— Как вы прокомментируете опасения ректоров авиационных вузов, полагающих, что в результате реорганизации их дипломы перестанут соответствовать международным конвенциям?
— Это консерватизм и популизм. Отправной точкой и основной идеей, которой мы придерживались при принятии решения об образовании объединенного транспортного университета, было то, что конвенционные специальности как у моряков, так и у авиаторов выводятся из-под этого решения. (Сейчас дипломы российских авиационных вузов признаются во всех странах--членах Международной организации гражданской авиации (ICAO).— "Ъ"). Я с пониманием отношусь к тому, что в профессорской среде есть определенный негатив в отношении объединения. Но в целом в отрасли нас поддерживают: решение обсуждалось на наших форумах, на коллегии. Мы это делаем для того, чтобы получить новое качество подготовки специалистов в разных областях всего транспортного дела.
— Как реорганизация отразится на студентах вузов, которые буду объединены?
— Никак. Они как учились по своим профессиям, так и продолжат. Все направления подготовки и факультеты будут сохранены.
— Почему объединение будет происходить именно на базе МИИТа?
— Российский транспортный университет надо было создавать в столице. МИИТ — один из самых крупных вузов, причем не только транспортных. МИИТ создавался как транспортный университет, уже потом из него вышел МАДИ и ряд других отраслевых вузов. В 1930-е годы, когда начались процессы индустриализации, от университетов отделились морское образование, речное, авиационное. Это было требование времени. То образование, которое существует сегодня — причем это относится не только к транспортному образованию,— уже изжило себя, это прошлый век. Все понимают, что нам необходимо новое качество. А для этого нужны концентрация и централизация.
— Где можно будет получить конвенционные специальности, выведенные из-под решения об объединении?
— В Москве конвенционные специальности пилотов никогда не готовились. Москвичи и жители Московской области, которые хотят получить эту специальность, с удовольствием едут в Петербург или в Ульяновск, где учат на пилотов. То же самое касается и моряков. Они готовятся в других вузах, например, в Санкт-Петербурге или Нижнем Новгороде. Пока мы не определились, какой путь выбрать. Можно открыть в Москве филиал, например, питерского Госуниверситета морского и речного флота им. адмирала С. О. Макарова. А можно полностью закрепить функцию подготовки таких кадров за этим вузом. Потому что, конечно, "Москва — порт пяти морей", но все-таки основное распределение капитаны получают не на канал имени Москвы.
— Какие образовательные стандарты будут применяться в новом вузе?
— Список профессий, которые будут в объединенном вузе, пересматриваться не будет: все специальности, которые есть в вузах до реорганизации, будут сохранены после объединения. С другой стороны, чтобы развиваться, возможно, будут прорабатываться новые направления подготовки. Вне рамок решения о создании нового вуза мы уже разработали стандарт для инженеров-экономистов и специалистов по транспортному праву.
— Представители транспортных вузов неоднократно заявляли о попытках Минобрнауки сократить количество бюджетных мест на экономических и юридических направлениях в транспортных вузах, называя их непрофильными, с чем были категорически не согласны.
— У нас была очень длительная дискуссия с Минобрнауки на разных площадках: и в наших ведомствах, и в Госдуме, и в Совете федерации. Очень приятно, что коллеги нас услышали, в том числе министр Дмитрий Ливанов. Они согласились, что необходимо создавать стандарты по транспортному праву и по экономике и сохранить эти направления подготовки в отраслевых вузах.
— 18 августа Дмитрий Ливанов был отправлен в отставку, пост главы Минобрнауки заняла Ольга Васильева. Как вы считаете, договоренности могут быть пересмотрены?
— Я все-таки рассчитываю на преемственность, тем более что позиция Минтранса со сменой министра образования никак не связана.
— Сейчас учредителями транспортных вузов выступают федеральные агентства — Росавиация, Росжелдор, Росморречфлот. Они же являются участниками госпрограммы "Развитие образования" на 2013-2020 годы (общий объем бюджетного финансирования более 4 трлн руб.). Если Минтранс станет учредителем нового вуза, он станет и участником этой программы?
— Да. И мы получим основания еще плотнее говорить с Министерством образования на тему распределения финансирования между образовательными учреждениями.
— В феврале 2016 года коллегия Минтранса поддержала разработку концепции развития транспортного образования до 2030 года. На какой стадии находится ее разработка?
— У отраслей были очень жесткие позиции по этому поводу, поэтому Минтранс принял решение, что каждая отрасль должна к 1 сентября 2016 года представить свое видение концепции. На основе этих предложений будут формироваться разделы и главы этой стратегии, которые затем будут представлены на общественное и экспертное обсуждение, а уже потом стратегия будет представлена на утверждение Минтрансу. Принципиально, что мы не тратим на нее никакие государственные деньги. У каждого вида транспорта, исходя из задач транспортной стратегии, есть свои ориентиры, которым мы должны соответствовать. И в транспортной стратегии есть кадровый раздел, в котором есть тема обеспечения кадрами: сколько кого нужно, по каким специальностям. В целом вся эта система как раз и должна замкнуться на создаваемом университете транспорта.
— Во время обсуждения проблем отраслевого образования в Совете федерации в начале 2016 года представители компаний и госкорпораций жаловались, что действующие нормы ограничивают возможность их участия в развитии отраслевых вузов. Так ли это?
— Ограничений нет, но есть определенные неудобства. Например, РЖД не является учредителем наших транспортных вузов, а значит, любая материальная помощь, которую они оказывают, в том числе передавая подвижной состав для испытаний или практики студентов, подпадает под налогообложение. Решения должны принимать финансовые ведомства, но мы, конечно, поддерживаем идею дать компаниям возможность в большем объеме оказывать материальную помощь транспортным вузам.
— Когда могут появиться учредительные документы нового вуза?
— Мы находимся в высокой степени готовности к передаче этого вопроса на решение правительства. До конца года это возможно, но последнее слово за правительством.
— Это консерватизм и популизм. Отправной точкой и основной идеей, которой мы придерживались при принятии решения об образовании объединенного транспортного университета, было то, что конвенционные специальности как у моряков, так и у авиаторов выводятся из-под этого решения. (Сейчас дипломы российских авиационных вузов признаются во всех странах--членах Международной организации гражданской авиации (ICAO).— "Ъ"). Я с пониманием отношусь к тому, что в профессорской среде есть определенный негатив в отношении объединения. Но в целом в отрасли нас поддерживают: решение обсуждалось на наших форумах, на коллегии. Мы это делаем для того, чтобы получить новое качество подготовки специалистов в разных областях всего транспортного дела.
— Как реорганизация отразится на студентах вузов, которые буду объединены?
— Никак. Они как учились по своим профессиям, так и продолжат. Все направления подготовки и факультеты будут сохранены.
— Почему объединение будет происходить именно на базе МИИТа?
— Российский транспортный университет надо было создавать в столице. МИИТ — один из самых крупных вузов, причем не только транспортных. МИИТ создавался как транспортный университет, уже потом из него вышел МАДИ и ряд других отраслевых вузов. В 1930-е годы, когда начались процессы индустриализации, от университетов отделились морское образование, речное, авиационное. Это было требование времени. То образование, которое существует сегодня — причем это относится не только к транспортному образованию,— уже изжило себя, это прошлый век. Все понимают, что нам необходимо новое качество. А для этого нужны концентрация и централизация.
— Где можно будет получить конвенционные специальности, выведенные из-под решения об объединении?
— В Москве конвенционные специальности пилотов никогда не готовились. Москвичи и жители Московской области, которые хотят получить эту специальность, с удовольствием едут в Петербург или в Ульяновск, где учат на пилотов. То же самое касается и моряков. Они готовятся в других вузах, например, в Санкт-Петербурге или Нижнем Новгороде. Пока мы не определились, какой путь выбрать. Можно открыть в Москве филиал, например, питерского Госуниверситета морского и речного флота им. адмирала С. О. Макарова. А можно полностью закрепить функцию подготовки таких кадров за этим вузом. Потому что, конечно, "Москва — порт пяти морей", но все-таки основное распределение капитаны получают не на канал имени Москвы.
— Какие образовательные стандарты будут применяться в новом вузе?
— Список профессий, которые будут в объединенном вузе, пересматриваться не будет: все специальности, которые есть в вузах до реорганизации, будут сохранены после объединения. С другой стороны, чтобы развиваться, возможно, будут прорабатываться новые направления подготовки. Вне рамок решения о создании нового вуза мы уже разработали стандарт для инженеров-экономистов и специалистов по транспортному праву.
— Представители транспортных вузов неоднократно заявляли о попытках Минобрнауки сократить количество бюджетных мест на экономических и юридических направлениях в транспортных вузах, называя их непрофильными, с чем были категорически не согласны.
— У нас была очень длительная дискуссия с Минобрнауки на разных площадках: и в наших ведомствах, и в Госдуме, и в Совете федерации. Очень приятно, что коллеги нас услышали, в том числе министр Дмитрий Ливанов. Они согласились, что необходимо создавать стандарты по транспортному праву и по экономике и сохранить эти направления подготовки в отраслевых вузах.
— 18 августа Дмитрий Ливанов был отправлен в отставку, пост главы Минобрнауки заняла Ольга Васильева. Как вы считаете, договоренности могут быть пересмотрены?
— Я все-таки рассчитываю на преемственность, тем более что позиция Минтранса со сменой министра образования никак не связана.
— Сейчас учредителями транспортных вузов выступают федеральные агентства — Росавиация, Росжелдор, Росморречфлот. Они же являются участниками госпрограммы "Развитие образования" на 2013-2020 годы (общий объем бюджетного финансирования более 4 трлн руб.). Если Минтранс станет учредителем нового вуза, он станет и участником этой программы?
— Да. И мы получим основания еще плотнее говорить с Министерством образования на тему распределения финансирования между образовательными учреждениями.
— В феврале 2016 года коллегия Минтранса поддержала разработку концепции развития транспортного образования до 2030 года. На какой стадии находится ее разработка?
— У отраслей были очень жесткие позиции по этому поводу, поэтому Минтранс принял решение, что каждая отрасль должна к 1 сентября 2016 года представить свое видение концепции. На основе этих предложений будут формироваться разделы и главы этой стратегии, которые затем будут представлены на общественное и экспертное обсуждение, а уже потом стратегия будет представлена на утверждение Минтрансу. Принципиально, что мы не тратим на нее никакие государственные деньги. У каждого вида транспорта, исходя из задач транспортной стратегии, есть свои ориентиры, которым мы должны соответствовать. И в транспортной стратегии есть кадровый раздел, в котором есть тема обеспечения кадрами: сколько кого нужно, по каким специальностям. В целом вся эта система как раз и должна замкнуться на создаваемом университете транспорта.
— Во время обсуждения проблем отраслевого образования в Совете федерации в начале 2016 года представители компаний и госкорпораций жаловались, что действующие нормы ограничивают возможность их участия в развитии отраслевых вузов. Так ли это?
— Ограничений нет, но есть определенные неудобства. Например, РЖД не является учредителем наших транспортных вузов, а значит, любая материальная помощь, которую они оказывают, в том числе передавая подвижной состав для испытаний или практики студентов, подпадает под налогообложение. Решения должны принимать финансовые ведомства, но мы, конечно, поддерживаем идею дать компаниям возможность в большем объеме оказывать материальную помощь транспортным вузам.
— Когда могут появиться учредительные документы нового вуза?
— Мы находимся в высокой степени готовности к передаче этого вопроса на решение правительства. До конца года это возможно, но последнее слово за правительством.