- «АС»: Валерий Михайлович, расскажите, пожалуйста, о предварительных итогах работы отрасли в 2015 году?
- В.О.: Непростая экономическая ситуация не может не отражаться на авиационной отрасли. Хотел бы обратить внимание на то, что средняя стоимость перевозки одного пассажира российскими авиакомпаниями за 8 месяцев текущего года выросла всего на 8,7% и составила 6700 руб. При этом расходы авиакомпаний, связанные с лизингом воздушных судов, которые оплачиваются в иностранной валюте, выросли почти вдвое, стоимость авиатоплива возросла в среднем на 12%.
За 10 месяцев этого года отечественными авиакомпаниями было перевезено 80 млн пассажиров, что почти на 0,5% выше показателя за аналогичный период 2014 г. В структуре авиаперевозок отмечается выраженное перераспределение пассажиропотока с международных (падение на 13,8%) в пользу внутренних перевозок (рост более 16%), местные перевозки по сравнению с 2014 г. выросли на 5%. Полагаю, что уход авиакомпаний в менее рентабельный сегмент рынка авиаперевозок является для них вынужденной мерой, они ищут возможность сохранить ранее достигнутые масштабы бизнеса с учетом ряда реализуемых программ субсидирования внутренних перевозок, препятствующих сжатию этого сегмента рынка.
Российские аэропорты обслужили более 126 млн российских и иностранных граждан на внутренних и международных рейсах. Объемы перевозок пассажиров через отечественные аэропорты за указанный период текущего года увеличились на 2,5% по сравнению с прошлогодним аналогичным периодом.
В рамках реализации антикризисных мер Правительства РФ в 2015 г. был принят Федеральный закон, предусматривающий установление 10% ставки НДС на внутренние воздушные перевозки до конца 2017 г. Эффект от указанной меры, по предварительному анализу, уменьшил налоговую нагрузку на авиакомпании в 2015 г. примерно на 20 млрд рублей. Тем не менее, по итогам первого полугодия 2015 г. совокупный финансовый результат авиакомпаний снизился почти в три раза по отношению к аналогичному предыдущему периоду, убыток увеличился с 9 до 28 млрд рублей. Предполагается, что тренд до конца года не изменится.
По этой причине мы продолжаем работу по сокращению НДС до нулевой ставки, это дало бы около 20 млрд рублей и помогло бы компенсировать выпадающие доходы от сокращения международных авиаперевозок и выровнять финансовые показатели наших авиакомпаний.
Другим серьезнейшим вызовом для нас стало практически исключение из международных направлений трех стран – Украины, Египта и Турции, что, безусловно, отразится на сокращении регулярных перевозок. Совокупный объем «выпадающих» пассажиров по этим направлениям составляет порядка 8 млн человек, это серьезная доля рынка, около 9%.
В рамках Межведомственной комиссии по мониторингу за финансово-экономическим состоянием организаций, входящих в перечень системообразующих организаций, рассматривается вопрос об оказании адресной государственной поддержки в виде обеспечения по кредиту в отношении ОАО «Уральские авиалинии» и ОАО «ЮТэйр».
В процессе подготовки к проведению встречи глав государств и правительств БРИКС и заседания Совета глав государств-членов ШОС открыт новый международный терминал аэропорта Уфы. В этом году в полном объеме завершился самый успешный в Европе проект ГЧП – строительство аэровокзального комплекса и новых терминалов в Петербурге.
К Чемпионату мира по футболу 2018 г. проводится масштабная модернизация аэропортов в Калининграде и Воронеже, в Ростове-на-Дону строится новый аэропорт «Южный».
Введены в эксплуатацию аэропортовые терминалы в Екатеринбурге и Самаре. К концу года будет открыт новый пассажирский терминал в Нижнем Новгороде. В начале 2016 г. планируется завершить реконструкцию аэропортового комплекса в Волгограде. За счет внебюджетных источников полностью построен аэропорт в поселке Сабетта на полуострове Ямал. Реконструированы аэропорты Владикавказа, Махачкалы. Продолжается модернизация аэропортов в Петропавловске-Камчатском, Екатеринбурге, Уфе. Начата реконструкция аэродромной инфраструктуры в аэропортах Норильска, Нижнекамска, Ульяновска, Хабаровска, Якутска и Кызыла. Запущено строительство нового аэропорта в Саратове.
