Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Валерий Окулов:
Приоритет – внутренним авиаперевозкам


15.12.15 15:13 Илья Вайсберг, Журнал "АвиаСоюз"


Для отечественной гражданской авиации уходящий 2015 год был богат резонансными событиями: изменение структуры авиаперевозок, банкротство авиакомпании «Трансаэро», террористический акт над Синаем, исключение международных полетов по ряду направлений и др. Об этом и других актуальных проблемах отрасли в эксклюзивном интервью журналу «АвиаСоюз» рассказывает заместитель министра транспорта РФ Валерий Окулов.

- «АС»: Валерий Михайлович, расскажите, пожалуйста, о предварительных итогах работы отрасли в 2015 году? 
- В.О.: Непростая экономическая ситуация не может не отражаться на авиационной отрасли. Хотел бы обратить внимание на то, что средняя стоимость перевозки одного пассажира российскими авиакомпаниями за 8 месяцев текущего года выросла всего на 8,7% и составила 6700 руб. При этом расходы авиакомпаний, связанные с лизингом воздушных судов, которые оплачиваются в иностранной валюте, выросли почти вдвое, стоимость авиатоплива возросла в среднем на 12%.

За 10 месяцев этого года отечественными авиакомпаниями было перевезено 80 млн пассажиров, что почти на 0,5% выше показателя за аналогичный период 2014 г. В структуре авиаперевозок отмечается выраженное перераспределение пассажиропотока с международных (падение на 13,8%) в пользу внутренних перевозок (рост более 16%), местные перевозки по сравнению с 2014 г. выросли на 5%. Полагаю, что уход авиакомпаний в менее рентабельный сегмент рынка авиаперевозок является для них вынужденной мерой, они ищут возможность сохранить ранее достигнутые масштабы бизнеса с учетом ряда реализуемых программ субсидирования внутренних перевозок, препятствующих сжатию этого сегмента рынка.

Российские аэропорты обслужили более 126 млн российских и иностранных граждан на внутренних и международных рейсах. Объемы перевозок пассажиров через отечественные аэропорты за указанный период текущего года увеличились на 2,5% по сравнению с прошлогодним аналогичным периодом.

В рамках реализации антикризисных мер Правительства РФ в 2015 г. был принят Федеральный закон, предусматривающий установление 10% ставки НДС на внутренние воздушные перевозки до конца 2017 г. Эффект от указанной меры, по предварительному анализу, уменьшил налоговую нагрузку на авиакомпании в 2015 г. примерно на 20 млрд рублей. Тем не менее, по итогам первого полугодия 2015 г. совокупный финансовый результат авиакомпаний снизился почти в три раза по отношению к аналогичному предыдущему периоду, убыток увеличился с 9 до 28 млрд рублей. Предполагается, что тренд до конца года не изменится.

По этой причине мы продолжаем работу по сокращению НДС до нулевой ставки, это дало бы около 20 млрд рублей и помогло бы компенсировать выпадающие доходы от сокращения международных авиаперевозок и выровнять финансовые показатели наших авиакомпаний.

Другим серьезнейшим вызовом для нас стало практически исключение из международных направлений трех стран – Украины, Египта и Турции, что, безусловно, отразится на сокращении регулярных перевозок. Совокупный объем «выпадающих» пассажиров по этим направлениям составляет порядка 8 млн человек, это серьезная доля рынка, около 9%.
В рамках Межведомственной комиссии по мониторингу за финансово-экономическим состоянием организаций, входящих в перечень системообразующих организаций, рассматривается вопрос об оказании адресной государственной поддержки в виде обеспечения по кредиту в отношении ОАО «Уральские авиалинии» и ОАО «ЮТэйр».

В процессе подготовки к проведению встречи глав государств и правительств БРИКС и заседания Совета глав государств-членов ШОС открыт новый международный терминал аэропорта Уфы. В этом году в полном объеме завершился самый успешный в Европе проект ГЧП – строительство аэровокзального комплекса и новых терминалов в Петербурге.

