— По-вашему, о чем пойдет речь на этой встрече?
— Трудно сказать. Это будут какие-то консультации. Думаю, будут решать, каким образом продолжить эксплуатацию самолетов Boeing 737 в России, как обойти эту неловкую по большому счету для России ситуацию, в которую поставил страны Межгосударственный авиационный комитет.
— 6 ноября МАК выступил с заявлением, его информагентства активно публикуют. Он заявил о том, что был вынужден отозвать сертификат у модификации Boeing в связи с позицией Росавиации по делу об авиакатастрофе в Казани. Якобы Росавиация знала о серьезных недостатках этих самолетов и не информировала об этом авиакомпании и надзорный органы России. То есть, 20 млн пассажиров, я цитирую это с информленты, самолетов семейства Boeing 737 длительное время подвергалось существенным рискам. Такая версия со стороны МАК.
— Очень странная позиция. Дело в том, что именно МАК когда-то сертифицировал самолеты Boeing 737, валидировал сертификаты этого самолета, допустил его к эксплуатации Российской Федерации. То есть, подтвердил, что этот самолет безопасен. А теперь он кивает на Росавиацию, ссылаясь на Росавиацию, которая, кстати, против приостановки эксплуатации этого самолета, и по сути запрещает его эксплуатацию, аннулировав сертификат.
Сейчас во всяком случае МАК, ссылаясь на Росавиацию отстаивает отнюдь не интересы Росавиации, и не в русле Росавиации идет. По большому счету между ними сейчас идет противостояние, потому что вчера Росавиация заявила, что МАК не уполномочен прекращать, запрещать эксплуатацию этого самолета на территории Российской Федерации, и эксплуатация все равно продолжится. По большому счету, назревает серьезный конфликт.
— Конфликт отраслевой?
— Назревает конфликт отраслевой, давно заложено было то, о чем говорили специалисты, что у нас совершенно неэффективная система управления отраслью, слишком много структур занимаются управлением, а в итоге, когда доходит до ответственности, никто ни за что не отвечает, и все кивают друг на друга.
— Не секрет, что председателем МАКа является Татьяна Анодина, мать Александра Плешакова, крупнейшего акционера «Трансаэро», как вы думаете, может быть это связано и с ситуацией с авиакомпанией «Трансаэро», которая близка к банкротству?
— Мы доподлинно не знаем всех мотивов, но да, сейчас такая версия обсуждается, что это, возможно, некая такая месть за то, что государство отказалось в трудную минуту финансово поддержать авиакомпанию «Трансаэро» и компания вынуждена была пойти по пути банкротства. Возможно, и так, конечно.
— Потому что странно, если по расследованию авиакатастрофы, которая произошла в 2013 году в Казани, если стали известны какие-то проблемы, которые возникают у Boeing 737, и это было известно, видимо, по заявления МАКа и Росавиации, и самому МАКу, почему только сейчас Межгосударственный авиационный комитет об этом заявил? Как вы заметили, это действительно и личные конфликты, и некие, видимо, политические интересы компании, отраслевые в том числе.
— Самое интересное, что расследованием катастрофы в Казани занимался именно МАК, не Росавиация. Сейчас ссылаясь на Росавиацию, МАК, по сути как бы пытается все свалить с больной головы на здоровую, а именно МАК занимался, и должен, и обязан заниматься расследованием авиакатастроф, именно он определяет, в чем причина катастрофы, и действительно ли является это системной проблемой и нужно приостанавливать эксплуатацию самолетов.
— Как вы думаете, смогут договориться сегодня российские власти, чиновники и представители Boeing?
— Я думаю, что да, выхода-то нет, потому что самолет Boeing 737 – это самый распространенный тип в мире, и очень распространенный в Российской Федерации, порядка 200 самолетов. Мы не можем сейчас столько самолетов к забору, это просто приведет к невероятному транспортному коллапсу и к банкротству огромного количества достаточно крупных авиакомпаний.
— И власти не могут этого не понимать.