- «АС»: Какова поддержка государства в развитии региональных авиаперевозок?
- В.О.: Как я уже сказал, мы предлагаем обнулить НДС на внутренние авиаперевозки в качестве антикризисной меры для поддержки российских авиаперевозчиков. Господдержка региональных и местных авиаперевозок в этом году реализуется с помощью пяти программ субсидирования региональных воздушных перевозок на территории Российской Федерации. На эти цели в 2015 г. предусмотрены средства из федерального бюджета в размере 9,2 млрд руб. Объем перевезенных с использованием мер господдержки пассажиров за 9 месяцев 2015 г. составил 1,4 млн человек на общую сумму 7,33 млрд руб. То есть каждый дополнительный пассажир обошелся федеральному бюджету в 5,3 тыс. рублей, что в 1,5-2 раза меньше по сравнению с лучшими международными практиками программ субсидирования США и Европы.
Кроме того, уже сейчас внесены изменения в программу субсидирования перевозки пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть страны (количество маршрутов увеличено до 67), расширены категории граждан, имеющих право на перелет по специальному тарифу – включены инвалиды с детства II и III групп.
В результате ухода с рынка авиаперевозок такого крупного игрока, как «Трансаэро», воздушные перевозки пассажиров с Дальнего Востока не пострадали. Беспрерывная связь с этим регионом в полном объеме обеспечена другими перевозчиками. Ряд маршрутов, на которых перевозки осуществлялись исключительно «Трансаэро», заняли авиакомпании «ВИМ-Авиа», «Икар», «ЮТэйр». В свою очередь, «Аэрофлот» поставил на ряд направлений на Дальнем Востоке более вместительные самолеты. Вопрос с увеличением перевозочным мощностей на данном направлении решается, к нему готово подключиться большинство авиакомпаний.
В 2015 г. льготными воздушными перевозками между городами центральной части России и дальневосточным регионом воспользовались 479 тыс. пассажиров. Программа действовала с 1 апреля и до 31 октября 2015 г., в ней принимали участие 11 российских авиаперевозчиков. Наибольшее количество пассажиров по субсидируемым маршрутам перевезли авиакомпании «Аэрофлот» и «Трансаэро» – почти 154 тыс. и 136 тыс. человек соответственно.
- «АС»: Можно ли не допустить монополизма с учетом банкротства авиакомпании «Трансаэро»?
- В.О.: К сожалению, в этом году не обошлось без потерь. Несмотря на уход с рынка второй по величине авиакомпании «Трансаэро», нам удалось сохранить маршрутную сеть и выполнить обязательства перед пассажирами, которые купили билеты на ее рейсы. Благодаря принятым мерам порядка 2 млн пассажиров «Трансаэро» были перевезены на рейсах группы компаний «Аэрофлот» и других российских авиаперевозчиков.
Что касается распределения международных маршрутов «Трансаэро», необходимо отметить следующее: по итогам заседаний Межведомственной комиссии 56 различных направлений, на которых осуществляла свою деятельность «Трансаэро», распределено между авиакомпаниями «Аэрофлот» и «Россия». Также прошло заседание Межведомственной комиссии, на котором еще часть международных маршрутов «Трансаэро» распределили между другими авиаперевозчиками.
- «АС»: Каковы результаты проверки Российской Федерации комиссией Международной организации гражданской авиации (ИКАО) в 2015 году?
- В.О.: В период с 19 по 30 октября эксперты ИКАО завершили второй этап проверки, начатой в 2014 г.. Они проверили систему государственного контроля за обеспечением безопасности полетов в части воздушного законодательства, организационной структуры уполномоченных органов в области гражданской авиации, выдачи свидетельств авиационному персоналу, эксплуатации воздушных судов и поддержания летной годности воздушных судов.
Аудиторы проверили работу Минтранса, МАКа, Росавиации, Ространснадзора, территориальных управлений Росавиации и Ространснадзора в Екатеринбурге на соответствие стандартам и рекомендуемой практике ИКАО. Несмотря на непростую геополитическую ситуацию, в которой завершилась проверка, в отчете комиссии было отмечено, что государственная система контроля обеспечения безопасности полетов в Российской Федерации функционирует на приемлемом уровне, при этом превышая среднемировые результаты проверок ИКАО. Полученные в результате проверки комментарии специалистов ИКАО послужат основанием для корректирующих мероприятий и для дальнейшей работы по совершенствованию нормативно-правового регулирования отрасли.
- «АС»: Валерий Михайлович, есть ли необходимость в принятии дополнительных законодательных и других правовых мер в связи с возросшей угрозой терроризма на воздушном транспорте?
- В.О.: В связи с возросшей угрозой незаконного вмешательства в отношении воздушных судов российских авиакомпаний, вылетающих из иностранных аэропортов в РФ, мы направили обращения авиационным властям соответствующих стран с предложениями по организации дополнительных мер безопасности в аэропортах. В частности, планируется организовать дополнительный досмотр пассажиров перед посадкой на борт самолетов с применением ручных металлодетекторов и детекторов следов взрывчатых веществ. Такому досмотру подлежит не менее 20% вещей, находящихся у пассажиров.
Также нужно обеспечить досмотр и контроль комплектования, доставки и загрузки грузов, почты, бортовых запасов и питания в самолеты сотрудниками авиационной безопасности аэропортов. Необходим непрерывный контроль сотрудниками служб авиационной безопасности багажа пассажиров в процессе его предполетного досмотра и погрузки на борт воздушного судна; воздушных судов с момента их постановки на стоянку по прилету до момента отгона трапа при вылете. В процессе технического и коммерческого обслуживания воздушных судов нужен контроль допуска персонала, назначенного на выполнение указанных работ.
Также мы планируем инспекционные визиты представителей Росавиации и других компетентных органов в зарубежные аэропорты. По результатам аудиторских проверок будут подготовлены предложения, вплоть до закрепления на законодательном уровне, о необходимости обязательного аудита иностранного аэропорта при осуществлении полетов на территорию РФ. При этом аудит должен проводиться независимо от того, какой авиаперевозчик будет осуществлять полеты – российский или иностранный – с последующей валидацией аэропорта уполномоченным органом.
Учитывая широкую аудиторию Вашего журнала, хотел бы поздравить работников авиатранспортной отрасли России, читателей журнала «АвиаСоюз» с Новым 2016 годом! Здоровья, семейного благополучия, успехов!
- «АС»: Валерий Михайлович, благодарю Вас за интересное интервью.
- В.О.: Непростая экономическая ситуация не может не отражаться на авиационной отрасли. Хотел бы обратить внимание на то, что средняя стоимость перевозки одного пассажира российскими авиакомпаниями за 8 месяцев текущего года выросла всего на 8,7% и составила 6700 руб. При этом расходы авиакомпаний, связанные с лизингом воздушных судов, которые оплачиваются в иностранной валюте, выросли почти вдвое, стоимость авиатоплива возросла в среднем на 12%.
За 10 месяцев этого года отечественными авиакомпаниями было перевезено 80 млн пассажиров, что почти на 0,5% выше показателя за аналогичный период 2014 г. В структуре авиаперевозок отмечается выраженное перераспределение пассажиропотока с международных (падение на 13,8%) в пользу внутренних перевозок (рост более 16%), местные перевозки по сравнению с 2014 г. выросли на 5%. Полагаю, что уход авиакомпаний в менее рентабельный сегмент рынка авиаперевозок является для них вынужденной мерой, они ищут возможность сохранить ранее достигнутые масштабы бизнеса с учетом ряда реализуемых программ субсидирования внутренних перевозок, препятствующих сжатию этого сегмента рынка.
Российские аэропорты обслужили более 126 млн российских и иностранных граждан на внутренних и международных рейсах. Объемы перевозок пассажиров через отечественные аэропорты за указанный период текущего года увеличились на 2,5% по сравнению с прошлогодним аналогичным периодом.
В рамках реализации антикризисных мер Правительства РФ в 2015 г. был принят Федеральный закон, предусматривающий установление 10% ставки НДС на внутренние воздушные перевозки до конца 2017 г. Эффект от указанной меры, по предварительному анализу, уменьшил налоговую нагрузку на авиакомпании в 2015 г. примерно на 20 млрд рублей. Тем не менее, по итогам первого полугодия 2015 г. совокупный финансовый результат авиакомпаний снизился почти в три раза по отношению к аналогичному предыдущему периоду, убыток увеличился с 9 до 28 млрд рублей. Предполагается, что тренд до конца года не изменится.
По этой причине мы продолжаем работу по сокращению НДС до нулевой ставки, это дало бы около 20 млрд рублей и помогло бы компенсировать выпадающие доходы от сокращения международных авиаперевозок и выровнять финансовые показатели наших авиакомпаний.
Другим серьезнейшим вызовом для нас стало практически исключение из международных направлений трех стран – Украины, Египта и Турции, что, безусловно, отразится на сокращении регулярных перевозок. Совокупный объем «выпадающих» пассажиров по этим направлениям составляет порядка 8 млн человек, это серьезная доля рынка, около 9%.
В рамках Межведомственной комиссии по мониторингу за финансово-экономическим состоянием организаций, входящих в перечень системообразующих организаций, рассматривается вопрос об оказании адресной государственной поддержки в виде обеспечения по кредиту в отношении ОАО «Уральские авиалинии» и ОАО «ЮТэйр».
В процессе подготовки к проведению встречи глав государств и правительств БРИКС и заседания Совета глав государств-членов ШОС открыт новый международный терминал аэропорта Уфы. В этом году в полном объеме завершился самый успешный в Европе проект ГЧП – строительство аэровокзального комплекса и новых терминалов в Петербурге.
К Чемпионату мира по футболу 2018 г. проводится масштабная модернизация аэропортов в Калининграде и Воронеже, в Ростове-на-Дону строится новый аэропорт «Южный».
Введены в эксплуатацию аэропортовые терминалы в Екатеринбурге и Самаре. К концу года будет открыт новый пассажирский терминал в Нижнем Новгороде. В начале 2016 г. планируется завершить реконструкцию аэропортового комплекса в Волгограде. За счет внебюджетных источников полностью построен аэропорт в поселке Сабетта на полуострове Ямал. Реконструированы аэропорты Владикавказа, Махачкалы. Продолжается модернизация аэропортов в Петропавловске-Камчатском, Екатеринбурге, Уфе. Начата реконструкция аэродромной инфраструктуры в аэропортах Норильска, Нижнекамска, Ульяновска, Хабаровска, Якутска и Кызыла. Запущено строительство нового аэропорта в Саратове.
- «АС»: Какова поддержка государства в развитии региональных авиаперевозок?
- В.О.: Как я уже сказал, мы предлагаем обнулить НДС на внутренние авиаперевозки в качестве антикризисной меры для поддержки российских авиаперевозчиков. Господдержка региональных и местных авиаперевозок в этом году реализуется с помощью пяти программ субсидирования региональных воздушных перевозок на территории Российской Федерации. На эти цели в 2015 г. предусмотрены средства из федерального бюджета в размере 9,2 млрд руб. Объем перевезенных с использованием мер господдержки пассажиров за 9 месяцев 2015 г. составил 1,4 млн человек на общую сумму 7,33 млрд руб. То есть каждый дополнительный пассажир обошелся федеральному бюджету в 5,3 тыс. рублей, что в 1,5-2 раза меньше по сравнению с лучшими международными практиками программ субсидирования США и Европы.
Кроме того, уже сейчас внесены изменения в программу субсидирования перевозки пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть страны (количество маршрутов увеличено до 67), расширены категории граждан, имеющих право на перелет по специальному тарифу – включены инвалиды с детства II и III групп.
В результате ухода с рынка авиаперевозок такого крупного игрока, как «Трансаэро», воздушные перевозки пассажиров с Дальнего Востока не пострадали. Беспрерывная связь с этим регионом в полном объеме обеспечена другими перевозчиками. Ряд маршрутов, на которых перевозки осуществлялись исключительно «Трансаэро», заняли авиакомпании «ВИМ-Авиа», «Икар», «ЮТэйр». В свою очередь, «Аэрофлот» поставил на ряд направлений на Дальнем Востоке более вместительные самолеты. Вопрос с увеличением перевозочным мощностей на данном направлении решается, к нему готово подключиться большинство авиакомпаний.
В 2015 г. льготными воздушными перевозками между городами центральной части России и дальневосточным регионом воспользовались 479 тыс. пассажиров. Программа действовала с 1 апреля и до 31 октября 2015 г., в ней принимали участие 11 российских авиаперевозчиков. Наибольшее количество пассажиров по субсидируемым маршрутам перевезли авиакомпании «Аэрофлот» и «Трансаэро» – почти 154 тыс. и 136 тыс. человек соответственно.
- «АС»: Можно ли не допустить монополизма с учетом банкротства авиакомпании «Трансаэро»?
- В.О.: К сожалению, в этом году не обошлось без потерь. Несмотря на уход с рынка второй по величине авиакомпании «Трансаэро», нам удалось сохранить маршрутную сеть и выполнить обязательства перед пассажирами, которые купили билеты на ее рейсы. Благодаря принятым мерам порядка 2 млн пассажиров «Трансаэро» были перевезены на рейсах группы компаний «Аэрофлот» и других российских авиаперевозчиков.
Что касается распределения международных маршрутов «Трансаэро», необходимо отметить следующее: по итогам заседаний Межведомственной комиссии 56 различных направлений, на которых осуществляла свою деятельность «Трансаэро», распределено между авиакомпаниями «Аэрофлот» и «Россия». Также прошло заседание Межведомственной комиссии, на котором еще часть международных маршрутов «Трансаэро» распределили между другими авиаперевозчиками.
- «АС»: Каковы результаты проверки Российской Федерации комиссией Международной организации гражданской авиации (ИКАО) в 2015 году?
- В.О.: В период с 19 по 30 октября эксперты ИКАО завершили второй этап проверки, начатой в 2014 г.. Они проверили систему государственного контроля за обеспечением безопасности полетов в части воздушного законодательства, организационной структуры уполномоченных органов в области гражданской авиации, выдачи свидетельств авиационному персоналу, эксплуатации воздушных судов и поддержания летной годности воздушных судов.
Аудиторы проверили работу Минтранса, МАКа, Росавиации, Ространснадзора, территориальных управлений Росавиации и Ространснадзора в Екатеринбурге на соответствие стандартам и рекомендуемой практике ИКАО. Несмотря на непростую геополитическую ситуацию, в которой завершилась проверка, в отчете комиссии было отмечено, что государственная система контроля обеспечения безопасности полетов в Российской Федерации функционирует на приемлемом уровне, при этом превышая среднемировые результаты проверок ИКАО. Полученные в результате проверки комментарии специалистов ИКАО послужат основанием для корректирующих мероприятий и для дальнейшей работы по совершенствованию нормативно-правового регулирования отрасли.
- «АС»: Валерий Михайлович, есть ли необходимость в принятии дополнительных законодательных и других правовых мер в связи с возросшей угрозой терроризма на воздушном транспорте?
- В.О.: В связи с возросшей угрозой незаконного вмешательства в отношении воздушных судов российских авиакомпаний, вылетающих из иностранных аэропортов в РФ, мы направили обращения авиационным властям соответствующих стран с предложениями по организации дополнительных мер безопасности в аэропортах. В частности, планируется организовать дополнительный досмотр пассажиров перед посадкой на борт самолетов с применением ручных металлодетекторов и детекторов следов взрывчатых веществ. Такому досмотру подлежит не менее 20% вещей, находящихся у пассажиров.
Также нужно обеспечить досмотр и контроль комплектования, доставки и загрузки грузов, почты, бортовых запасов и питания в самолеты сотрудниками авиационной безопасности аэропортов. Необходим непрерывный контроль сотрудниками служб авиационной безопасности багажа пассажиров в процессе его предполетного досмотра и погрузки на борт воздушного судна; воздушных судов с момента их постановки на стоянку по прилету до момента отгона трапа при вылете. В процессе технического и коммерческого обслуживания воздушных судов нужен контроль допуска персонала, назначенного на выполнение указанных работ.
Также мы планируем инспекционные визиты представителей Росавиации и других компетентных органов в зарубежные аэропорты. По результатам аудиторских проверок будут подготовлены предложения, вплоть до закрепления на законодательном уровне, о необходимости обязательного аудита иностранного аэропорта при осуществлении полетов на территорию РФ. При этом аудит должен проводиться независимо от того, какой авиаперевозчик будет осуществлять полеты – российский или иностранный – с последующей валидацией аэропорта уполномоченным органом.
Учитывая широкую аудиторию Вашего журнала, хотел бы поздравить работников авиатранспортной отрасли России, читателей журнала «АвиаСоюз» с Новым 2016 годом! Здоровья, семейного благополучия, успехов!
- «АС»: Валерий Михайлович, благодарю Вас за интересное интервью.