Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Андрей Калиновский:
Паритет с Илоном Маском достижим


23 июня 2016 года Александр Ковалев, РИА Новости


О старте финансирования программы запусков новых модификаций ракет-носителей "Ангара" с космодрома "Восточный", гибких ценах на "Протоны" для постоянных заказчиков, стремлении к паритету по космическим технологиям с создателем компании SpaceX Илоном Маском, проекте создания новейшей ракеты "Феникс", а также о перспективах первого коммерческого запуска тяжелой "Ангары-А5" и дальнейшей судьбе легендарных носителей "Рокот" в интервью РИА Новости рассказал генеральный директор государственного космического Центра имени Хруничева Андрей Калиновский.

— Андрей Владимирович, определено ли место под строительство нового стартового комплекса на космодроме "Восточный"?
— Да, место под строительство комплекса на космодроме выбрано. Определено, что площадка и вся необходимая пусковая инфраструктура будет возведена недалеко от уже имеющегося на "Восточном" стартового стола под ракету-носитель "Союз-2", первый старт которой состоялся 28 мая. В рамках Федеральной космической программы (ФКП) выделены средства, которые в ближайшее время Центр имени Хруничева начнет получать. Программа утверждена, в 2021 году мы должны обеспечить первый пуск "Ангары" с "Восточного", и думаю, мы с этой задачей справимся.

— Часто слышал от официальных лиц два обозначения по сути одной и той же ракеты — "Ангара" и "Амур". В чем разница и есть ли она?
— Опытно-конструкторская разработка (ОКР) "Ангара" проводится нами в интересах запусков с военного космодрома "Плесецк". В рамках ОКР "Амур" мы создаем новые модификации "Ангары", которые будут решать задачи госкорпорации "Роскосмос" при запусках с "Восточного" в Амурской области — отсюда и название. Именно с космического ракетного комплекса "Амур" на ракете-носителе "Ангара" после всех необходимых испытаний будут осуществляться и запуски космонавтов.

— Какие последние новости с филиала Центра Хруничева — Омского производственного объединения (ПО) "Полет", где собираются ракеты-носители "Ангара"?
— В конце июня 2016 года мы планируем запустить там цех окончательной сборки универсальных ракетных модулей (УРМ). Это серьезное событие и очень важный шаг вперед не только для Центра имени Хруничева, но и для всей российской отрасли в целом. Пока мы ведем сборку на временных площадях, а это совсем новый цех, оснащенный по последнему слову космической техники. После сдачи в эксплуатацию предприятие уже во втором полугодии 2016 года сможет начать собирать третью и четвертую ракету-носитель типа "Ангара".

Мы внедряем в Омске самые передовые технологии. Уже в июне, например, будет запущено производство раскатки днищ топливных баков для ракет-носителей. Непрерывно на заводе появляется что-то новое: таких космических предприятий в России сейчас просто нет. Если посмотреть на концепцию завода в целом, то можно сказать, что с одной стороны в цеха заходит металл, с другой стороны — выходят готовые универсальные космические модули, из которых, как из кубиков, и собираются ракеты-носители "Ангара" всех классов.

— Будете ли вы по примеру удачливого американского бизнесмена Илона Маска внедрять на производстве принципиально новые технологии удешевления, помимо уже успешно работающей технологии бережливого производства?
— Я бы не сказал, что Илон Маск создал что-то принципиально новое. Но надо признать, что Маск, когда входил в космическую тему, пригласил из различных отраслей промышленности, в том числе из авиационной и автомобильной, грамотных инженеров и маркетологов. И они вместе просчитали, какой узкий сегмент космической отрасли будет наиболее стремительно развиваться, и удачно предложили свое решение, используя накопленный опыт смежных отраслей.

У нас на предприятии в Омске при производстве ракет также применяются новые технологии. Например, при производстве баков "Ангары" используется фрикционная сварка. А в ближайшее время появится зеркальное фрезерование.

Так что здесь с Маском будет как минимум паритет. А вот с точки зрения организации принципов производства космической техники, самой идеологии, я вас уверяю, наше предприятие будет одним из самых передовых.

— А нужны ли нам вообще возвращаемые многоразовые ступени, на ваш взгляд? Ведь от развития подобных разработок в свое время отказались не случайно.
— Я думаю, что есть задачи как для многоразовых ракет-носителей, так и невозвращаемых. И этим направлением, безусловно, нужно заниматься. Хотя до коммерческой привлекательности реализуемый проект возвращаемых ступеней пока еще далек. На предприятии он на уровне научно-исследовательской разработки также прорабатывается. Мы пойдем немного другим путем, но и смотрим немного дальше.

— Кстати, если говорить о новых материалах: какие из них будут применяться на "Ангаре"?
— Всегда считалось, что композит — легкий, но дорогой, металл — тяжелый, но дешевый. Так, часть переходных систем "Ангары" уже сделаны из композитов, а головной обтекатель полностью углепластиковый. Но борьба между композитами и металлом идет постоянно: появляются новые сплавы и новые технологии их обработки, что значительно расширяет область их применения в космонавтике. Поэтому сегодня конструкция ракеты-носителя — это разумный компромисс.

Следующим шагом на пути реконструкции ПО "Полет" должен стать запуск новых цехов, в частности сборки топливных баков. Конвейерное производство ракет будет открыто в Омске на рубеже 2020-2021 годов. Тогда можно будет ответственно сказать, что производство ракет-носителей "Ангара" в России поставлено на поток.

— С какой полезной нагрузкой — российской или зарубежной — предполагается осуществить первый коммерческий пуск ракеты-носителя "Ангара-1.2" легкого класса?
— Пока мы находимся в стадии принятия решения. Есть несколько вариантов, среди них — и запуск коммерческих спутников. С другой стороны, и федеральные нагрузки с повестки дня никто не снимал. Это будет реальный пуск со спутниками в интересах определенного заказчика.

— В СМИ сообщалось, что первый коммерческий запуск "Ангары" с первым спутником Анголы AngoSat-1 не состоится до конца 2016 года, а также и в следующем. Так ли это и почему?
— Задача, которая стоит перед предприятием, — изготовить ракету-носитель "Ангара-А5" и устранить все замечания на стартовом комплексе, которые были выявлены в ходе первого испытательного запуска. Работа эта ведется и в конце этого года будет завершена. Создание космического аппарата для Анголы также планируется закончить к концу 2016 года. Надо понимать, что это все-таки будет первый пуск тяжелой "Ангары" с полезной коммерческой нагрузкой — не забывайте, что первая "Ангара" выводила просто грузомакет. Сейчас требуется адаптация ракеты-носителя к спутнику. Поэтому пуск планируется в середине 2017 года.

— Сообщалось, что два или три спутника системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН) будут запущены на "Ангаре А5" из Плесецка до конца 2016 года. Так ли это?
— Мне о таких планах ничего неизвестно.

— В какой мере Центр имени Хруничева займется новейшим проектом ракеты-носителя "Феникс" и будет ли участвовать в тендере на ее создание?
— В кооперации с кем-то обязательно будем участвовать. Сегодня ситуация такова, что отдельно взятому КБ поднимать такой сложный проект с нуля неэффективно, поэтому необходима консолидация усилий нескольких конструкторских школ, что в результате даст положительные результаты, как временные, так и финансовые. Мы готовы использовать наработанный на "Ангаре" опыт. Некоторые узлы, несомненно, перейдут с "Ангары" и на "Феникс".

— Из-за аварий, санкций и внешней конкуренции стоимость пусков "Протонов" пришлось снизить. Ниже какой цены совместное российско-американское предприятие ILS не планирует опускаться при заключении новых контрактов?
— Хороший вопрос. Не планируем опускаться ниже себестоимости. А если серьезно, то имеется определенный уровень рентабельности, который мы согласовали с ГК "Роскосмос". Утверждена новая политика продаж: она стала более гибкой и имеет дифференцированный подход к каждому заказчику. Если раньше все заказчики имели равные условия, то теперь некоторые из них имеют дополнительные льготы: для многих ключевых клиентов важна не столько цена, а приоритет в очередности пуска. В результате мы получили приток новых контрактов. Более того, мы готовим новое дополнительное предложение рынку, которое расширит сферу применения наших ракет, и в ближайшее время его представим.

— Новое предложение? Отсюда поподробнее, пожалуйста.
— Мы готовим модификации нашего "Протона — М" под дополнительные типы космических аппаратов. Для каждой модификации будет свое ценовое предложение. Надо понимать, что это не будет какой-то принципиально новый "Протон", но целый ряд характеристик существующей ракеты можно видоизменять под конкретные цели и под конкретных заказчиков.

