Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Нужен ли полицейский на борту


11 октября 2016 года Наталия Ячменникова, Российская газета


Предложений, как бороться с авиахулиганами, тьма: от введения "черных списков" до применения пластиковых наручников и запрета продажи алкоголя в аэропортах. Как, используя правовые средства, можно навести порядок? Об этом корреспондент "РГ" беседует с доктором юридических наук, профессором Борисом Елисеевым.

Борис Петрович, спрошу прямо: полицейский на борту самолета нужен?

Борис Елисеев: Никаких полицейских, никакого оружия на борту быть не должно! Я за институт "воздушных маршалов", но из числа служб авиационной безопасности перевозчика. Только надо все это оформить законодательно и развить в подзаконных и ведомственных актах.

А что делать с алкоголем: запретить его в "duty free"?

Борис Елисеев: Во многих авиакомпаниях действует жесткое правило: алкоголь, купленный в магазине беспошлинной торговли, пассажиру выдадут только по завершении рейса. Такое же следует распространить на спиртное, приобретенное на борту.

Методы борьбы с воздушными дебоширами предлагаются вплоть до экзотических. Как вы к ним относитесь? Спрашиваю вас не только как ректора ведущего вуза гражданской авиации, но и как в прошлом шеф-юриста крупнейшей российской авиакомпании.

Борис Елисеев: Эмоции в юриспруденции так же не эффективны, как и пледы, которыми бортпроводники пытаются фиксировать воздушных буянов. Возьмем предложение о введении "черных списков" и запрете продажи билетов тем, кто туда попал. Не стоит забывать, что договор перевозки является "публичной офертой". Когда перевозка пассажира осуществляется транспортом общего пользования, перевозчик не вправе отказать пассажиру в его заключении.

Джавида М., который был пойман за курением в туалете и угрожал экипажу, приговорили к 33 месяцам тюрьмы
В случае обращения гражданина в суд проигрыш перевозчика будет стопроцентным. А какие правовые основания позволят перевозчику внести пассажира в "черный список"? Сегодня в России их просто нет. В ответ авиакомпания может получить массу исков о защите чести, достоинства и деловой репутации. И - гарантированные судебные взыскания.

Полностью абсурдны предложения о выдаче боевого оружия сотрудникам, сопровождающим самолет в полете. Почему? Один выстрел - и может наступить разгерметизация воздушного судна. Другой, не менее радикальный подход, - ужесточить санкции в административном и уголовном законодательстве, поднять штрафы до немыслимых размеров. Но почему никто даже не пытается классифицировать и детализировать нормы права, исследовать и предложить новые виды составов правонарушений и преступлений?

Так с чего начинать?

Борис Елисеев: Еще в 1992-1996 годах США и Великобритания внесли ряд поправок в свое уголовное законодательство и нормы административного права, определив адекватные санкции для определенных разновидностей неправомерного поведения на борту воздушного судна. За основу взята Токийская Конвенция, которая была, в первую очередь, направлена на борьбу с терроризмом. Есть "Практические рекомендации" по решению вопроса нарушающих порядок/недисциплинированных пассажиров, где изложены руководящие принципы, таблица проступков и действий по категориям инцидентов, образцы карточек с предупреждениями для пассажиров, образцы отчетов об инцидентах и примеры применяемой различными компаниями политики.

То есть подобные вопросы регулируются национальным законодательством?

Борис Елисеев: Именно. Приведу пример Великобритании. Там действует закон о гражданской авиации, который предоставляет судам право на рассмотрение правонарушений на борту воздушных судов независимо от того, в какой точке мира это произошло. Кроме того, указ о воздухоплавании 1995 года недвусмысленно предусматривает наказание за ряд правонарушений, связанных не только с поведением пассажиров, но и авиадиспетчеров, летного экипажа.

Есть статьи, запрещающие посадку на борт воздушного судна или нахождение на нем лиц в нетрезвом состоянии, а также курение. Позже были внесены дополнения, которые запретили высказывать угрозы, брань или оскорбления в адрес экипажа, проявлять угрожающее, оскорбительное, обидное или недисциплинированное поведение по отношению к пилотам и стюардам, намеренно препятствовать выполнению ими своих обязанностей.

И какие наказания может понести авиахулиган?

Борис Елисеев: Штраф в размере до 5000 фунтов стерлингов в порядке упрощенного судопроизводства или тюремное заключение сроком до 2 лет. За нарушение запрета курить могут потребовать до 2500 фунтов стерлингов. За брань и оскорбительное поведение в отношении членов экипажа - до 2500 фунтов стерлингов. Мешаешь работе экипажа - штраф до 5000 фунтов стерлингов.

А что в США?

Борис Елисеев: Федеральное Авиационное Управление США имеет право налагать гражданско-правовые взыскания на сумму 25 000 долларов за каждое правонарушение недисциплинированного пассажира. Раньше это было максимально 1100 долларов. За курение на борту сейчас могут оштрафовать на 1000 долларов и еще 2000 долларов в случае порчи (отключения) детектора дыма.

Серьезная ответственность установлена за вмешательство в работу экипажа в пределах специальной воздушной юрисдикции Соединенных Штатов: это лишение свободы сроком до 20 лет или штраф. Или оба наказания. Кроме того, в случае использования оружия предусматривается лишение свободы вплоть до пожизненного.

А можете привести примеры из судебной практики?

Борис Елисеев: Конечно. Вот решения судов Соединенного Королевства в отношении недисциплинированных пассажиров, о которых не писали в СМИ:

28 января 2000 года Сьюзен Т. признали виновной в том, что она находилась на борту в нетрезвом состоянии, ставя под угрозу безопасность воздушного судна, других пассажиров и членов экипажа. Ей было предписано выплатить штраф в размере 2000 фунтов стерлингов и оплатить в таком же размере судебные издержки.

22 мая 2001 года Джеймс М. приговорен к лишению свободы сроком на 12 месяцев за преступление, совершенное на борту рейса Ньюкасл - Тенерифе. Вскоре после посадки в самолет он начал выкрикивать угрозы в адрес пассажиров и пинать кресла. В ситуацию были вынуждены вмешаться члены экипажа. Более того, им пришлось работать посменно, чтобы "присматривать" за пассажиром. Все это учел апелляционный суд, куда обратился буйный пассажир, оставив приговор в силе.

26 мая 2000 года к восьми месяцам тюрьмы был приговорен Джулиан А., которого признали виновным в нахождении на борту воздушного судна в нетрезвом состоянии и в том, что он поставил под угрозу безопасность воздушного судна.

А это примеры из Прецедентного права США:

17 июня 2005 года Монтгомери К., был приговорен федеральным судом первой инстанции США к 6-месячному заключению в тюрьме за вмешательство в работу летного экипажа компании "Юнайтед" и физическое насилие на борту воздушного судна. Кроме того, его приговорили к уплате штрафа в размере 10 150 долларов в качестве возмещения убытков авиакомпании.

27 сентября 2001 года пьяный пассажир Джавид М. был пойман за курением в туалете на самолете компании "Эйр Кэнада", направлявшемся из Лос-Анджелеса в Торонто. Когда бортпроводники сделали ему замечание, он стал яростно спорить. А на обращение одного из пилотов пригрозил убийством. Командир экипажа принял решение вернуться в аэропорт вылета. "Буяна" приговорили к 33 месяцам тюрьмы.

И все-таки: "черные списки" нарушителей нужны?

Борис Елисеев: Вне всякого сомнения! Но вот внести физическое лицо в подобный список можно только по решению суда, который рассматривал административное или уголовное дело в отношении пассажира-нарушителя. Запретить полеты на определенный срок? Однозначно не отвечу. Может быть, только в качестве дополнительной меры наказания. Это тоже должно быть отражено в материальном праве и подтверждено процессуально, решением суда.

Разумеется, только одно это потребует внесения дополнений и изменений не только в административное, но и уголовное законодательство. Как материальное, так и процессуальное. Потребуется внести новые правовые нормы и в Воздушный кодекс, и в законодательство, регламентирующее вопросы транспортной безопасности, а также другие. Я уже не говорю о подзаконных и ведомственных актах, регламентирующих данные вопросы.

А какой орган должен вести базу данных недисциплинированных пассажиров? Или каждая авиакомпания отдельно?

Борис Елисеев: На мой взгляд, такая база данных должна бать открытой, публичной. Это будет иметь хороший воспитательный эффект. Нельзя отдавать все на откуп конкретной авиакомпании. Например, пять ведущих китайских авиакомпаний уже в нынешнем году подписали соглашение об обмене информацией о пассажирах-хулиганах и передаче этих данных в ведомство по гражданской авиации и туризму.

Что касается санкций в административном и уголовном законодательстве, то примеры США и Великобритании убедительно подсказывают необходимость их ужесточения. Они должны быть подчинены простой логике. Образно говоря, они должны действовать как счетчик в такси. Не выполнил законное требование члена экипажа - пять тысяч рублей, при этом огрызнулся - плюс пять, оскорбил - добавим двадцать... А если распустил руки - штраф вырастает в геометрической прогрессии, либо нарушителю "светит" реальный срок.


комментарии (4):

ёпрст      12/10/2016 [09:48:45]#1
Всё предлагаемое рассчитано на адекватного пассажира, а проблема-то возникает после полного отключения мозга алкоголем! Бороться с дьюти- фри и рюмочными кишка тонковата, организовать отбор купленного тоже никто не хочет, вот и остается салон один на один с героем. А какие проблемы- предупредили, хотя ясно, что пустая трата времени, выдали бумагу с просьбой подписать о следующих последствиях, приняли решение о посадке. Все за счет неадеквата.

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      12/10/2016 [11:16:12]#2
[-] Cкрыть. Ответ на сообщение пользователя ёпрст от 12.10.2016 09:48
   
Всё предлагаемое рассчитано на адекватного пассажира, а проблема-то возникает после полного отключения мозга алкоголем! Бороться с дьюти- фри и рюмочными кишка тонковата, организовать отбор купленного тоже никто не хочет, вот и остается салон один на один с героем. А какие проблемы- предупредили, хотя ясно, что пустая трата времени, выдали бумагу с просьбой подписать о следующих последствиях, приняли решение о посадке. Все за счет неадеквата.
Далеко не только алкоголь является причиной неадекватного поведения. Кстати, а иногда именно алкоголь спасает от неадекватного поведения. Увы, у людей много фобий. А кто хочет напиться, сделает это и без дьюти фри.

air-squirrel      12/10/2016 [11:54:43]#3
Не знаю , установлены ли законодательно штрафы за хулиганство на борту в РФ..короче нужно их сделать чтобы они существенно (200к-500к) били по карману и тогда разного рода б.дло будет себя вести адекватно. И тогда людей с "фобиями" поубавится.

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      12/10/2016 [13:22:15]#4
Вот, собственно, сюжет в тему: http://www.aex.ru/m/multimedia ...













Материалы рубрики

Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции



Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

Известия
Заместитель генерального директора холдинга Т1 Алексей Волынкин: «Наша цель — запуск первой частной ракеты в космос уже в этом году»
Виталий Корнеев, Елена Новицкая
ТАСС
Глава оператора Пулково Леонид Сергеев: мы стали аэропортом №2 в России
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава SR Space: в течение года мы перейдем от ракеты "Небо" к первому полету "Космоса"
Юлия Живикина
РБК
«Иллюзий нет, но справимся»: что происходит с авиакомпаниями в России
Артем Рукавов
Интерфакс
Гендиректор SR Space: идут работы над ракетой-носителем Cosmos с возможным возвратом первой ступени
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Книвель - о том, когда в России появится полноценная отрасль беспилотных авиационных систем

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBk3qF
YouDo: http://perevozki.youdo.com/passenger/cars/, подробности...
Услуги курьера: http://courier.youdo.com/food-delivery/mcdonalds/geo/korolev/, варианты по ссылке.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer