию вертолетов AW139.
«АС»: Александр Алексеевич, каковы перспективы развития АО «ХелиВерт»?
А.К.: Если говорить о стратегических планах развития предприятия, то это, прежде всего, повышение качества производства и увеличение объема выпуска вертолетов AW139, своевременное и качественное проведение технического обслуживания вертолетов, начало локализации производства компонентов AW139. Высококвалифицированные кадры, технологическое обеспечение и, в целом, производственный потенциал АО «ХелиВерт» позволяет реализовать эти планы. На это направлены и подписанные с нашими стратегическими партнерами соглашения.
В декабре 2014 г. руководители ПАО «НК «Роснефть», Госкорпорации Ростех и итальянского концерна Finmeccanica S.p.A. подписали трехстороннее базовое соглашение о стратегическом партнерстве.
В июне 2016 г. на Петербургском международном экономическом форуме было подписано трехстороннее соглашение между АО «Вертолеты России», ПАО «НК «Роснефть» и Leonardo S.p.А. о развитии стратегического сотрудничества, направленного на локализацию производства в России вертолетов AW189 базе АО «ХелиВерт» (поставка 150 вертолетов AW189 в период до 2025 г.). В настоящее время между участниками проекта проводятся регулярные переговоры по реализации организации производства (сборки) вертолетов AW189 в России на территории сборочного комплекса АО «ХелиВерт».
Акционеры и все работники АО «ХелиВерт» с оптимизмом смотрят в будущее нашего предприятия.
«АС»: Александр Алексеевич, благодарю Вас за интересное интервью.
А.К.: АО «ХелиВерт», российско-итальянское совместное предприятие (СП) образовалось в сентябре 2009 г. на паритетной основе (50 х 50) между двумя ведущими мировыми разработчиками и производителями вертолетной техники: АО «Вертолеты России» и итальянской компанией Leonardo Helicopters Division S.p.А. (входит в концерн Leonardo, ранее Agusta Westland, далее AW). Основной задачей является производство (сборка) в России по лицензии AW гражданских многоцелевых двухдвигательных вертолетов AW139 среднего класса (со взлетным весом 6,8 т) с возможностью перевозить до 15 пассажиров и обеспечить авиационный рынок России и СНГ современными, высокотехнологичными вертолетами. Производство AW139 началось в июне 2012 г.
В сентябре 2014 г. в структуре АО «ХелиВерт» был создан Центр технического обслуживания, ремонта и послепродажного обслуживания (ЦТОиР и ППО, Сервисный Центр) вертолетов AW139.
АО «ХелиВерт» – единственное в России совместное предприятие в области авиастроения, выпускающее авиационную технику по зарубежной лицензии. Но в отечественной истории был прецедент, когда в СССР по зарубежной лицензии выпускался известный военно-транспортный самолет Ли-2. Его производство было начато в 1942 г. на авиазаводе в Ташкенте на базе пассажирского самолета ПС-84, созданного, в свою очередь, на базе лицензионного производства американского Douglas DC-3.
«АС»: Каковы основные характеристики и преимущества выпускаемого заводом «ХелиВерт» вертолета AW139, кто его заказчики?
А.К.: Вертолет AW139 с двумя газотурбинными двигателями Pratt&Whitney отвечает всем требованиям JAR/FAR29 и имеет российский Сертификат типа № СТ 318-AW139. Использование разработчиком вертолета AW139 современных методов конструирования дает возможность эксплуатировать его для решения различных задач: пассажирских перевозок, включая VIP, поисково-спасательных и противопожарных работ, обслуживания нефтегазовых платформ. Вертолет может использоваться как санитарный вариант для перевозки больных и как госпиталь с соответствующим оборудованием в сопровождении медперсонала для транспортировки пострадавших, а также в интересах правоохранительных органов. Просторный салон AW139 обеспечивает высокий уровень комфорта.
Основные тактико-технические характеристики: диаметр несущего винта – 13,8 м; максимальный взлетный вес – 6800 кг; максимальная дальность – 1250 км; крейсерская скорость – 306 км/ч.
AW139 – лидер в своем классе по скорости, дальности, продолжительности полета, высоте зависания и возможности полета на одном двигателе с полной нагрузкой. AW139 – единственный вертолет в своей весовой категории, оснащенный комплексной системой антиобледенения FIPS.
В настоящее время вертолеты AW139 эксплуатируются различными федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, крупными российскими коммерческими и финансовыми структурами.
Мы рассчитываем, что по мере наращивания объемов производства число наших заказчиков будет увеличиваться.
«АС»: Как организовано производство и техобслуживание вертолетов на АО «ХелиВерт»?
А.К.: Производственная площадка предприятия (40 000 кв. м2) расположена в подмосковном поселке Томилино. Проект предприятия разработан с учетом его специфики и предусматривает внедрение и использование новейших мировых технологий в авиастроении. Сборочное производство построено за полтора года и рассчитано на выпуск до 20 вертолетов AW139 в год.
Сотрудники АО «ХелиВерт» – это высококвалифицированные специалисты, которые имеют богатый опыт в области вертолетостроения и авиации в целом, прошли обучение в Италии и России, получили сертификат компании AW – разработчика вертолета.
Производство вертолетов AW139 в России организовано в соответствии с Лицензией Министерства промышленности и торговли РФ, действующими российскими авиационными правилами (АП-21) и с учетом требований разработчика вертолетов – итальянской компании AW.
По результатам аудита, «ХелиВерт» был вручен «Сертификат одобрения производственной организации».
Для оказания полного комплекса услуг по бесперебойной эксплуатации вертолетов AW139, как российского, так и итальянского производства, на базе АО «ХелиВерт» был создан Центр технического обслуживания, ремонта и послепродажного обслуживания (ЦТОиР и ППО, Сервисный Центр) вертолетов AW139. Он является единственным в России ЦТОиР и ППО, одобренным и уполномоченным компанией AgustaWestland.
Центр технического обслуживания, ремонта и послепродажного обслуживания АО «ХелиВерт» после проведенного Федеральным агентством воздушного транспорта (Росавиацией) аудита получил Сертификат организации по техническому обслуживанию №285-16-104. В Сервисном Центре АО «ХелиВерт» работают высококвалифицированные специалисты, прошедшие обучение в Академии AW в Италии и аттестованные Росавиацией. ЦТОиР и ППО обладает практическим опытом работы по качественному и своевременному послепродажному обслуживанию вертолетов AW139. Сервисный Центр АО «ХелиВерт» наряду с проведением технического обслуживания и ремонта AW139 имеет полномочия Росавиации и компании – разработчика Leonardo Helicopters Division S.p.A. на выполнение технического обслуживания вертолетов AW189 (взлетный вес 8 т, 20 пассажирских мест).
С целью оказания Заказчику/Эксплуатанту технической консультации и поддержки на каждом этапе эксплуатации вертолета, Сервисный Центр АО «ХелиВерт» на постоянной основе взаимодействует с Разработчиком вертолетов AW139, компанией Leonardo, и предлагает полный перечень всех видов работ по плановому и по внеплановому техническому обслуживанию AW139, включая поставку запасных частей и другого авиационного имущества. С начала создания Сервисного Центра выполнено более 60 видов работ по оперативному (включая текущий ремонт) и периодическому техническому обслуживанию вертолетов AW139.
«АС»: Александр Алексеевич, каковы перспективы развития АО «ХелиВерт»?
А.К.: Если говорить о стратегических планах развития предприятия, то это, прежде всего, повышение качества производства и увеличение объема выпуска вертолетов AW139, своевременное и качественное проведение технического обслуживания вертолетов, начало локализации производства компонентов AW139. Высококвалифицированные кадры, технологическое обеспечение и, в целом, производственный потенциал АО «ХелиВерт» позволяет реализовать эти планы. На это направлены и подписанные с нашими стратегическими партнерами соглашения.
В декабре 2014 г. руководители ПАО «НК «Роснефть», Госкорпорации Ростех и итальянского концерна Finmeccanica S.p.A. подписали трехстороннее базовое соглашение о стратегическом партнерстве.
В июне 2016 г. на Петербургском международном экономическом форуме было подписано трехстороннее соглашение между АО «Вертолеты России», ПАО «НК «Роснефть» и Leonardo S.p.А. о развитии стратегического сотрудничества, направленного на локализацию производства в России вертолетов AW189 базе АО «ХелиВерт» (поставка 150 вертолетов AW189 в период до 2025 г.). В настоящее время между участниками проекта проводятся регулярные переговоры по реализации организации производства (сборки) вертолетов AW189 в России на территории сборочного комплекса АО «ХелиВерт».
Акционеры и все работники АО «ХелиВерт» с оптимизмом смотрят в будущее нашего предприятия.
«АС»: Александр Алексеевич, благодарю Вас за интересное интервью.