К Чемпионату мира по футболу 2018 г. проводится масштабная модернизация аэропортов в Калининграде и Воронеже, в Ростове-на-Дону строится новый аэропорт «Южный».

Введены в эксплуатацию аэропортовые терминалы в Екатеринбурге и Самаре. К концу года будет открыт новый пассажирский терминал в Нижнем Новгороде. В начале 2016 г. планируется завершить реконструкцию аэропортового комплекса в Волгограде. За счет внебюджетных источников полностью построен аэропорт в поселке Сабетта на полуострове Ямал. Реконструированы аэропорты Владикавказа, Махачкалы. Продолжается модернизация аэропортов в Петропавловске-Камчатском, Екатеринбурге, Уфе. Начата реконструкция аэродромной инфраструктуры в аэропортах Норильска, Нижнекамска, Ульяновска, Хабаровска, Якутска и Кызыла. Запущено строительство нового аэропорта в Саратове.

- «АС»: Какова поддержка государства в развитии региональных авиаперевозок?
- В.О.: Как я уже сказал, мы предлагаем обнулить НДС на внутренние авиаперевозки в качестве антикризисной меры для поддержки российских авиаперевозчиков. Господдержка региональных и местных авиаперевозок в этом году реализуется с помощью пяти программ субсидирования региональных воздушных перевозок на территории Российской Федерации. На эти цели в 2015 г. предусмотрены средства из федерального бюджета в размере 9,2 млрд руб. Объем перевезенных с использованием мер господдержки пассажиров за 9 месяцев 2015 г. составил 1,4 млн человек на общую сумму 7,33 млрд руб. То есть каждый дополнительный пассажир обошелся федеральному бюджету в 5,3 тыс. рублей, что в 1,5-2 раза меньше по сравнению с лучшими международными практиками программ субсидирования США и Европы.

Кроме того, уже сейчас внесены изменения в программу субсидирования перевозки пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть страны (количество маршрутов увеличено до 67), расширены категории граждан, имеющих право на перелет по специальному тарифу – включены инвалиды с детства II и III групп.

В результате ухода с рынка авиаперевозок такого крупного игрока, как «Трансаэро», воздушные перевозки пассажиров с Дальнего Востока не пострадали. Беспрерывная связь с этим регионом в полном объеме обеспечена другими перевозчиками. Ряд маршрутов, на которых перевозки осуществлялись исключительно «Трансаэро», заняли авиакомпании «ВИМ-Авиа», «Икар», «ЮТэйр». В свою очередь, «Аэрофлот» поставил на ряд направлений на Дальнем Востоке более вместительные самолеты. Вопрос с увеличением перевозочным мощностей на данном направлении решается, к нему готово подключиться большинство авиакомпаний. 

В 2015 г. льготными воздушными перевозками между городами центральной части России и дальневосточным регионом воспользовались 479 тыс. пассажиров. Программа действовала с 1 апреля и до 31 октября 2015 г., в ней принимали участие 11 российских авиаперевозчиков. Наибольшее количество пассажиров по субсидируемым маршрутам перевезли авиакомпании «Аэрофлот» и «Трансаэро» – почти 154 тыс. и 136 тыс. человек соответственно.

- «АС»: Можно ли не допустить монополизма с учетом банкротства авиакомпании «Трансаэро»?
- В.О.: К сожалению, в этом году не обошлось без потерь. Несмотря на уход с рынка второй по величине авиакомпании «Трансаэро», нам удалось сохранить маршрутную сеть и выполнить обязательства перед пассажирами, которые купили билеты на ее рейсы. Благодаря принятым мерам порядка 2 млн пассажиров «Трансаэро» были перевезены на рейсах группы компаний «Аэрофлот» и других российских авиаперевозчиков.

Что касается распределения международных маршрутов «Трансаэро», необходимо отметить следующее: по итогам заседаний Межведомственной комиссии 56 различных направлений, на которых осуществляла свою деятельность «Трансаэро», распределено между авиакомпаниями «Аэрофлот» и «Россия». Также прошло заседание Межведомственной комиссии, на котором еще часть международных маршрутов «Трансаэро» распределили между другими авиаперевозчиками.

- «АС»: Каковы результаты проверки Российской Федерации комиссией Международной организации гражданской авиации (ИКАО) в 2015 году?
- В.О.: В период с 19 по 30 октября эксперты ИКАО завершили второй этап проверки, начатой в 2014 г.. Они проверили систему государственного контроля за обеспечением безопасности полетов в части воздушного законодательства, организационной структуры уполномоченных органов в области гражданской авиации, выдачи свидетельств авиационному персоналу, эксплуатации воздушных судов и поддержания летной годности воздушных судов.

Аудиторы проверили работу Минтранса, МАКа, Росавиации, Ространснадзора, территориальных управлений Росавиации и Ространснадзора в Екатеринбурге на соответствие стандартам и рекомендуемой практике ИКАО. Несмотря на непростую геополитическую ситуацию, в которой завершилась проверка, в отчете комиссии было отмечено, что государственная система контроля обеспечения безопасности полетов в Российской Федерации функционирует на приемлемом уровне, при этом превышая среднемировые результаты проверок ИКАО. Полученные в результате проверки комментарии специалистов ИКАО послужат основанием для корректирующих мероприятий и для дальнейшей работы по совершенствованию нормативно-правового регулирования отрасли.

- «АС»: Валерий Михайлович, есть ли необходимость в принятии дополнительных законодательных и других правовых мер в связи с возросшей угрозой терроризма на воздушном транспорте?
- В.О.: В связи с возросшей угрозой незаконного вмешательства в отношении воздушных судов российских авиакомпаний, вылетающих из иностранных аэропортов в РФ, мы направили обращения авиационным властям соответствующих стран с предложениями по организации дополнительных мер безопасности в аэропортах. В частности, планируется организовать дополнительный досмотр пассажиров перед посадкой на борт самолетов с применением ручных металлодетекторов и детекторов следов взрывчатых веществ. Такому досмотру подлежит не менее 20% вещей, находящихся у пассажиров.

Также нужно обеспечить досмотр и контроль комплектования, доставки и загрузки грузов, почты, бортовых запасов и питания в самолеты сотрудниками авиационной безопасности аэропортов. Необходим непрерывный контроль сотрудниками служб авиационной безопасности багажа пассажиров в процессе его предполетного досмотра и погрузки на борт воздушного судна; воздушных судов с момента их постановки на стоянку по прилету до момента отгона трапа при вылете. В процессе технического и коммерческого обслуживания воздушных судов нужен контроль допуска персонала, назначенного на выполнение указанных работ.

Также мы планируем инспекционные визиты представителей Росавиации и других компетентных органов в зарубежные аэропорты. По результатам аудиторских проверок будут подготовлены предложения, вплоть до закрепления на законодательном уровне, о необходимости обязательного аудита иностранного аэропорта при осуществлении полетов на территорию РФ. При этом аудит должен проводиться независимо от того, какой авиаперевозчик будет осуществлять полеты – российский или иностранный – с последующей валидацией аэропорта уполномоченным органом.

Учитывая широкую аудиторию Вашего журнала, хотел бы поздравить работников авиатранспортной отрасли России, читателей журнала «АвиаСоюз» с Новым 2016 годом! Здоровья, семейного благополучия, успехов!

- «АС»: Валерий Михайлович, благодарю Вас за интересное интервью.


комментарии (2):

супер бывалый      16/12/2015 [08:51:02]#1
неужели поняли?

а как же переход в москву КРАсэйр и Сибири в свое время? ликвидация ВАЛ и ДАЛ с помощью чиновников?

в сибири оленей уже не хватает, а мы все продолжаем отдавать предпочтение зарубежным перевозкам.

никакого приоритета не будет. если откроется египет и турция, все вернется на круги своя.

не надо выдавать необходимое за действительное.

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      16/12/2015 [10:08:24]#2
Г-н супер бывалый, что значит "отдаем предпочтение"? На что есть спрос, тому и предпочтение. Разве не так?













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области



Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBu7uo
Объявление: http://perevozki.youdo.com/passenger/, подробнее >>
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer