Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Михаил Звягин:
Роль и значение штурманской службы в решении задач, стоящих перед современными ВВС России


28 марта 2015 года Анатолий Ермолин, Эхо Москвы


Наш гость сегодня Михаил Иванович Звягин, главный штурман Военно-воздушных сил России, генерал-майор. Тема нашего сегодняшнего разговора – роль и значение штурманской службы в решении задач, стоящих перед современными ВВС РФ.

Михаил Звягин
Михаил Звягин - Главный штурман Военно-воздушных сил России, генерал-майор.

А. Ермолин― Добрый день всем, кто нас слушает, в эфире программа «Военный совет», мы продолжаем нашу работу. Ведущий в студии Анатолий Ермолин, наш гость сегодня Михаил Иванович Звягин, главный штурман Военно-воздушных сил России, генерал-майор. Тема нашего сегодняшнего разговора – роль и значение штурманской службы в решении задач, стоящих перед современными ВВС РФ. Добрый день, Михаил Иванович.

М. Звягин― Здравствуйте.

А. Ермолин― Михаил Иванович, у нас сегодня небольшие изменение формата, совсем небольшое потому, что есть приятное объявление, я хочу доложить всем нашим радиослушателям… Именно доложить, да? Что вчера в Минобороны были подведены итоги конкурса «Медиа-асс» среди СМИ, освящающих вооруженные силы. Ну, и мне приятно доложить нашим радиослушателям, что в номинации лучшая радиопередача, которая занимаемся освящением вооруженных сил, названа программа «Военный совет». Это особенно приятно, потому, что мы в эфире уже 8 лет, это первая награда нашей программы. У нас программа необычная, мы говорим о профессиональных вещах, мы говорим не формально. Вот и сегодня наш разговор о вашей службе, штурманской службе. Не секрет, что совсем недавно 24 марта вы отмечали почти круглую дату – 99 лет с момента создания штурманской службы. Поэтому мой первый вопрос такой: расскажите про историю развития штурманской службы, вот с чего и как она начиналась.

М. Звягин― Спасибо большое за вопрос. Ну, позволю себе напомнить, что штурманская служба зародилась почти одновременно с военной авиацией, и именно первый опыт применения авиации в первой мировой войне, когда потребовалось вести воздушную разведку, когда потребовалось применять оружие, поставил очень остро вопрос о навигации и переносе этого термина в воздушную среду. Вот тогда, собственно говоря, решением или приказом начальника штаба верховного главнокомандующего, генерал-адъютанта Алексеева, его приказом была создана первая центральная аэронавигационная станция, которая объединила в себе многие службы, занимавшиеся воздушной средой, и с этого, собственно говоря, момента и считается, что начала функционировать штурманская служба. Ну естественно, первый опыт работы так называемых летчиков-наблюдателей, раньше так они назывались, был востребован в части касающейся непосредственно наблюдения за землей приборов на воздушных судах в то время никаких не существовало, летчик-наблюдатель оценивал метеосводку, погоду, указывал рукой направления летчика, связи потому, что в кабине тоже не было. Вот таким примитивным образом начала развиваться штурманская наука. В конце войны уже появились некоторые групповые действия, когда потребовалось применение более серьезных способов навигации. Но мы считаем, что основной вклад в развитие штурманского дела вложил известный навигатор, штурман – это Борис Васильевич Стерлигов. В основном это происходило в 30-е годы предвоенные, когда появилась необходимость сверхдальних полетов – это полеты как вы знаете и на Дальний Восток, и через Северный полюс в Америку. Собственно говоря, Борис Васильевич был основателем науки, которая позволила выполнять слепые полеты. То есть, появились… Им была разработана методика выполнения слепых полетов, использования радиокомпасов, использования курса, измерения курса, появилась целая линейка приборов специальных, оборудования. И венцом деятельности Бориса Васильевича Стерлигова стало основание трех школ летчиков-наблюдателей. Это в Краснодаре, в Челябинске. И, собственно говоря с 1933 года, с назначением Бориса Васильевича флаг-штурманом воздушного флота, раньше эта должность так называлась. И была введена дополнительно вся иерархическая структура штурманской службы. Мы этот день тоже считаем 28 февраля – одним из праздников штурманской службы. Тем не менее, отчет свой ведем с 16-го года.

А. Ермолин― Как вы ставите ударение? Штурмана или штурмана? По-флотски, или по авиационному?

М. Звягин― Нет, здесь однозначно только штурманы, мы очень дорожим этим термином. И вообще штурманы военной авиации – это люди высокоинтеллектуальные, подготовленные, достаточно грамотные. Не ханжи, умеющие и ценящие юмор, разумеется. Всегда считалось, что это некая прослойка интеллигенции среди летного состава.

А. Ермолин― Вот про укажи рукой – это вы хорошо сказали. Все огромное количество анекдотов, в том числе, что настоящий штурман может (неразборчиво).

М. Звягин― Штурманы любят шутить, в том числе и над собой, да.

А. Ермолин― А скажите пожалуйста, вот в то время, когда создавалась ваша служба, вот вы говорите, что летчики-наблюдатели были. Но вот когда представляешь первые самолеты, которые по крайней мере в художественных фильмах, да и в документальных показывают, да? Там один пилот сидит. То есть, был такой момент, когда и летчик, и штурман совмещали это, или все-таки уже тогда появлялись, вот вы говорите второй летчик-наблюдатель. Это для крупных самолетов, да?

М. Звягин― Нет, разумеется были самолеты, ведущие разведку, где сидел второй член экипажа. Конечно, много было истребителей одноместных и в период первой мировой войны. Но я хочу сразу предостеречь от некоего такого неправильного понимания штурманского дела. Ведь и сейчас у нас на некоторых самолетах летают по одному члену экипажа. Это не значит, что нет штурманского дела. То есть, штурманская подготовка, которая присуща всему летному составу, летящий пилот в одноместном самолете, он безусловно очень сильно подготовлен в штурманском отношении, одна из задач штурманской службы в том числе. Еще бы хотелось исторически один факт напомнить для некоторых наших радиослушателей, которые может быть, не знают. Вот те знаменитые сигналы точного времени, которые сейчас звучат в эфире многих радиостанций – это как раз придумал один из знаменитых наших штурманов, главный штурман ВВС Виктор Михайлович Лавский, который был в свое время… 14 лет возглавлял штурманскую службу ВВС Советского Союза. В 1957 году для синхронизации действий авиации, чтобы все было одновременно, чтобы штурманские часы показывали правильно, он предложил… Написал письмо, был вызван в ЦК коммунистической партии Советского Союза, и как единая система, или как метод синхронизации времени во всей стране, ввелись вот эти вот… За 5 секунд, 6 сигналов точного времени. То естественно продукт тоже изобретение штурманской службы.

А. Ермолин― А вот в период великой отечественной войны, когда было такое массовое применение к авиации, были ли какие-нибудь события, которые повлияли на изменения качества вашей работы, появление новой техники?

М. Звягин― Спасибо за вопрос. Безусловно великая отечественная война внесла очень много в штурманскую науку, в авиационную науку. Понятно, что в первые дни войны парк воздушных судов, или самолетов военных не везде отличался новизной, слабо оборудованы были именно штурманским снаряжением, приборами. И не секрет, что в первые месяцы войны, парк воздушных судов, или самолетов военных не везде отличался новизной, слабо оборудованы были именно штурманским снаряжением, приборами. И не секрет, что в первые месяцы войны, даже годы очень серьезно страдало качество боевого применения. Было много потерь ориентировки, не боевых потерь. Было много бомбометаний, применения оружия не по заданным целям. Было очень много случаев не выхода на объект удара. Руководство в то время вооруженных наших, красной армии, воздушного флота очень серьезно подходило к этой проблеме, и как раз вот я упоминал Борис Васильевич Стерлигов, который в то время руководил штурманской службой, были разработаны целые методики у оформленных настоящим образом. Проведен большой комплекс мероприятий по доработке территорий страны, средств (неразборчиво) технического обеспечения. Я должен привести пример только, что за годы войны, к концу войны качество воздушной навигации неизмеримо возросло. Только случаев потерь ориентировки сократилось в 5 раз, случаев не выхода на объект удара – более чем в 4 раза. И более чем в 1,5-2 раза повысилось точность бомбометания. Это естественно повлияло на результативность действий авиации. Много очень появилось точных приборов, прицелов. То есть, мы оцениваем вклад тех руководителей штурманской службы в тот период, как очень важный для развития штурманской службы. В целом очень высоко ценим заслуги, и в целом за годы войны 243 штурмана было удостоено звания героя Советского Союза. А Василий Васильевич Синько был удостоен этого звания дважды. Это наш легендарный штурман.

А. Ермолин― Сейчас появились очень интересные документальные фильмы про то, как наши летчики, и я уверен, что и штурманы перегоняли (неразборчиво) самолеты. Вот как раз вели их по территориям, где вообще никакой инфраструктуры не было, соответственно не было никакого специального навигационного оборудования. Вот как организовывалась такая штурманская работа, это уже с точки зрения кухни что ли с той техникой, которая была в те времена?

М. Звягин― Ну это как раз и явилось результатом очень серьезного осмысления роли штурманской науки в авиационном деле. И расчет, вы право абсолютно, расчет уникальной трассы из Америки в нашу страну, он тоже выполнялся специалистами-штурманами. Очень показательный момент, уже в первые годы войны, вы знаете 8 августа был нанесен удар по Берлину дальней бомбардировочной авиацией, это тоже уникальный полет был в те времена. Это было ночью, как вы знаете, да? Это было в режиме полного радиомолчания, с погашенными всеми сигналами и так далее, которые имеются на воздушных судах. И вообще, разработка дальних перелетов… Полет Чкалова, обратите внимание, пролететь абсолютно в кромешной тьме, без каких-то технических средств коррекции, и перелететь через полюс, где очень серьезные помехи и магнитному полю земли, и так далее. В то время это были просто действительно подвиги, и в послевоенное время уже, в период холодной войны, когда поставлена была задача освоения Арктики, вот подобные работы – они были продолжены. Силами штурманской службы было подготовлено много ледовых аэродромов, осуществлены… Вернее разработаны способы, методы полетов в Арктике. Это все очень сильно пригодилось нам ныне, когда мы опять вернулись к вопросу освоения арктических регионов, и активно эти способы и методы сейчас взяты на вооружение по подготовке летного состава, корректировки некоторых параметров работы наших навигационных комплексов, здесь очень все показательно.

А. Ермолин― А кстати вот этот символический удар в 41-м году по Берлину. Действительно это же было событие.

М. Звягин― Это знаковое событие было конечно.

А. Ермолин― Для меня это событие очень ценное потому, что мой крестный Николай Дрозд участвовал в подготовке обеспечения вот этого вылета (неразборчиво) орденов славы. И много машин вернулось после этого вылета?

М. Звягин― Вы знаете, мы естественно понесли потери в результате этого полета. Но все относительно, я сейчас не буду уточнять количество, боюсь ошибиться просто. Ну разумеется не обошлось без потерь. Задача была выполнена, это самое главное.

А. Ермолин― Вот перекидывая мостик от вашей истории к тому, что происходит в наши дни. Расскажите, какие… 99 лет спустя какие изменения произошли, какие основные задачи сейчас стоят перед штурманской службой, и какое предназначение? Боевое предназначение вы исполняете?

М. Звягин― Спасибо за вопрос. Я, готовясь к сегодняшнему интервью, внимательно почитал в интернете, что думают о нас жители, граждане о нашей профессии. Очень много по настоящему теплых отзывов, почтительных отзывов о нашей профессии. Но сразу бросается в глаза, я хотел бы немножко тут развенчать некоторые вещи: все почему-то связывают необходимость наличия штурмана на борту - это прежде всего возможностью отказа навигационного оборудования. Вот сразу хочу несколько иначе поставить вопрос. Для чего вообще в военной авиации нужен военный штурман? На борту военного самолета нужен штурман? Как мы знаем, многие гражданские компании отказались от наличия на борту штурмана. Собственно говоря, ключевая фраза здесь именно военного. Потому, что штурман военной авиации – это далеко… Работа штурмана далеко не ограничивается вопросом навигации. Штурман – это главный специалист по боевому применению. То есть, это применение оружия, это разведка, это радиоэлектронная борьба, это десантирование. То есть, вот всеми вопросами этими боевого применения… Применения военной авиации по предназначению, именно и занимается штурманская служба. А в части надежности наших комплексов – должен разубедить наших радиослушателей. Комплексы у нас достаточно надежные, они поэтому и называются комплексами, что включают в себя очень много различных систем, основу которых составляет бортовой компьютер. Всё много раз дублировано, и комплекс достаточно надежный. Но это не означает, что опять же роль штурмана снижается. Как раз подготовка комплекса к полету, будем так… Образно говоря, диалог с комплексом во время полета, переключение его из одного режима в другой, этим собственно говоря, и занимается штурман. И поэтому роль штурмана в военной авиации, она просто безальтернативна. Здесь чем больше будет поступать новых многофункциональных комплексов различным назначением, здесь будет все время возрастать роль штурмана. Вот если брать сегодняшнюю работу штурмана, или рассматривать какие-то перспективы, то с поступлением как мы знаем, достаточно современных авиационных комплексов, возрастает их многофункциональность. То есть, один самолет, он теперь уже является и истребителем, и ударным самолетом, и носителем соответствующим. И штурман большей частью выступает как оператор коллективных действий. То есть, самолет или вертолет как единица, она может выступать как самостоятельная единица, и как элемент автоматизированной системы управления. Поэтому экипаж занимается оценкой обстановки, приемом информации, селектированием информации, постановкой задачи группы до 30 участников допустим боевого полета, да? Группой мы будем называть, они получают непосредственно целераспределение в полете. Разумеется командиру экипажа, пилоту в данном случае, занятому активно пилотированием, иногда даже нет возможности вмешаться в информационный обмен. Поэтому на штурмане лежит очень важная задача: оптимизация эффективности коллективных действий. И в соответствии с этим растет и ответственность за выполнение полета именно коллективных действий. Вот этим и определяется развитие штурманской службы в перспективе.

А. Ермолин― То есть, штурман отвечает полностью за боевое информационное пространство, в том числе за (неразборчиво) цели.

М. Звягин― Абсолютно правильно, да. Вы абсолютно правильно акцентировали на этом. Потому, что даже та система индикации информационной управляющего поля в кабине, она в большей степени позволяет этим заниматься штурману. Потому, что у командира как правило информация идет о параметрах полета, по состоянию систем, работоспособности систем. А поскольку количество индикаторов ограничено для восприятия, у штурмана как раз имеется возможность заниматься прицелами: оптическим, (неразборчиво), тактической обстановкой, получать еще раз говорю цели указания земли в абсолютно автоматизированном режиме, тут в привычном слове радиообмена нет. И тут же сразу ставить задачу всей группе по той или иной цели. Командир просто будет утверждать это решение.

А. Ермолин― Вот мы часто говорим и в нашей программе, и в «Военном совете», и в «Арсенале» о боевых информационных управляющих системах. То есть, собственно штурман получается, он является одним из главных операторов этой системы.

М. Звягин― Совершенно правильно. Здесь уже роль штурмана больше как оператора выступает, именно как единицы в автоматизированной системе управления. Причем есть же… Среда в основном сейчас многовидовая. То есть, это и земля, и воздух, и море, да? Или океанические просторы. Все это в едином (неразборчиво) задействовано, и каждая единичка - она по сути дела является элементом вот этой автоматизированной системы управления. Поэтому работа с комплексом очень сложная. Даже перевести его из одного режима в другой, допустим из состояния навигационных каких-то задач, состояния решения той или иной боевой задачи, то нужно сделать определенный перечень манипуляций.

А. Ермолин― А как далеко, и что видит штурман, когда воздушное судно уходит на выполнение боевых задач?

М. Звягин― Ну опять же, если отталкиваться от того, о чем мы с вами сейчас говорили, об автоматизированной системе управления, то есть фактически нет ограничений в данном случае… Пространственных ограничений. Можно получать информацию с достаточно уделенных источников. Причем и ситуационная осведомленность в этом случае будет достаточно широкой. То есть, я буду понимать, с кем я взаимодействую, кто вокруг меня находится, каким образом мне ставится задача. Вот еще из задач, относящихся к деятельности штурманской службы, вот для того, чтобы…

А. Ермолин― Давайте мы здесь прервемся. Потому, что время летит с такой скоростью, вот не успели начать наш разговор, уже время для небольшого перерыва. Я хочу напомнить нашим слушателям, что сегодня мы говорим о штурманской службе в ВВС РФ. Наш гость Михаил Иванович Звягин, главный штурман Военно-воздушных сил России. Уходим на небольшой перерыв.

НОВОСТИ.

А. Ермолин― Мы продолжаем заседание «Военного совета», наш эксперт сегодня Михаил Иванович Звягин, главный штурман Военно-воздушных сил России, генерал-майор. Михаил Иванович, вот одно из преимуществ, когда работаешь с большой аудиторией, всегда найдутся люди, которые подскажут. Вот Николай из Саратовской области пишет: из налета на Берлин было потеряно 6 машин из 9. Ну, наверное, это не уменьшает вот той символической значимости этого налета, этой бомбардировки Берлина в 41-м году.

М. Звягин― (Неразборчиво) об этом напоминать.

А. Ермолин― Ну, на войне, как на войне. Я думаю, что летчики, которые были в составе этих экипажей, я думаю и три машины, три экипажа вряд ли рассчитывали на то, что они смогут вернуться обратно. Бывают такие задачи, когда ты летишь в один конец, и офицеры очень часто это знают. Наверное, это одна из составляющих воинской службы. Вот мы говорили про вооружение. Вот если вы хотите продолжить свою мысль, то заканчивайте, а у меня еще есть вопросы.

М. Звягин― Да, продолжаем. Навигационных задач, я еще хотел остановиться. При всем притом, что мы с вами определили, что основная роль военного штурмана – это все-таки боевое применение авиации по предназначению, собственно говоря, всей линейкой в основном управляемого оружия. Готовит его применение, и наводит непосредственно штурман, но из навигационных задач необходимо тоже напомнить нашим радиослушателям, что помимо, собственно говоря, воздушной навигации, да? То есть, вождение летательного аппарата по месту и времени, существует еще несколько направлений: это так называемая межсамолетная навигация. Это сбор, построение, выдерживание боевых порядков, что собственно говоря, для гражданской авиации не приемлемо, да? Вот в роли еще военного штурмана.

А. Ермолин― Не свойственно.

М. Звягин― Не свойственно, да. Это если многие из вас были свидетелями допустим наиболее ярких примеров – это военные парады, где нужно собрать большое количество самолетов в единый строй, безопасно пролететь, безопасно распустить, обеспечить посадку. Вот это называется межсамолетная навигация. Вы знаете, что военная авиация не ведет коллективные действия, это как правило группы. И второе направление еще… Вернее даже уже третье – это наведение летательных аппаратов на наземные и воздушные цели. Это целый комплекс задач, который решается в первую очередь и при решении задач противовоздушной обороны, и управление армейской авиации: то есть, вертолетов на поле боя очень таком, динамичном варианте применения авиации. То есть, идет наведение. Это тоже специалисты с высокой штурманской подготовкой обеспечивают выход на объекты применения авиации.

А. Ермолин― Так штурман отвечает еще и за боевые алгоритмы получается? За боевой порядок, за взаимодействие (неразборчиво).

М. Звягин― Да, разумеется. Это все… Штурманская служба – это единственная служба, которая владеет инструментарием вот этим, методологией, методикой расчета, эффективности боевого применения. То есть все, что связано непосредственно с принятием решения командирами, в части касающейся эффективности применения, здесь все алгоритмы заложены как раз в работу штурманской службы.

А. Ермолин― Вот мы говорим о современных технологиях, автоматизации, в том числе тех процессов, о чем вы говорите. Но все-таки, возвращаясь к тем пользователям интернета, о которых вы вначале программы говорили. И все-таки, что может сделать современный пилот, штурман в ситуации, когда он вдруг оказался в ситуации, что даже в результате радиоэлектронной борьбы выходят из строя все системы, которые есть. Вот в состоянии летчик и штурман в данном случае быть функционально пригодным? Что можно делать в этой ситуации?

М. Звягин― Спасибо за вопрос. Вот существует очень много испытанных методой воздушной навигации. Они неподвластны времени, этим методом безусловно обучены все экипажи, штурманы конечно в первую очередь. Я вам должен сказать, что основной вообще прибор на борту – это секундомер. То есть, знание значит погоды, знание ветра. Вообще, всю свою как бы профессиональную жизнь штурман борется с ветром, если так можно сказать. То есть, зная ветер, зная курс, включив вовремя и выключив секундомер, есть специальные методы, прокладки, которые позволяют безошибочно водить летательные аппараты. Все остальное не автономное будем так говорить оборудование, оно связано с различного рода коррекциями комплексов. Поэтому уверяю вас, что все летчики наши обучены вождению летательных аппаратов в абсолютно критических ситуациях, в том числе при отсутствии работы каких-то специальных приборов радиотехнических.

А. Ермолин― А такие надежные помощники навигаторов, как звезды, солнце… Помимо ветра и секундомера, они…

М. Звягин― Я вам должен сказать, что астрономия – это особая сфера применения штурманских способностей. Безусловно, если имеется возможность работать со звездным небом, то это очень здорово облегчает работу штурмана. У нас в основном на дальних самолетах стратегической авиации есть астрономические приборы, есть астрокомпасы, которые позволяют ориентироваться, если есть возможность видеть какие-то светилы, солнце в том числе.

А. Ермолин― А может штурман скажет опуститься ниже облачности, и ориентироваться по рельефу?

М. Звягин― Ну, это основной метод. Как вы понимаете, я с него и начал. Когда…

А. Ермолин― Когда рукой показывал.

М. Звягин― Да. Методы навигации – они с этого и начинались. Ведение называется визуальной ориентировки. Помимо визуальной есть еще и (неразборчиво) ориентировка. Ну, визуальная ориентировка – это можно сказать основа всей навигации. Правило ее ведения, и вопросы безопасности еще в штурманском отношении хотелось бы упомянуть. Потому, что одно из направлений работы штурманской службы – это как раз обеспечение безопасности полетов, именно в штурманском отношении. Вот за сухими строчками вот этих вот сугубо уставных предложений кроятся очень важные аспекты. Это исключение потери ориентировки. Это исключение полной выработки топлива, это исключение попадания в зону разлетов осколков, применяемых авиационных средств поражения. Это исключение столкновения летательных аппаратов между собой, это исключение столкновений с земной, водной поверхностью, препятствие. То есть, целый спектр задач, который в том числе решает… Не только в том числе, она отвечает за это, штурманская служба.

А. Ермолин― Есть ли специфика, и какая от особых погодных условий скажем зависящая, или от рельефа той же самой местности. Ну, взять тот же Афганистан, у меня есть друзья там, и летчики, и штурманы, которые рассказывают, что когда часто… Вот например Владимир Таланов, очень заслуженный летчик авиации погранвойск, он рассказывал, что в Кабул… Военно-транспортная авиация, мог идти там чуть ли не по вершинам. То есть, он уже 8 лет летал по этим трассам, и хорошо мог ориентироваться без оборудования. Вот вообще в горах есть своя специфика?

М. Звягин― Безусловно. Не только в горах, и над морем, и над пустыней, везде своя специфика есть. Везде мало ориентиров, как вы понимаете, везде очень сложные ветровые режимы, везде очень сложные навигационные условия. Самое главное, и в этом основная черта всех штурманов – это просто скрупулезная точность. То есть, у штурманов никогда нет прикидов на глаз.

А. Ермолин― Верь карте.

М. Звягин― Они болезненно точны, они рассчитывают вот все эти условия безопасности, и требуют их неукоснительного соблюдения. То есть, я упомянул о том, что есть целая методика выполнения безопасных полетов. Вот если все хорошо посчитать, и все правильно соблюсти, то можно пролететь где угодно, и как угодно. Этим мы и занимаемся, в горах в том числе.

А. Ермолин― Есть ли разница в подготовке штурманов для самолетов, и для вертолетов. Может например штурман самолета пересесть в кресло штурмана вертолета, и выполнять свои задачи?

М. Звягин― Ну, я бы начал с другого. Во-первых, все рода авиации представленные ныне, да? Они все сейчас подразумевают наличие штурмана. Нет родов, в которых бы не летал штурман. В истребителях летает, в вертолетах летает, стратегических ракетоносцах летает. Все линейки оперативно-тактических судов, за исключением одноместных самолетов, которые еще имеются у нас. Безусловно есть отличия, но базовая подготовка достаточно общая. То есть, основы штурманской подготовки – они универсальные для многих летательных аппаратов. Дальше вот весь процесс освоения этих летательных аппаратов уже начинается с окончанием ВУЗа офицерами лейтенантами, с приходом их в строевые части, идет непосредственное освоение конкретного данного типа летательного аппарата.

А. Ермолин― Вот мы и подошли к ВУЗам. Где вы готовите кадры?

М. Звягин― Спасибо, очень знаковый вопрос, особенно на нынешнем этапе. Есть одно учебное заведение, оно образовано было в 1936 году, это знаменитое Челябинское высшее военно-авиационное училище штурманов, которому в следующем году исполняется как вы понимаете 80 лет. Училище с очень богатыми традициями, оно и поныне готовит очень профессиональных офицеров с высокой штурманской подготовкой. В нынешнем училище существует два факультета, это собственно говоря летный факультет, где готовят штурманов летной специальности, и факультет подготовки офицеров боевого управления. Это та часть работы, о которой я упоминал, о наведении летательных аппаратов, в том числе и с наземных пунктов управления. Еще раз подчеркну, что училище с очень богатыми традициями, мы возобновили не так давно набор в это училище потому, что по сути дела были приняты наверное не очень грамотные решения прежним руководством Минобороны о закрытии этого училища. Но его удалось к счастью отстоять, сейчас оно в полном объеме функционирует.

А. Ермолин― Но 3 года был все равно перерыв, да? Когда ни одно военное училище не работало.

М. Звягин― Да, мы сейчас в некотором плане немножко испытываем дефицит в штурманских кадрах. Вот в этой связи я хотел бы обратиться к нашей молодежи, которая возможно слушает нашу с вами передачу. Попросить их пересмотреть свои планы, возможно выбрать для себя героическую профессию штурмана. В этом году мы будем набирать около 500 человек в училище. Разумеется процедуры поступления, они там расписаны через военкомат.

А. Ермолин― Это в Челябинское училище?

М. Звягин― Да, ну у нас единственное училище, одно. Я хочу обратить внимание вот на что. Даже если у вас возникнут какие-то трудности со сроками подачи документов, с может быть прохождением каких-то процедур, в том числе и медицинских может быть. Может быть у кого-то истекли сроки сдачи ЕГЭ. Не отчаивайтесь, берите билеты, и приезжайте в Челябинск. Вас очень радушно, любезно встретят, мы организуем там и дополнительный прием экзаменов, по ЕГЭ я имею в виду, и медицинскую комиссию, все равно вам ее проходить второй раз. Есть какие-то сомнения, или наоборот в чем-то есть сомнения с точки зрения объективности прохождения каких-то медицинских заключений. Будьте добры, приедьте пожалуйста, мы еще раз проверим все, и будем рады очень, если вы поступите. Если будут отклонения в здоровье, значит пожалуйста, милости просим на не летный факультет. При этом надо понимать, что штурманская служба – это прежде всего летная служба, поэтому требование к состоянию здоровья – они универсальные, как для всего летного состава. Я даже могу сказать, что летчики сейчас летают на высокоманевренных… Вернее штурманы сейчас летают на высокоманевренных самолетах, такие как «СУ-30 СМ», где к здоровью предъявляются очень высокие требования. Поэтому хочу обратить внимание, наших потенциальных абитуриентов.

А. Ермолин― Ну, вот вы подробно ответили на вопрос Алексей из Москвы, который как раз интересовался, работает ли Челябинское училище? Работает. И у нас есть вопрос от Евгения из Самары: существуют ли какие-нибудь специальные психологические тесты для штурманов? И я хочу задать его, этот вопрос чуть пошире. Есть мнение, что штурман и летчик – это два разных психологических типажа. И в том числе вот та практика, которая сейчас часто в гражданской авиации применяется из-за нехватки летных кадров. В общем-то, многие профессиональные военные считают не правильно, то есть когда штурман переучивается на летчика. Потому, что это другой тип личности. Потому, что летчик в первую очередь лидер, да? А штурман – это в первую очередь… Ну, мозг, если я могу употребить этот термин. Как вы к этому относитесь?

М. Звягин― Если подходить к этому вопросу, имея в виду начальную подготовку, то я думаю, что разницы практически нет. То есть, проводятся те же самые психологические тесты в рамках профессионального отбора, а вот уже ломать стереотипы конечно тяжело. То есть, если вы упомянули в контексте переучивания, я бы наверное подверг бы сомнению возможность человеку, пролетавшему штурманом с десяток лет, потом осваивать профессию пилота. Вообще вы очень справедливо заметили, я такую вот маленькую баечку расскажу с точки зрения того, что каким должен быть летчик в экипаже, идеальный экипаж. Это смелый, отважный летчик, и хитрый и трусливый штурман. Экипаж будет идеальным.

А. Ермолин― Хорошая (неразборчиво) компетенция.

М. Звягин― Да, то есть трусливость не в смысле трусливость, а в смысле осторожность. Вот тогда наиболее полно реализуются все потенциальные возможности экипажа.

А. Ермолин― Это кстати точно такой же принцип и в бизнесе исповедуется. То есть, всегда в команде должен быть человек, который будет осаждать и говорить: ты сначала подумай, а потом давай будем действовать. Ну, вот традиционный вопрос: а девушек берете? Хотя бы на не летные направления подготовки?

М. Звягин― Да, на нелетные профили девушки принимаются. У нас уже есть опыт богатый, это училище, которое раньше готовило раньше в (неразборчиво) управления, это было Ейское училище, Краснодарское, потом сейчас факультет, как я уже назвал, Челябинского училища. Многие девушки закончили вот этот не летный факультет, в этом году мы девушек правда не набираем, но это не значит, что мы вообще отказались от услуг, будем так говорить, нашего прекрасного пола в части применения военных специалистов.

А. Ермолин― А вот диспетчерские службы?

М. Звягин― Это и есть как раз вот…

А. Ермолин― То есть, это одна из…

М. Звягин― В обиходе, де, ее и называют диспетчерская служба. Но она диспетчерская – боле применима к гражданскому воздушному флоту, а у нас это называется офицер боевого управления.

А. Ермолин― Вот уже пошли конкретные вопросы, опять про девушек спрашивают. Вот Сергей спрашивает: если у меня европейская лицензия легкомоторная, могу ли я стать боевым пилотом? Ну, Сергей спрашивает, но мы говорим про штурманов сегодня, а не про пилотов. Но вот кстати вы приглашаете ребят, вот если действительно человек уже летает, пусть на легкомоторной авиации, и возраст позволяет. Вот до какого возраста человек может поступать в ваше Челябинское училище?

М. Звягин― В наше училище мы берем до 21 года. Поэтому если у вас все нормально в этом плане… Есть индивидуальные подходы, я не скрываю. Если есть огромное желание, этот вопрос может обсуждаться. То есть, в любом случае должен быть задел достаточный для того, чтобы была возможность реализовать себя уже в службе ВВС.

А. Ермолин― Вспомнил фильм «Мимино» сразу же, да? Когда настойчивость, все-таки человек добился того, чего он хотел. Вот большое количество… Ну, не большое количество, но значительное количество военных летчиков уходят на гражданку, и становятся гражданскими летчиками. Ну, например в западных странах это вообще практика. То есть, если у тебя есть опыт вылетов в качестве военного летчика, то тебя с большим желанием будут брать и в гражданские компании. А вот наоборот бывает, чтобы ребята, молодые штурманы из гражданской авиации просились к вам? Или такого вот… Или система «Ниппель» бывает только в одну сторону?

М. Звягин― Нет, позвольте я несколько в иную плоскость переведу разговор. Мы начали с вами говорить о подготовке штурманских кадров, да? Я позволю себе напомнить, что у нас еще гражданские ВУЗы, которые готовят штурманов. Ну, это вот в первую очередь Московский государственный университет леса, и…

А. Ермолин― Леса?

М. Звягин― Да, и южно-российский технический университет в Новочеркасске. Очень много представителей их этих двух ВУЗов на протяжении всей истории, посвятили свою жизнь потом военной (неразборчиво). Это ВУЗы, в которых имеются военные кафедры, которые обучают и присваивают выпускникам звания. Не они конечно, министр обороны, и с профессией военного штурмана мы активно берем в армию, особенно на нынешние периоды так сказать. Приглашают тоже учащихся этих ВУЗов сделать заявочку, и послужить в ВВС.

А. Ермолин― А лес-то тут причем?

М. Звягин― Ну, так исторически сложилось как-то. Трудно обсуждать сейчас эту тему. Наверное, были какие-то моменты, которые так вот определили жизнь.

А. Ермолин― Наверняка и авиация существует гражданская, которая обслуживает вот эти вот участки. Я пытаюсь додумать, домыслить.

М. Звягин― Не берусь сейчас обсуждать эту тему. Кроме того гражданские авиации, которые готовят Ульяновские в данном случае училища, да? Они дают им военную специальность штурмана тоже. То есть, любой летчик гражданской авиации, он имеет еще и диплом штурмана.

А. Ермолин― А что из себя представляет ваше хозяйство с точки зрения кухни? Потому, что у нас есть тут один вопрос от нашего постоянного слушателя под псевдонимом… А может и не псевдонимом Рупрехт. Просто он постоянно пишет: «Все равно не понятно, что это за должность такая – главный штурман страны». Вот объясните слушателю, что такое главный штурман страны?

М. Звягин― Ну во-первых не главный штурман страны, а главный штурман ВВС. Я уже говорил о том, что чем занимается штурманская служба. Вот для военной авиации это профессия востребована собственно говоря сутью военной авиации, как я подчеркивал, да? Для того, чтобы проводить мероприятие всего этого… Всех этих мероприятий, чем занимается штурманская служба, создана структура. Она иерархическая структура, сверху донизу имеются везде штурманские кадры.

А. Ермолин― Михаил Иванович, я вас вынужден прервать. Я думаю, что господин Рупрехт может почитать на вашем сайте ответ на этот вопрос. Времени у нас 15 секунд до выхода из эфира, у вас хорошая возможность поздравить коллег с недавно прошедшим праздником.

М. Звягин― Да, дорогие друзья, позвольте мне в первую очередь поздравить наших ветеранов с днем штурманской службы в преддверии столетия, пожелать всем крепкого здоровья, всем ветеранам штурманской службы, тем, которые отдали много лет своей жизни этой замечательной профессии. Ну, и всех действующих штурманов.

А. Ермолин― «Эхо Москвы» присоединяется к этим поздравлениям.



комментарии (1):

Красный      31/03/2015 [14:17:21]#1
Великая Отечественнная война пишется с БОЛЬШОЙ буквы, а вот сало с маленькой. Это замечание редактору, а не Звягину.
Большой привет и наилучшие пожелания Михаилу Ивановичу.
С уважением.
Красный. Краснодар.













Материалы рубрики

Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции



Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

Известия
Заместитель генерального директора холдинга Т1 Алексей Волынкин: «Наша цель — запуск первой частной ракеты в космос уже в этом году»
Виталий Корнеев, Елена Новицкая
ТАСС
Глава оператора Пулково Леонид Сергеев: мы стали аэропортом №2 в России
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава SR Space: в течение года мы перейдем от ракеты "Небо" к первому полету "Космоса"
Юлия Живикина
РБК
«Иллюзий нет, но справимся»: что происходит с авиакомпаниями в России
Артем Рукавов
Интерфакс
Гендиректор SR Space: идут работы над ракетой-носителем Cosmos с возможным возвратом первой ступени
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Книвель - о том, когда в России появится полноценная отрасль беспилотных авиационных систем

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBbg1b
Юду: http://perevozki.youdo.com/passenger/, подробнее по ссылке.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer