Как в свое время справедливо говорила генеральный директор первой российской лоукост-компании Sky express Марина Букалова, лоукост - это не низкие тарифы, а это в первую очередь низкие издержки, а уже за счет этого – низкие тарифы. Классический лоукост это самолеты узкофюзеляжного сегмента, большой размерности на 180-200 пассажиров. Причем салон монокласса (туристический, эконом). И нередко более плотная компоновка, то есть с меньшим шагом кресел. Все это делается для того, чтобы в салон самолета поместить как можно больше пассажиров. Далее выбирается маршрутная сеть, ведь для лоукоста крайне необходим регион с высокой плотностью и высокой подвижностью населения.
Снижение издержек достигается еще и высокой оборачиваемостью воздушного судна. Желательно, чтобы воздушное судно летало 24 часа в сутки. Этого достичь невозможно, но как можно дольше находилось в воздухе. Чем больше самолет успеет выполнить рейсов, тем больше перевезет пассажиров, больше выручка.
Лоукостеры никогда не берут старые самолеты, они берут только новые. Потому что они меньше всего ремонтируются по регламентам. А также они могут больше времени летать. Дальше еще запускаются некоторые механизмы экономии: не предоставление питания на борту, ограничение количества багажа, минимизация расходов на аэропортовое обслуживание ( не подгоняется к трапам, а пассажиров перевозят на автобусах). В некоторых странах и вовсе пешком идут на посадку. Но у нас это запрещено нормы авиационной безопасности.
А у нас возможен лоукост в таком классическом виде?
Необходима разветвленная сеть аэропортов. Для того чтобы не использовать центральные крупные аэропорты, а какие-то местные, может быть и удаленные достаточно, где обслуживание воздушного судна и тарифы будут низкие. Минимизируя расходы кроме обеспечения безопасности полетов, авиакомпании, перевозя большее количество пассажиров, снижают себестоимость каждого рейса. А с учетом того, что себестоимость делится на каждого пассажира, стоимость билета снижается. И это является реальным и окупаемым.
Лоукосту очень важна стопроцентная заполняемость самолета. Также очень важна скорость разворота воздушного судна, сервис аэропортов. Классические лоукостеры разворачивают свое судно за 30-40 минут. В России технологиями быстрого разворота обладают единицы аэропортов. На сегодняшний день наши аэропорты не заинтересованы в такой услуге и даже скорее в некоем напряжении. Еще немаловажный момент – расстояние. Лоукост летает на дистанцию в два – три часа полета. Опять же это объясняется тем, что нужно перевезти как можно больше пассажиров.
Также вся наша гражданская авиация отягощена фактором сезонности. Наши люди мало летают зимой и в основном летают летом. Это обусловлено тем, что у нас не развиты экономические связи, не развит внутренний туризм.
Сэкономить существенно в России не получается. Это не значит, что мы не можем развить некую бюджетную модель, но это будет существенно отличаться от Европы. У нас может быть такой, относительный русский лоукост, то есть процентов 30-40 стоимости билета в лучшем случае.