— Какие конструктивные изменения внесены в рулевой двигатель 3-й ступени "Протона-М", чтобы избежать повышенных вибронагрузок и последующего разрушения, вызванных увеличением дисбаланса ротора турбонасосного агрегата?
— Все мероприятия на сегодняшний день реализованы. Был изменен узел крепления турбонасосного агрегата (ТНА), внесены изменения в конструкцию самого вала. Могу отметить, что на всех двигателях установлена дополнительная телеметрическая аппаратура, которая доказала эффективность проведенных доработок. Вибрация в этом узле снизилась в разы.

— Намерены ли вы шире внедрять цифровое проектирование новых изделий и каких именно? Нужно ли переводить в цифру чертежи уже существующих комплектующих для "Протонов"?
— Безусловно, нужно. У любого современного предприятия без цифрового проектирования нет будущего, это данность. Других вариантов в настоящее время просто нет, и для меня это очевидно. Мы активно занимаемся оцифровкой "Ангары". В прошлом году полностью оцифровали универсальные ракетные модули первой и второй ступени, в этом — закончим с третьей ступенью. Я думаю, что в 2017 году мы полностью переведем всю "Ангару" в цифру.

Вместе с тем в отношении "Протона — М" активного перевода чертежной документации в цифровые носители пока не ведется. Надо понимать, что те новые технологии, которые мы повсеместно внедряем при производстве "Ангары", изначально требуют создания цифровой модели. Но в отношении "Протона" такой спешки нет, так как технология его изготовления кардинально не меняется. Вместе с тем отдельные узлы и компоненты для носителя модернизируются, и вот они создаются уже в цифре.

— В каком году планируется постепенно начать сворачивать производство "Протонов" в связи с переходом на "Ангару"?
— Мы прогнозируем, что как минимум до 2025 года "Протон" будет востребован на коммерческом рынке. Но надо понимать, что по этой ракете есть ограничения и они не столько экологические. Стартовые установки на Байконуре, технический комплекс, стендовая база под этот носитель с каждым годом становятся все старше, их ресурс не безграничен, а обслуживание стоит все дороже. На каком-то этапе все это станет просто уже нерентабельным, независимо ни от чего. Государство четко обозначило область применения "Протонов". Все федеральные пуски будут в перспективе переходить на новый космодром "Восточный" и на "Плесецк". А "Протон" останется на "Байконуре" и будет использоваться для коммерческих запусков. Все сказанное логично подводит к тому, что "Протон" с рынка постепенно будет уходить, это неизбежно.

— Поговорим теперь о судьбе другой, не менее знаменитой, чем "Протон", ракете-носителе "Рокот". Сколько запусков "Рокота" еще планируется осуществить?
— Осталось осуществить шесть пусков "Рокота". Часть стартов будет по коммерческим программам, часть — в федеральных интересах. Продлевать эту замечательную программу у нас нет возможности: надо понимать, что матчасть стартового комплекса и производственных мощностей уже сильно изношена — ей более тридцати лет.
Вкладывать средства в дальнейшее обновление просто нецелесообразно, тем более что у нас появляется целое семейство ракет подобного класса — это "Ангара 1.2", которая позволяет выполнять те же задачи.

— Возможно ли обойтись без взаимодействия с украинскими специалистами по подготовке к запуску "Рокота" в нынешних условиях?
— Возможно. Часть подготовки к пуску мы осуществляем с их привлечением, часть — уже без них.

— Какие этапы в утвержденной программе финансового оздоровления Центра имени Хруничева уже завершены?
— Первый этап — это этап стабилизации, его завершение планируется в конце 2016 года. Основная задача — наполнить оборотными финансовыми средствами бюджет предприятия, чтобы обеспечить ритмичность работы производства. В 2014 году полное отсутствие денежных средств привело производство ракет "Протон" практически к полной остановке. Нечем было платить зарплату. Были долги. Сегодня, благодаря помощи правительства РФ и госкорпорации "Роскосмос", мы к настоящему времени закрыли практически все долги перед основными поставщиками. А в ближайшее время обеспечим даже авансирование работ. Сняли абсолютно все вопросы по заработной плате: в 2015 году она выросла почти на 20%. Благодаря внедрению новых систем мотивации труда, а также за счет широкого использования информационных технологий, работа на производстве и в КБ становится более привлекательной для молодежи. Так что задачи первого этапа, я считаю, выполняются в полном объеме.

— Глава госкорпорации "Роскосмос" Игорь Комаров заявлял, что кроме ВЭБа, в финансовом оздоровлении Центра примут участие внебюджетные источники. Удалось ли их найти и какую сумму удалось привлечь?
— Да, внебюджетные источники нашлись. В частности, часть этих средств на реорганизацию производства удалось привлечь через госкорпорацию "Роскосмос". Это негосударственные деньги, они поступили от реализации коммерческих проектов "Роскосмоса".

— Получен кредит ВЭБа, в залоге — "золотые" московские земельные участки предприятия. Есть ли возможность сдавать в аренду освободившиеся после оптимизации здания на огромной территории Центра имени Хруничева?
— Вы правильно сказали, что наши земельные участки находятся в залоге у банка. Поэтому любые действия по сдаче их в аренду мы должны согласовывать. Но на сегодняшний день пока этот вопрос даже и не рассматривался. У нас не было никаких конкретных предложений, поэтому даже предмета обсуждения пока нет.

— Какими будут ваши следующие шаги в реализации программы финансового оздоровления?
— Следующим этапом с 2017 по 2020 годы станет реализация плана внутренних структурных реформ. В период с 2021 по 2025 годы планируется обеспечить прибыльность предприятия, а также рассчитаться со всеми нашими финансовыми обязательствами по кредитам.


комментарии (5):

Alexandre51      24/06/2016 [22:48:47]#1
Илон Маск, когда входил в космическую тему, пригласил из различных отраслей промышленности, в том числе из авиационной и автомобильной, грамотных инженеров и создаёт многоразовую систему выведения. Мы же разогнали конструкторов, которые работали над возвращаемыми разгонными блоками.Это новые принципы производства космической техники, самой идеологии. Зато применяем новые технологии (правда уже освоенные за рубежом) сварки и фрезерования. Так что здесь с Маском будет как минимум паритет. Беда, коль пироги начнет печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник,
И дело не пойдет на лад.
Да и примечено стократ,
Что кто за ремесло чужое браться любит,
Тот завсегда других упрямей и вздорней:
Он лучше дело всё погубит,
И рад скорей
Посмешищем стать света,
Чем у честных и знающих людей
Спросить иль выслушать разумного совета.

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      25/06/2016 [13:02:56]#2
2 Alexandre51

Ну зачем же заниматься самобичеванием? Что плохого в освоении новых технологий сварки и фрезерования? Сегодня российские системы выведения нисколько не уступают западным. Ангара это проек, который

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      25/06/2016 [13:10:17]#3
2 Alexandre51

Ну зачем же заниматься самобичеванием? Что плохого в освоении новых технологий сварки и фрезерования? Сегодня российские системы выведения нисколько не уступают западным. Ангара это проект, который по зубам лишь США и, может быть, ЕС. Я уже не говорю про строительство космодрома. А многоразовые системы это пока баловство. Космические технологии столь сложны, что сделать носитель, который можно было бы использовать не 2-3, а раз десять, очень сложно. Это всегда технический компромисс между надежностью и эффективностью, запредельные режимы, которые мало какие материалы готовы выдержать несколько раз, стоимость восстановления после каждого запуска и т.д.

Alexandre51      25/06/2016 [20:07:31]#4
Возможно Вы не поверите, но многоразовые системы уже были разработаны и нами, и американцами. И успешно летали. Просто повторять достижения 40-летней давности, выдавая это за последний писк эволюции, проще и безопасней для карьеры, чем создавать что-то реально новое новое.

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      26/06/2016 [00:38:23]#5
2 Alexandre51

Возможно Вы не поверите, но что, когда и как летало я знаю не хуже Вас. Это не значит, что технологии стоят на месте и каждый новый проект это повторение забытого старого.













Материалы рубрики

Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции



Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

Известия
Заместитель генерального директора холдинга Т1 Алексей Волынкин: «Наша цель — запуск первой частной ракеты в космос уже в этом году»
Виталий Корнеев, Елена Новицкая
ТАСС
Глава оператора Пулково Леонид Сергеев: мы стали аэропортом №2 в России
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава SR Space: в течение года мы перейдем от ракеты "Небо" к первому полету "Космоса"
Юлия Живикина
РБК
«Иллюзий нет, но справимся»: что происходит с авиакомпаниями в России
Артем Рукавов
Интерфакс
Гендиректор SR Space: идут работы над ракетой-носителем Cosmos с возможным возвратом первой ступени
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Книвель - о том, когда в России появится полноценная отрасль беспилотных авиационных систем

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBbgKF
Юду: http://perevozki.youdo.com/city/loaders/, подробнее тут.
Рекомендуем: http://perevozki.youdo.com/city/dlv/izmskvspb/, рекомендуем!
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer