Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Юрий Клишин:
Мы возродим в России малую авиацию


24 августа 2015 года Сергей Сафронов, РИА Новости


Завод "Дукс" является старейшим предприятием отечественной авиапромышленности с более чем 120-летним стажем. История предприятия тесно связана с историей развития российской авиации и авиационного вооружения. Создание первых военных дирижаблей, строительство первых аэропланов "Фармап", "Ньюпор" определили направление деятельности завода. Штабс-капитан Петр Нестеров впервые в мире выполнил фигуру высшего пилотажа "мертвая петля" на самолете "Ньюпор-IV", построенном на "Дуксе". Сейчас предприятие в основном специализируется на создании авиационного ракетного вооружения. В частности, ракетой ближнего боя Р-73 вооружены практически все истребители ВВС России и многих стран мира. Накануне авиакосмического салона МАКС-2015, который начинается 25 августа, руководитель профильной редакции РИА Новости Сергей Сафронов побеседовал с генеральным директором "Дукса" Юрием Клишиным, который рассказал о планах предприятия по выпуску ракет, дирижаблей, экранопланов и самолетов малой авиации.

— Юрий Петрович, впереди авиакосмический салон МАКС. Какая продукция будет представлена на стенде вашего предприятия?
— На выставке МАКС-2015 мы показываем свою основную продукцию — управляемую ракету "воздух-воздух" Р-73Э в экспортном варианте, которая экспортируется во многие страны. Для нас это первый МАКС, и присутствие на нем продиктовано неподдельным интересом к нашему изделию. С начала 90-х годов и по сей день "Дукс" не экспонировался отдельно, всю продукцию демонстрировал концерн "Тактическое ракетное вооружение" (КТРВ). В этом году мы приняли решение экспонироваться самостоятельно с ракетой Р-73Э и пусковой установкой П-72.
 
Безусловно, мы будем не только представлять данную продукцию, но и предлагать нашим потенциальным покупателям сервисное обслуживание, техническое сопровождение, методическую документацию, капитальный ремонт, обучение специалистов по эксплуатации данной ракеты. То есть полный спектр вопросов, которыми традиционно интересуются потенциальные покупатели такого оружия.
 
— Проявляют ли интерес к вашей ракете за рубежом?
— Интерес есть и немалый. Многие страны, такие как Китай, Индия, Вьетнам, Алжир, Ангола, Куба, Бангладеш, Словакия, Венесуэла, Мьянма, Ботсвана, Уругвай, Индонезия, а также практически все страны постсоветского пространства имеют на вооружении эти ракеты. На сегодняшний день это самая пускаемая и надежная ракета в ВВС России.
 
— Какие контракты уже реализуются с этими странами?
— По линии военно-технического сотрудничества мы реализуем до конца этого года контракты с различными регионами мира. Мы проводим подготовительную работу с помощью наших подрядчиков, в том числе с КТРВ. Все программы, которые запланированы на этот год, будут реализованы.
 
Кроме того, есть целый список стран, с которыми мы будем взаимодействовать в 2016 году, то есть будут заключены новые контракты. Это Казахстан, Узбекистан, Куба и другие страны. Речь идет о сотнях ракет. У каждой страны свои возможности по ремонту, по приобретению, есть определенные ограничения по финансам, по количеству самолетов.
 
По этим вопросам мы тесно взаимодействуем с Рособоронэкспортом и Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству. За последние 10-12 лет было поставлено за границу несколько тысяч ракет.
 
— На какие самолеты ставятся эти ракеты?
— Ракета Р-73Э унифицирована и универсальна. Она ставится на самолеты второго, третьего, четвертого поколения и даже на самолеты поколения четыре плюс: МиГ-25, Су-25, Су-27, Су-30, Су-34, Су-35.
 
— Для истребителя пятого поколения Т-50 (ПАК ФА) эта ракета тоже будет использована?
— Конечно, и для ПАК ФА. Там целый комплекс вооружения на внутренней и на внешней подвесках.
 
— Каковы ваши отношения с КТРВ? Почему они допускают существование фактически конкурирующей организации, не входящей в их крупный концерн?
— Дело в том, что КТРВ — это государственная организация, "Дукс" — коммерческая организация. Эти различные формы собственности не решают, а помогают нам взаимодействовать на постоянной основе. Например, КТРВ имеет КБ "Вымпел", которое разрабатывает и сопровождает наши ракеты. Без них очень сложно работать, у нас КБ как такового нет.
 
Поэтому такие вопросы, как модернизация, продление сроков службы, вопросы капитального ремонта, это к КТРВ в лице "Вымпела". Мы с ними тесно взаимодействуем, есть лаборатории, стенды для испытаний, они у нас проводят определенные работы, мы у них.
 
Однако жизнь не стоит на месте, поэтому мы уже провели переговоры на самом верхнем уровне по расширению границ взаимодействия, по вопросам разработки новых изделий, капремонта. Перераспределяем объемы работ. Сейчас мы готовим соглашение по взаимодействию по различным вопросам.
 
В КТРВ сейчас входят до 50 предприятий, с которыми мы хотим усилить взаимодействие. Так что есть плюсы у них как госструктуры, есть плюсы у нас. У них, например, тесное взаимодействие с другими государствами, мы можем более гибко проводить модернизацию, привлекая коммерческие деньги. А сейчас вопрос финансирования стоит очень остро.
 
— То есть вы не испытываете давления со стороны КТРВ?
— Нет, но в перспективе может быть поставлен вопрос о создании некоей ассоциации. Эти вопросы мы начинаем прорабатывать, и в ближайшее время этот вопрос будет решен, мы вступим в другую фазу отношений. Но форма этого взаимодействия будет мягкая, например союз или ассоциация, но не вхождение. Так жестко вопрос не стоит.
 
— Над какими сейчас, как вы называете, изделиями работают конструкторы "Дукса"?
— Мы занимаемся перспективной ракетой на базе Р-73Э. Это тоже будет ракета малой дальности, ближнего высокоманевренного воздушного боя с инфракрасной головкой самонаведения с улучшенными характеристиками.
 
Но у нее будут расширены возможности диапазона пуска по углу атаки, по перегрузкам, захвату головки наведения, а также увеличена защищенность от различного рода ловушек, повышены надежность, автономность, универсальность. Вот и работаем над таким изделием, которое в ближайшее время должно поступить на вооружение. В общем ее эффективность будет увеличена на 25-30 процентов.
 
— Проблема импортозамещения сильно вас коснулась?
— Были проблемы. Например, головку самонаведения делал киевский завод "Арсенал". Но нам активно помогли радиозавод города Кыштыма, питерское предприятие "ЛОМО", компания "Швабе". Короче, сейчас идет полное замещение элементной базы, и фактически уже сегодня мы полностью перешли на отечественную продукцию. Нам удалось это сделать за 1,5 года. Кстати, наши смежники тоже перешли.
 
Проблема только в том, что нас бюрократия заела. Это большой тормоз, а ведь у нас столько наработок, столько передовых технологий.
 
— Какую продукцию еще производит ваше предприятие?
— У нас большой ассортимент другой номенклатуры, которая входит в состав других финальных изделий: различные сигнальные табло, баллоны высокого давления, замковые блоки, микровыключатели, без которых не работает ни одна автоматика. В основном это гражданская продукция, мы работаем с ГСС и ильюшинцами, "Вертолетами России".
 
— Нет ли у вас с учетом более 120-летней истории завода каких-то более амбициозных планов?
— Угадали. Мы надеемся участвовать в создании в России малой авиации, поддержать славную традицию "Дукса". Малая авиация, то есть самолеты до 20 тонн, должна стать составной частью авиатранспортной системы страны в целом и каждого региона в отдельности.
 
В России сейчас насчитается около 200 самолетов данного типа имеющих официальное разрешение на выполнение воздушных перевозок по различным регионам, а в США, к примеру, более 200 тысяч!
 
И у нас нет системы подготовки пилотов, нет инфраструктуры для малой авиации, приборов, сплошная зависимость от импорта. Поэтому и стоит задача развития малой авиации в широком смысле этого слова.
 
В середине 50-х годов мы отдали малую авиацию за границу: в Чехию, Польшу и другие страны. Свою нишу мы тогда потеряли — и создание двигателей малой размерности, и самолеты не делали. Остались только Ан-2, "кукурузники", которым уже под 70 лет. Настала пора в России возрождать малую авиацию, и мы будем этим заниматься.
 
— Какую именно?
— Например, у нас нет спортивной авиации. А это проблема подготовки сборной команды России по пилотажу. В стране нет самолетов на 9-10 мест типа "Рысачка", на 16-18 мест.
 
— Вы планируете осуществлять полный цикл создания самолетов — от документации до готового изделия?
— Будем делать все, от шасси до пропеллера. Мы готовы использовать наши площади, наших специалистов.
 
— В чем прелесть малой авиации?
— В ее доступности. Стоимость одного часа полета одномоторного самолета — 500 рублей, двухдвигательного — 750 рублей. И это без дотаций регионов. Вы же с удовольствием полетите за такие деньги на дальность 100-150 километров на самолете, нежели будете стоять часами в пробках.
 
— Такая тема, как экранопланы, не входит в круг ваших интересов?
— Входит строительство экранопланов грузоподъемностью до 500 тонн. У нас уже один проходит испытания в Якутске. Второй, сделанный из композитных материалов грузоподъемностью три тонны, весом всего 1,5 тонны, в конце августа будем спускать на воду. Эти высокоскоростные амфибийные средства летят над водой со скоростью до 250 километров в час. При этом имеют двойное назначение: военное и гражданское. Это новые авиационные технологии, и такие технологии в России есть.
Если говорить еще о наших планах, то есть предложения по взаимодействию с ОАО "Вертолеты России" по созданию совместного центра компетентности и дальнейшему развитию самолетно-пушечных подвесных систем в подвижных и неподвижных контейнерах.
 
— "Дуксу" уже более 120 лет, нет ли планов создать музей, в котором будут экспонироваться "Фарманы", "Ньюпоры", дирижабли?
— Есть планы увековечить наши славные традиции. У нас уже есть небольшой музей на территории завода. Мы рассматриваем вопрос и уже нашли фирму, которая производит "Форманы" и "Ньюпоры". Мы хотим сделать такой музей на открытой площадке, чтобы люди могли его посещать. У нас есть четвертый корпус, где раньше делали дирижабли. Там раздвигалась крыша, и дирижабль свободно поднимался вверх.
Одним словом, работаем над техническим лицом музея, хотим расширить его экспонаты, показать историю. Ведь мы выпускали и мотоциклетки, потом самолеты, систему вооружения.
 
— У вас очень большие планы, и хочется пожелать огромных успехов, в том числе на МАКС-2015.
— Спасибо.


комментарии (1):

GROMOV      18/09/2015 [23:56:28]#1
Можно ли возродить малую авиацию без авиационного бензина?













Материалы рубрики

Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»



Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

Известия
Заместитель генерального директора холдинга Т1 Алексей Волынкин: «Наша цель — запуск первой частной ракеты в космос уже в этом году»
Виталий Корнеев, Елена Новицкая
ТАСС
Глава оператора Пулково Леонид Сергеев: мы стали аэропортом №2 в России
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава SR Space: в течение года мы перейдем от ракеты "Небо" к первому полету "Космоса"
Юлия Живикина
РБК
«Иллюзий нет, но справимся»: что происходит с авиакомпаниями в России
Артем Рукавов
Интерфакс
Гендиректор SR Space: идут работы над ракетой-носителем Cosmos с возможным возвратом первой ступени
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Книвель - о том, когда в России появится полноценная отрасль беспилотных авиационных систем
Катерина Алабина
Известия
«Мы первыми в мире отправим арт-объект на орбиту»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBf1ED
По ссылке https://youdo.com/auto/exhaustsystem/muffler/, недорого.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer