— Нас слушает достаточное количество довольно молодых людей. Наверное, имеет смысл в общих чертах напомнить им, что такое Ан-225, чем знаменит этот самолет, много ли там именно российских технологий.
— Самолет Ан-225 создавался в 80-е годы. Это и не украинские, и не российские, а советские технологии, можно сказать, такая лебединая песня советской авиационной промышленности. И создавался он в рамках программы создания многоразовой космической системы «Энергия — Буран». Самолет предназначался для перевозки крупных элементов ракеты-носителя «Энергия» и самого челнока «Буран» с заводов на стартовую площадку. Никакой иной задачи перед этим самолетом не ставилось. Он создавался на базе на тот момент уже серийного самолета Ан-124 «Руслан». И «Руслан», и «Мрия» были созданы конструкторским бюро «Антонов» в Киеве, а «Руслан» серийно производился на заводе в Ульяновске в России. Сам же самолет «Мрия» был в единственном экземпляре собран в Киеве и до сих пор так и остается единственным уникальным и очень нишевым специфическим самолетом.
— Но вообще это эксклюзивная технология, или она по большей части устарела?
И Китай, конечно же, давно уже смотрит в эту сторону и пытается научиться строить широкофюзеляжные самолеты, понятное дело, и гражданского применения, и военного. Он крайне заинтересован в получении таких технологий. Можно сказать, что да, они уникальны — видите, всего четыре страны в мире способны создавать такие самолеты.
— Корректно ли вообще говорить, что может быть нанесен какой-то ущерб России? Может быть, нам стоит как-то помешать этой сделке?
— Я не думаю, что у России есть какие-то рычаги, чтобы помешать этой сделке, но в целом будет нанесен определенный ущерб не только России, но и другим странам, потому что для Китая это очередной существенный технологический шаг вперед. Это означает, что Китай в перспективе будет более конкурентоспособным на рынке высоких технологий. И с использованием этих технологий существенно возрастет и ударная сила народной армии Китая, поэтому эта сделка имеет далеко идущие последствия.