— Андрей Владимирович, определено ли место под строительство нового стартового комплекса на космодроме "Восточный"?
— Да, место под строительство комплекса на космодроме выбрано. Определено, что площадка и вся необходимая пусковая инфраструктура будет возведена недалеко от уже имеющегося на "Восточном" стартового стола под ракету-носитель "Союз-2", первый старт которой состоялся 28 мая. В рамках Федеральной космической программы (ФКП) выделены средства, которые в ближайшее время Центр имени Хруничева начнет получать. Программа утверждена, в 2021 году мы должны обеспечить первый пуск "Ангары" с "Восточного", и думаю, мы с этой задачей справимся.
— Часто слышал от официальных лиц два обозначения по сути одной и той же ракеты — "Ангара" и "Амур". В чем разница и есть ли она?
— Опытно-конструкторская разработка (ОКР) "Ангара" проводится нами в интересах запусков с военного космодрома "Плесецк". В рамках ОКР "Амур" мы создаем новые модификации "Ангары", которые будут решать задачи госкорпорации "Роскосмос" при запусках с "Восточного" в Амурской области — отсюда и название. Именно с космического ракетного комплекса "Амур" на ракете-носителе "Ангара" после всех необходимых испытаний будут осуществляться и запуски космонавтов.
— Какие последние новости с филиала Центра Хруничева — Омского производственного объединения (ПО) "Полет", где собираются ракеты-носители "Ангара"?
— В конце июня 2016 года мы планируем запустить там цех окончательной сборки универсальных ракетных модулей (УРМ). Это серьезное событие и очень важный шаг вперед не только для Центра имени Хруничева, но и для всей российской отрасли в целом. Пока мы ведем сборку на временных площадях, а это совсем новый цех, оснащенный по последнему слову космической техники. После сдачи в эксплуатацию предприятие уже во втором полугодии 2016 года сможет начать собирать третью и четвертую ракету-носитель типа "Ангара".
Мы внедряем в Омске самые передовые технологии. Уже в июне, например, будет запущено производство раскатки днищ топливных баков для ракет-носителей. Непрерывно на заводе появляется что-то новое: таких космических предприятий в России сейчас просто нет. Если посмотреть на концепцию завода в целом, то можно сказать, что с одной стороны в цеха заходит металл, с другой стороны — выходят готовые универсальные космические модули, из которых, как из кубиков, и собираются ракеты-носители "Ангара" всех классов.
— Будете ли вы по примеру удачливого американского бизнесмена Илона Маска внедрять на производстве принципиально новые технологии удешевления, помимо уже успешно работающей технологии бережливого производства?
— Я бы не сказал, что Илон Маск создал что-то принципиально новое. Но надо признать, что Маск, когда входил в космическую тему, пригласил из различных отраслей промышленности, в том числе из авиационной и автомобильной, грамотных инженеров и маркетологов. И они вместе просчитали, какой узкий сегмент космической отрасли будет наиболее стремительно развиваться, и удачно предложили свое решение, используя накопленный опыт смежных отраслей.
У нас на предприятии в Омске при производстве ракет также применяются новые технологии. Например, при производстве баков "Ангары" используется фрикционная сварка. А в ближайшее время появится зеркальное фрезерование.
Так что здесь с Маском будет как минимум паритет. А вот с точки зрения организации принципов производства космической техники, самой идеологии, я вас уверяю, наше предприятие будет одним из самых передовых.
— А нужны ли нам вообще возвращаемые многоразовые ступени, на ваш взгляд? Ведь от развития подобных разработок в свое время отказались не случайно.
— Я думаю, что есть задачи как для многоразовых ракет-носителей, так и невозвращаемых. И этим направлением, безусловно, нужно заниматься. Хотя до коммерческой привлекательности реализуемый проект возвращаемых ступеней пока еще далек. На предприятии он на уровне научно-исследовательской разработки также прорабатывается. Мы пойдем немного другим путем, но и смотрим немного дальше.
— Кстати, если говорить о новых материалах: какие из них будут применяться на "Ангаре"?
— Всегда считалось, что композит — легкий, но дорогой, металл — тяжелый, но дешевый. Так, часть переходных систем "Ангары" уже сделаны из композитов, а головной обтекатель полностью углепластиковый. Но борьба между композитами и металлом идет постоянно: появляются новые сплавы и новые технологии их обработки, что значительно расширяет область их применения в космонавтике. Поэтому сегодня конструкция ракеты-носителя — это разумный компромисс.
Следующим шагом на пути реконструкции ПО "Полет" должен стать запуск новых цехов, в частности сборки топливных баков. Конвейерное производство ракет будет открыто в Омске на рубеже 2020-2021 годов. Тогда можно будет ответственно сказать, что производство ракет-носителей "Ангара" в России поставлено на поток.
— С какой полезной нагрузкой — российской или зарубежной — предполагается осуществить первый коммерческий пуск ракеты-носителя "Ангара-1.2" легкого класса?
— Пока мы находимся в стадии принятия решения. Есть несколько вариантов, среди них — и запуск коммерческих спутников. С другой стороны, и федеральные нагрузки с повестки дня никто не снимал. Это будет реальный пуск со спутниками в интересах определенного заказчика.
— В СМИ сообщалось, что первый коммерческий запуск "Ангары" с первым спутником Анголы AngoSat-1 не состоится до конца 2016 года, а также и в следующем. Так ли это и почему?
— Задача, которая стоит перед предприятием, — изготовить ракету-носитель "Ангара-А5" и устранить все замечания на стартовом комплексе, которые были выявлены в ходе первого испытательного запуска. Работа эта ведется и в конце этого года будет завершена. Создание космического аппарата для Анголы также планируется закончить к концу 2016 года. Надо понимать, что это все-таки будет первый пуск тяжелой "Ангары" с полезной коммерческой нагрузкой — не забывайте, что первая "Ангара" выводила просто грузомакет. Сейчас требуется адаптация ракеты-носителя к спутнику. Поэтому пуск планируется в середине 2017 года.
— Сообщалось, что два или три спутника системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН) будут запущены на "Ангаре А5" из Плесецка до конца 2016 года. Так ли это?
— Мне о таких планах ничего неизвестно.
— В какой мере Центр имени Хруничева займется новейшим проектом ракеты-носителя "Феникс" и будет ли участвовать в тендере на ее создание?
— В кооперации с кем-то обязательно будем участвовать. Сегодня ситуация такова, что отдельно взятому КБ поднимать такой сложный проект с нуля неэффективно, поэтому необходима консолидация усилий нескольких конструкторских школ, что в результате даст положительные результаты, как временные, так и финансовые. Мы готовы использовать наработанный на "Ангаре" опыт. Некоторые узлы, несомненно, перейдут с "Ангары" и на "Феникс".
— Из-за аварий, санкций и внешней конкуренции стоимость пусков "Протонов" пришлось снизить. Ниже какой цены совместное российско-американское предприятие ILS не планирует опускаться при заключении новых контрактов?
— Хороший вопрос. Не планируем опускаться ниже себестоимости. А если серьезно, то имеется определенный уровень рентабельности, который мы согласовали с ГК "Роскосмос". Утверждена новая политика продаж: она стала более гибкой и имеет дифференцированный подход к каждому заказчику. Если раньше все заказчики имели равные условия, то теперь некоторые из них имеют дополнительные льготы: для многих ключевых клиентов важна не столько цена, а приоритет в очередности пуска. В результате мы получили приток новых контрактов. Более того, мы готовим новое дополнительное предложение рынку, которое расширит сферу применения наших ракет, и в ближайшее время его представим.
— Новое предложение? Отсюда поподробнее, пожалуйста.
— Мы готовим модификации нашего "Протона — М" под дополнительные типы космических аппаратов. Для каждой модификации будет свое ценовое предложение. Надо понимать, что это не будет какой-то принципиально новый "Протон", но целый ряд характеристик существующей ракеты можно видоизменять под конкретные цели и под конкретных заказчиков.
— Какие конструктивные изменения внесены в рулевой двигатель 3-й ступени "Протона-М", чтобы избежать повышенных вибронагрузок и последующего разрушения, вызванных увеличением дисбаланса ротора турбонасосного агрегата?
— Все мероприятия на сегодняшний день реализованы. Был изменен узел крепления турбонасосного агрегата (ТНА), внесены изменения в конструкцию самого вала. Могу отметить, что на всех двигателях установлена дополнительная телеметрическая аппаратура, которая доказала эффективность проведенных доработок. Вибрация в этом узле снизилась в разы.
— Намерены ли вы шире внедрять цифровое проектирование новых изделий и каких именно? Нужно ли переводить в цифру чертежи уже существующих комплектующих для "Протонов"?
— Безусловно, нужно. У любого современного предприятия без цифрового проектирования нет будущего, это данность. Других вариантов в настоящее время просто нет, и для меня это очевидно. Мы активно занимаемся оцифровкой "Ангары". В прошлом году полностью оцифровали универсальные ракетные модули первой и второй ступени, в этом — закончим с третьей ступенью. Я думаю, что в 2017 году мы полностью переведем всю "Ангару" в цифру.
Вместе с тем в отношении "Протона — М" активного перевода чертежной документации в цифровые носители пока не ведется. Надо понимать, что те новые технологии, которые мы повсеместно внедряем при производстве "Ангары", изначально требуют создания цифровой модели. Но в отношении "Протона" такой спешки нет, так как технология его изготовления кардинально не меняется. Вместе с тем отдельные узлы и компоненты для носителя модернизируются, и вот они создаются уже в цифре.
— В каком году планируется постепенно начать сворачивать производство "Протонов" в связи с переходом на "Ангару"?
— Мы прогнозируем, что как минимум до 2025 года "Протон" будет востребован на коммерческом рынке. Но надо понимать, что по этой ракете есть ограничения и они не столько экологические. Стартовые установки на Байконуре, технический комплекс, стендовая база под этот носитель с каждым годом становятся все старше, их ресурс не безграничен, а обслуживание стоит все дороже. На каком-то этапе все это станет просто уже нерентабельным, независимо ни от чего. Государство четко обозначило область применения "Протонов". Все федеральные пуски будут в перспективе переходить на новый космодром "Восточный" и на "Плесецк". А "Протон" останется на "Байконуре" и будет использоваться для коммерческих запусков. Все сказанное логично подводит к тому, что "Протон" с рынка постепенно будет уходить, это неизбежно.
— Поговорим теперь о судьбе другой, не менее знаменитой, чем "Протон", ракете-носителе "Рокот". Сколько запусков "Рокота" еще планируется осуществить?
— Осталось осуществить шесть пусков "Рокота". Часть стартов будет по коммерческим программам, часть — в федеральных интересах. Продлевать эту замечательную программу у нас нет возможности: надо понимать, что матчасть стартового комплекса и производственных мощностей уже сильно изношена — ей более тридцати лет.
Вкладывать средства в дальнейшее обновление просто нецелесообразно, тем более что у нас появляется целое семейство ракет подобного класса — это "Ангара 1.2", которая позволяет выполнять те же задачи.
— Возможно ли обойтись без взаимодействия с украинскими специалистами по подготовке к запуску "Рокота" в нынешних условиях?
— Возможно. Часть подготовки к пуску мы осуществляем с их привлечением, часть — уже без них.
— Какие этапы в утвержденной программе финансового оздоровления Центра имени Хруничева уже завершены?
— Первый этап — это этап стабилизации, его завершение планируется в конце 2016 года. Основная задача — наполнить оборотными финансовыми средствами бюджет предприятия, чтобы обеспечить ритмичность работы производства. В 2014 году полное отсутствие денежных средств привело производство ракет "Протон" практически к полной остановке. Нечем было платить зарплату. Были долги. Сегодня, благодаря помощи правительства РФ и госкорпорации "Роскосмос", мы к настоящему времени закрыли практически все долги перед основными поставщиками. А в ближайшее время обеспечим даже авансирование работ. Сняли абсолютно все вопросы по заработной плате: в 2015 году она выросла почти на 20%. Благодаря внедрению новых систем мотивации труда, а также за счет широкого использования информационных технологий, работа на производстве и в КБ становится более привлекательной для молодежи. Так что задачи первого этапа, я считаю, выполняются в полном объеме.
— Глава госкорпорации "Роскосмос" Игорь Комаров заявлял, что кроме ВЭБа, в финансовом оздоровлении Центра примут участие внебюджетные источники. Удалось ли их найти и какую сумму удалось привлечь?
— Да, внебюджетные источники нашлись. В частности, часть этих средств на реорганизацию производства удалось привлечь через госкорпорацию "Роскосмос". Это негосударственные деньги, они поступили от реализации коммерческих проектов "Роскосмоса".
— Получен кредит ВЭБа, в залоге — "золотые" московские земельные участки предприятия. Есть ли возможность сдавать в аренду освободившиеся после оптимизации здания на огромной территории Центра имени Хруничева?
— Вы правильно сказали, что наши земельные участки находятся в залоге у банка. Поэтому любые действия по сдаче их в аренду мы должны согласовывать. Но на сегодняшний день пока этот вопрос даже и не рассматривался. У нас не было никаких конкретных предложений, поэтому даже предмета обсуждения пока нет.
— Какими будут ваши следующие шаги в реализации программы финансового оздоровления?
— Следующим этапом с 2017 по 2020 годы станет реализация плана внутренних структурных реформ. В период с 2021 по 2025 годы планируется обеспечить прибыльность предприятия, а также рассчитаться со всеми нашими финансовыми обязательствами по кредитам.
— Да, место под строительство комплекса на космодроме выбрано. Определено, что площадка и вся необходимая пусковая инфраструктура будет возведена недалеко от уже имеющегося на "Восточном" стартового стола под ракету-носитель "Союз-2", первый старт которой состоялся 28 мая. В рамках Федеральной космической программы (ФКП) выделены средства, которые в ближайшее время Центр имени Хруничева начнет получать. Программа утверждена, в 2021 году мы должны обеспечить первый пуск "Ангары" с "Восточного", и думаю, мы с этой задачей справимся.
— Часто слышал от официальных лиц два обозначения по сути одной и той же ракеты — "Ангара" и "Амур". В чем разница и есть ли она?
— Опытно-конструкторская разработка (ОКР) "Ангара" проводится нами в интересах запусков с военного космодрома "Плесецк". В рамках ОКР "Амур" мы создаем новые модификации "Ангары", которые будут решать задачи госкорпорации "Роскосмос" при запусках с "Восточного" в Амурской области — отсюда и название. Именно с космического ракетного комплекса "Амур" на ракете-носителе "Ангара" после всех необходимых испытаний будут осуществляться и запуски космонавтов.
— Какие последние новости с филиала Центра Хруничева — Омского производственного объединения (ПО) "Полет", где собираются ракеты-носители "Ангара"?
— В конце июня 2016 года мы планируем запустить там цех окончательной сборки универсальных ракетных модулей (УРМ). Это серьезное событие и очень важный шаг вперед не только для Центра имени Хруничева, но и для всей российской отрасли в целом. Пока мы ведем сборку на временных площадях, а это совсем новый цех, оснащенный по последнему слову космической техники. После сдачи в эксплуатацию предприятие уже во втором полугодии 2016 года сможет начать собирать третью и четвертую ракету-носитель типа "Ангара".
Мы внедряем в Омске самые передовые технологии. Уже в июне, например, будет запущено производство раскатки днищ топливных баков для ракет-носителей. Непрерывно на заводе появляется что-то новое: таких космических предприятий в России сейчас просто нет. Если посмотреть на концепцию завода в целом, то можно сказать, что с одной стороны в цеха заходит металл, с другой стороны — выходят готовые универсальные космические модули, из которых, как из кубиков, и собираются ракеты-носители "Ангара" всех классов.
— Будете ли вы по примеру удачливого американского бизнесмена Илона Маска внедрять на производстве принципиально новые технологии удешевления, помимо уже успешно работающей технологии бережливого производства?
— Я бы не сказал, что Илон Маск создал что-то принципиально новое. Но надо признать, что Маск, когда входил в космическую тему, пригласил из различных отраслей промышленности, в том числе из авиационной и автомобильной, грамотных инженеров и маркетологов. И они вместе просчитали, какой узкий сегмент космической отрасли будет наиболее стремительно развиваться, и удачно предложили свое решение, используя накопленный опыт смежных отраслей.
У нас на предприятии в Омске при производстве ракет также применяются новые технологии. Например, при производстве баков "Ангары" используется фрикционная сварка. А в ближайшее время появится зеркальное фрезерование.
Так что здесь с Маском будет как минимум паритет. А вот с точки зрения организации принципов производства космической техники, самой идеологии, я вас уверяю, наше предприятие будет одним из самых передовых.
— А нужны ли нам вообще возвращаемые многоразовые ступени, на ваш взгляд? Ведь от развития подобных разработок в свое время отказались не случайно.
— Я думаю, что есть задачи как для многоразовых ракет-носителей, так и невозвращаемых. И этим направлением, безусловно, нужно заниматься. Хотя до коммерческой привлекательности реализуемый проект возвращаемых ступеней пока еще далек. На предприятии он на уровне научно-исследовательской разработки также прорабатывается. Мы пойдем немного другим путем, но и смотрим немного дальше.
— Кстати, если говорить о новых материалах: какие из них будут применяться на "Ангаре"?
— Всегда считалось, что композит — легкий, но дорогой, металл — тяжелый, но дешевый. Так, часть переходных систем "Ангары" уже сделаны из композитов, а головной обтекатель полностью углепластиковый. Но борьба между композитами и металлом идет постоянно: появляются новые сплавы и новые технологии их обработки, что значительно расширяет область их применения в космонавтике. Поэтому сегодня конструкция ракеты-носителя — это разумный компромисс.
Следующим шагом на пути реконструкции ПО "Полет" должен стать запуск новых цехов, в частности сборки топливных баков. Конвейерное производство ракет будет открыто в Омске на рубеже 2020-2021 годов. Тогда можно будет ответственно сказать, что производство ракет-носителей "Ангара" в России поставлено на поток.
— С какой полезной нагрузкой — российской или зарубежной — предполагается осуществить первый коммерческий пуск ракеты-носителя "Ангара-1.2" легкого класса?
— Пока мы находимся в стадии принятия решения. Есть несколько вариантов, среди них — и запуск коммерческих спутников. С другой стороны, и федеральные нагрузки с повестки дня никто не снимал. Это будет реальный пуск со спутниками в интересах определенного заказчика.
— В СМИ сообщалось, что первый коммерческий запуск "Ангары" с первым спутником Анголы AngoSat-1 не состоится до конца 2016 года, а также и в следующем. Так ли это и почему?
— Задача, которая стоит перед предприятием, — изготовить ракету-носитель "Ангара-А5" и устранить все замечания на стартовом комплексе, которые были выявлены в ходе первого испытательного запуска. Работа эта ведется и в конце этого года будет завершена. Создание космического аппарата для Анголы также планируется закончить к концу 2016 года. Надо понимать, что это все-таки будет первый пуск тяжелой "Ангары" с полезной коммерческой нагрузкой — не забывайте, что первая "Ангара" выводила просто грузомакет. Сейчас требуется адаптация ракеты-носителя к спутнику. Поэтому пуск планируется в середине 2017 года.
— Сообщалось, что два или три спутника системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН) будут запущены на "Ангаре А5" из Плесецка до конца 2016 года. Так ли это?
— Мне о таких планах ничего неизвестно.
— В какой мере Центр имени Хруничева займется новейшим проектом ракеты-носителя "Феникс" и будет ли участвовать в тендере на ее создание?
— В кооперации с кем-то обязательно будем участвовать. Сегодня ситуация такова, что отдельно взятому КБ поднимать такой сложный проект с нуля неэффективно, поэтому необходима консолидация усилий нескольких конструкторских школ, что в результате даст положительные результаты, как временные, так и финансовые. Мы готовы использовать наработанный на "Ангаре" опыт. Некоторые узлы, несомненно, перейдут с "Ангары" и на "Феникс".
— Из-за аварий, санкций и внешней конкуренции стоимость пусков "Протонов" пришлось снизить. Ниже какой цены совместное российско-американское предприятие ILS не планирует опускаться при заключении новых контрактов?
— Хороший вопрос. Не планируем опускаться ниже себестоимости. А если серьезно, то имеется определенный уровень рентабельности, который мы согласовали с ГК "Роскосмос". Утверждена новая политика продаж: она стала более гибкой и имеет дифференцированный подход к каждому заказчику. Если раньше все заказчики имели равные условия, то теперь некоторые из них имеют дополнительные льготы: для многих ключевых клиентов важна не столько цена, а приоритет в очередности пуска. В результате мы получили приток новых контрактов. Более того, мы готовим новое дополнительное предложение рынку, которое расширит сферу применения наших ракет, и в ближайшее время его представим.
— Новое предложение? Отсюда поподробнее, пожалуйста.
— Мы готовим модификации нашего "Протона — М" под дополнительные типы космических аппаратов. Для каждой модификации будет свое ценовое предложение. Надо понимать, что это не будет какой-то принципиально новый "Протон", но целый ряд характеристик существующей ракеты можно видоизменять под конкретные цели и под конкретных заказчиков.
— Какие конструктивные изменения внесены в рулевой двигатель 3-й ступени "Протона-М", чтобы избежать повышенных вибронагрузок и последующего разрушения, вызванных увеличением дисбаланса ротора турбонасосного агрегата?
— Все мероприятия на сегодняшний день реализованы. Был изменен узел крепления турбонасосного агрегата (ТНА), внесены изменения в конструкцию самого вала. Могу отметить, что на всех двигателях установлена дополнительная телеметрическая аппаратура, которая доказала эффективность проведенных доработок. Вибрация в этом узле снизилась в разы.
— Намерены ли вы шире внедрять цифровое проектирование новых изделий и каких именно? Нужно ли переводить в цифру чертежи уже существующих комплектующих для "Протонов"?
— Безусловно, нужно. У любого современного предприятия без цифрового проектирования нет будущего, это данность. Других вариантов в настоящее время просто нет, и для меня это очевидно. Мы активно занимаемся оцифровкой "Ангары". В прошлом году полностью оцифровали универсальные ракетные модули первой и второй ступени, в этом — закончим с третьей ступенью. Я думаю, что в 2017 году мы полностью переведем всю "Ангару" в цифру.
Вместе с тем в отношении "Протона — М" активного перевода чертежной документации в цифровые носители пока не ведется. Надо понимать, что те новые технологии, которые мы повсеместно внедряем при производстве "Ангары", изначально требуют создания цифровой модели. Но в отношении "Протона" такой спешки нет, так как технология его изготовления кардинально не меняется. Вместе с тем отдельные узлы и компоненты для носителя модернизируются, и вот они создаются уже в цифре.
— В каком году планируется постепенно начать сворачивать производство "Протонов" в связи с переходом на "Ангару"?
— Мы прогнозируем, что как минимум до 2025 года "Протон" будет востребован на коммерческом рынке. Но надо понимать, что по этой ракете есть ограничения и они не столько экологические. Стартовые установки на Байконуре, технический комплекс, стендовая база под этот носитель с каждым годом становятся все старше, их ресурс не безграничен, а обслуживание стоит все дороже. На каком-то этапе все это станет просто уже нерентабельным, независимо ни от чего. Государство четко обозначило область применения "Протонов". Все федеральные пуски будут в перспективе переходить на новый космодром "Восточный" и на "Плесецк". А "Протон" останется на "Байконуре" и будет использоваться для коммерческих запусков. Все сказанное логично подводит к тому, что "Протон" с рынка постепенно будет уходить, это неизбежно.
— Поговорим теперь о судьбе другой, не менее знаменитой, чем "Протон", ракете-носителе "Рокот". Сколько запусков "Рокота" еще планируется осуществить?
— Осталось осуществить шесть пусков "Рокота". Часть стартов будет по коммерческим программам, часть — в федеральных интересах. Продлевать эту замечательную программу у нас нет возможности: надо понимать, что матчасть стартового комплекса и производственных мощностей уже сильно изношена — ей более тридцати лет.
Вкладывать средства в дальнейшее обновление просто нецелесообразно, тем более что у нас появляется целое семейство ракет подобного класса — это "Ангара 1.2", которая позволяет выполнять те же задачи.
— Возможно ли обойтись без взаимодействия с украинскими специалистами по подготовке к запуску "Рокота" в нынешних условиях?
— Возможно. Часть подготовки к пуску мы осуществляем с их привлечением, часть — уже без них.
— Какие этапы в утвержденной программе финансового оздоровления Центра имени Хруничева уже завершены?
— Первый этап — это этап стабилизации, его завершение планируется в конце 2016 года. Основная задача — наполнить оборотными финансовыми средствами бюджет предприятия, чтобы обеспечить ритмичность работы производства. В 2014 году полное отсутствие денежных средств привело производство ракет "Протон" практически к полной остановке. Нечем было платить зарплату. Были долги. Сегодня, благодаря помощи правительства РФ и госкорпорации "Роскосмос", мы к настоящему времени закрыли практически все долги перед основными поставщиками. А в ближайшее время обеспечим даже авансирование работ. Сняли абсолютно все вопросы по заработной плате: в 2015 году она выросла почти на 20%. Благодаря внедрению новых систем мотивации труда, а также за счет широкого использования информационных технологий, работа на производстве и в КБ становится более привлекательной для молодежи. Так что задачи первого этапа, я считаю, выполняются в полном объеме.
— Глава госкорпорации "Роскосмос" Игорь Комаров заявлял, что кроме ВЭБа, в финансовом оздоровлении Центра примут участие внебюджетные источники. Удалось ли их найти и какую сумму удалось привлечь?
— Да, внебюджетные источники нашлись. В частности, часть этих средств на реорганизацию производства удалось привлечь через госкорпорацию "Роскосмос". Это негосударственные деньги, они поступили от реализации коммерческих проектов "Роскосмоса".
— Получен кредит ВЭБа, в залоге — "золотые" московские земельные участки предприятия. Есть ли возможность сдавать в аренду освободившиеся после оптимизации здания на огромной территории Центра имени Хруничева?
— Вы правильно сказали, что наши земельные участки находятся в залоге у банка. Поэтому любые действия по сдаче их в аренду мы должны согласовывать. Но на сегодняшний день пока этот вопрос даже и не рассматривался. У нас не было никаких конкретных предложений, поэтому даже предмета обсуждения пока нет.
— Какими будут ваши следующие шаги в реализации программы финансового оздоровления?
— Следующим этапом с 2017 по 2020 годы станет реализация плана внутренних структурных реформ. В период с 2021 по 2025 годы планируется обеспечить прибыльность предприятия, а также рассчитаться со всеми нашими финансовыми обязательствами по кредитам.