Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Нужен ли полицейский на борту


11 октября 2016 года Наталия Ячменникова, Российская газета


Предложений, как бороться с авиахулиганами, тьма: от введения "черных списков" до применения пластиковых наручников и запрета продажи алкоголя в аэропортах. Как, используя правовые средства, можно навести порядок? Об этом корреспондент "РГ" беседует с доктором юридических наук, профессором Борисом Елисеевым.

Борис Петрович, спрошу прямо: полицейский на борту самолета нужен?

Борис Елисеев: Никаких полицейских, никакого оружия на борту быть не должно! Я за институт "воздушных маршалов", но из числа служб авиационной безопасности перевозчика. Только надо все это оформить законодательно и развить в подзаконных и ведомственных актах.

А что делать с алкоголем: запретить его в "duty free"?

Борис Елисеев: Во многих авиакомпаниях действует жесткое правило: алкоголь, купленный в магазине беспошлинной торговли, пассажиру выдадут только по завершении рейса. Такое же следует распространить на спиртное, приобретенное на борту.

Методы борьбы с воздушными дебоширами предлагаются вплоть до экзотических. Как вы к ним относитесь? Спрашиваю вас не только как ректора ведущего вуза гражданской авиации, но и как в прошлом шеф-юриста крупнейшей российской авиакомпании.

Борис Елисеев: Эмоции в юриспруденции так же не эффективны, как и пледы, которыми бортпроводники пытаются фиксировать воздушных буянов. Возьмем предложение о введении "черных списков" и запрете продажи билетов тем, кто туда попал. Не стоит забывать, что договор перевозки является "публичной офертой". Когда перевозка пассажира осуществляется транспортом общего пользования, перевозчик не вправе отказать пассажиру в его заключении.

Джавида М., который был пойман за курением в туалете и угрожал экипажу, приговорили к 33 месяцам тюрьмы
В случае обращения гражданина в суд проигрыш перевозчика будет стопроцентным. А какие правовые основания позволят перевозчику внести пассажира в "черный список"? Сегодня в России их просто нет. В ответ авиакомпания может получить массу исков о защите чести, достоинства и деловой репутации. И - гарантированные судебные взыскания.

Полностью абсурдны предложения о выдаче боевого оружия сотрудникам, сопровождающим самолет в полете. Почему? Один выстрел - и может наступить разгерметизация воздушного судна. Другой, не менее радикальный подход, - ужесточить санкции в административном и уголовном законодательстве, поднять штрафы до немыслимых размеров. Но почему никто даже не пытается классифицировать и детализировать нормы права, исследовать и предложить новые виды составов правонарушений и преступлений?

Так с чего начинать?

Борис Елисеев: Еще в 1992-1996 годах США и Великобритания внесли ряд поправок в свое уголовное законодательство и нормы административного права, определив адекватные санкции для определенных разновидностей неправомерного поведения на борту воздушного судна. За основу взята Токийская Конвенция, которая была, в первую очередь, направлена на борьбу с терроризмом. Есть "Практические рекомендации" по решению вопроса нарушающих порядок/недисциплинированных пассажиров, где изложены руководящие принципы, таблица проступков и действий по категориям инцидентов, образцы карточек с предупреждениями для пассажиров, образцы отчетов об инцидентах и примеры применяемой различными компаниями политики.

То есть подобные вопросы регулируются национальным законодательством?

Борис Елисеев: Именно. Приведу пример Великобритании. Там действует закон о гражданской авиации, который предоставляет судам право на рассмотрение правонарушений на борту воздушных судов независимо от того, в какой точке мира это произошло. Кроме того, указ о воздухоплавании 1995 года недвусмысленно предусматривает наказание за ряд правонарушений, связанных не только с поведением пассажиров, но и авиадиспетчеров, летного экипажа.

Есть статьи, запрещающие посадку на борт воздушного судна или нахождение на нем лиц в нетрезвом состоянии, а также курение. Позже были внесены дополнения, которые запретили высказывать угрозы, брань или оскорбления в адрес экипажа, проявлять угрожающее, оскорбительное, обидное или недисциплинированное поведение по отношению к пилотам и стюардам, намеренно препятствовать выполнению ими своих обязанностей.

И какие наказания может понести авиахулиган?

Борис Елисеев: Штраф в размере до 5000 фунтов стерлингов в порядке упрощенного судопроизводства или тюремное заключение сроком до 2 лет. За нарушение запрета курить могут потребовать до 2500 фунтов стерлингов. За брань и оскорбительное поведение в отношении членов экипажа - до 2500 фунтов стерлингов. Мешаешь работе экипажа - штраф до 5000 фунтов стерлингов.

А что в США?

Борис Елисеев: Федеральное Авиационное Управление США имеет право налагать гражданско-правовые взыскания на сумму 25 000 долларов за каждое правонарушение недисциплинированного пассажира. Раньше это было максимально 1100 долларов. За курение на борту сейчас могут оштрафовать на 1000 долларов и еще 2000 долларов в случае порчи (отключения) детектора дыма.

Серьезная ответственность установлена за вмешательство в работу экипажа в пределах специальной воздушной юрисдикции Соединенных Штатов: это лишение свободы сроком до 20 лет или штраф. Или оба наказания. Кроме того, в случае использования оружия предусматривается лишение свободы вплоть до пожизненного.

А можете привести примеры из судебной практики?

Борис Елисеев: Конечно. Вот решения судов Соединенного Королевства в отношении недисциплинированных пассажиров, о которых не писали в СМИ:

28 января 2000 года Сьюзен Т. признали виновной в том, что она находилась на борту в нетрезвом состоянии, ставя под угрозу безопасность воздушного судна, других пассажиров и членов экипажа. Ей было предписано выплатить штраф в размере 2000 фунтов стерлингов и оплатить в таком же размере судебные издержки.

22 мая 2001 года Джеймс М. приговорен к лишению свободы сроком на 12 месяцев за преступление, совершенное на борту рейса Ньюкасл - Тенерифе. Вскоре после посадки в самолет он начал выкрикивать угрозы в адрес пассажиров и пинать кресла. В ситуацию были вынуждены вмешаться члены экипажа. Более того, им пришлось работать посменно, чтобы "присматривать" за пассажиром. Все это учел апелляционный суд, куда обратился буйный пассажир, оставив приговор в силе.

26 мая 2000 года к восьми месяцам тюрьмы был приговорен Джулиан А., которого признали виновным в нахождении на борту воздушного судна в нетрезвом состоянии и в том, что он поставил под угрозу безопасность воздушного судна.

А это примеры из Прецедентного права США:

17 июня 2005 года Монтгомери К., был приговорен федеральным судом первой инстанции США к 6-месячному заключению в тюрьме за вмешательство в работу летного экипажа компании "Юнайтед" и физическое насилие на борту воздушного судна. Кроме того, его приговорили к уплате штрафа в размере 10 150 долларов в качестве возмещения убытков авиакомпании.

27 сентября 2001 года пьяный пассажир Джавид М. был пойман за курением в туалете на самолете компании "Эйр Кэнада", направлявшемся из Лос-Анджелеса в Торонто. Когда бортпроводники сделали ему замечание, он стал яростно спорить. А на обращение одного из пилотов пригрозил убийством. Командир экипажа принял решение вернуться в аэропорт вылета. "Буяна" приговорили к 33 месяцам тюрьмы.

И все-таки: "черные списки" нарушителей нужны?

Борис Елисеев: Вне всякого сомнения! Но вот внести физическое лицо в подобный список можно только по решению суда, который рассматривал административное или уголовное дело в отношении пассажира-нарушителя. Запретить полеты на определенный срок? Однозначно не отвечу. Может быть, только в качестве дополнительной меры наказания. Это тоже должно быть отражено в материальном праве и подтверждено процессуально, решением суда.

Разумеется, только одно это потребует внесения дополнений и изменений не только в административное, но и уголовное законодательство. Как материальное, так и процессуальное. Потребуется внести новые правовые нормы и в Воздушный кодекс, и в законодательство, регламентирующее вопросы транспортной безопасности, а также другие. Я уже не говорю о подзаконных и ведомственных актах, регламентирующих данные вопросы.

А какой орган должен вести базу данных недисциплинированных пассажиров? Или каждая авиакомпания отдельно?

Борис Елисеев: На мой взгляд, такая база данных должна бать открытой, публичной. Это будет иметь хороший воспитательный эффект. Нельзя отдавать все на откуп конкретной авиакомпании. Например, пять ведущих китайских авиакомпаний уже в нынешнем году подписали соглашение об обмене информацией о пассажирах-хулиганах и передаче этих данных в ведомство по гражданской авиации и туризму.

Что касается санкций в административном и уголовном законодательстве, то примеры США и Великобритании убедительно подсказывают необходимость их ужесточения. Они должны быть подчинены простой логике. Образно говоря, они должны действовать как счетчик в такси. Не выполнил законное требование члена экипажа - пять тысяч рублей, при этом огрызнулся - плюс пять, оскорбил - добавим двадцать... А если распустил руки - штраф вырастает в геометрической прогрессии, либо нарушителю "светит" реальный срок.


комментарии (4):

ёпрст      12/10/2016 [09:48:45]#1
Всё предлагаемое рассчитано на адекватного пассажира, а проблема-то возникает после полного отключения мозга алкоголем! Бороться с дьюти- фри и рюмочными кишка тонковата, организовать отбор купленного тоже никто не хочет, вот и остается салон один на один с героем. А какие проблемы- предупредили, хотя ясно, что пустая трата времени, выдали бумагу с просьбой подписать о следующих последствиях, приняли решение о посадке. Все за счет неадеквата.

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      12/10/2016 [11:16:12]#2
[-] Cкрыть. Ответ на сообщение пользователя ёпрст от 12.10.2016 09:48
   
Всё предлагаемое рассчитано на адекватного пассажира, а проблема-то возникает после полного отключения мозга алкоголем! Бороться с дьюти- фри и рюмочными кишка тонковата, организовать отбор купленного тоже никто не хочет, вот и остается салон один на один с героем. А какие проблемы- предупредили, хотя ясно, что пустая трата времени, выдали бумагу с просьбой подписать о следующих последствиях, приняли решение о посадке. Все за счет неадеквата.
Далеко не только алкоголь является причиной неадекватного поведения. Кстати, а иногда именно алкоголь спасает от неадекватного поведения. Увы, у людей много фобий. А кто хочет напиться, сделает это и без дьюти фри.

air-squirrel      12/10/2016 [11:54:43]#3
Не знаю , установлены ли законодательно штрафы за хулиганство на борту в РФ..короче нужно их сделать чтобы они существенно (200к-500к) били по карману и тогда разного рода б.дло будет себя вести адекватно. И тогда людей с "фобиями" поубавится.

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      12/10/2016 [13:22:15]#4
Вот, собственно, сюжет в тему: http://www.aex.ru/m/multimedia ...













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области



Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBk3qF
YouDo: http://perevozki.youdo.com/passenger/cars/, подробности...
Услуги курьера: http://courier.youdo.com/food-delivery/mcdonalds/geo/korolev/, варианты по ссылке.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer