Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Дмитрий Кива:
ГП "Антонов" хочет выпускать военные самолеты


15 сентября 2014 года Ольга Сороколетова, Дело


ГП "Антонов" лихорадит уже полгода. После того, как Кабинет Министров Украины 9 апреля 2014 года уволил Дмитрия Киву с поста председателя правления госконцерна (он занимал эту должность с 2008 года), а в мае Минпромполитики попыталось разорвать контракт с Кивой-генконструктором, сотрудники предприятия неоднократно проводили митинги в поддержку уволенного руководителя под стенами профильного министерства, Кабмина и Администрации президента.

После того, как Министерство промышленной политики 1 августа возложило на Сергея Меренкова исполнение обязанностей президента-генерального конструктора (соответствующий приказ датирован 24 июля 2014 года), пресс-служба авиазавода распространила сообщение о попытке рейдерского захвата предприятия группой лиц во главе с новоназначенным генконструктором. Коллектив предприятия возмутил тот факт, что вместо проработавшего на должности генерального конструктора с 2006 года Дмитрия Кивы новым главой стал Сергей Меренков, который хотя и был главным специалистом "Антонова" по производству пассажирского самолета Ан-140, в 2006 году покинул предприятие при довольно странных обстоятельствах.
 
Юристы концерна утверждают, что Минпромполитики не имело права издавать приказ о назначении Сергея Меренкова. Они ссылаются на тот факт, что еще 23 марта решением Кабмина госпредприятие было переподчинено Министерству экономического развития и торговли, а 11 апреля своим приказом правительство и вовсе постановило ликвидировать Минпромполитики и объединить его с Минэкономразвития.
 
3 сентября новоназначенный руководитель ГП "Антонов" Сергей Меренков даже попытался силой попасть на свое рабочее место, однако сотрудники предприятия не пустили его на территорию авиазавода. В этот же день Окружной административный суд Киева вынес постановление, которым подтвердил полномочия руководителя Дмитрия Кивы.
 
А уже 12 сентября этот же суд поставил окончательную точку в споре — он вынес постановление, которым признал недействительным с момента подписания приказ Минппромполитики о назначении и.о. руководителя предприятия Меренкова.
 
Delo.UA пообщалось с Дмитрием Кивой о подноготной конфликта и его планах по развитию предприятия.
 
Дмитрий Семенович, за что Вас сняли с должности президента-генерального конструктора ГП "Антонов"?
 
Для меня самого это было некоторой неожиданностью. Меня вызвали в Министерство промышленной политики и сказали: "От правительства поступила команда снять Вас с должности. Вы не знаете, за что?"
 
Это они у Вас спрашивают?
 
Да, они меня спрашивают: "Вы не знаете за что?" Я: "Понятия не имею. Первый раз слышу". Тем более, они-то знают, по крайне мере, в министерстве, что наше предприятие по всем показателям лучшее в отрасли — и по доходам, и по средней зарплате, и по отчислениям в бюджет (ГП "Антонов" в 2013 году уменьшило чистую прибыль на 0,71%, по сравнению с 2012 годом — до 39,05 млн грн, чистый доход по итогам 2013 года сократился на 1,49% до 3,27 млрд грн — прим. ред.). То есть, мы лучше других предприятий. И тут вдруг меня увольняют…
 
Какие предприятия опережает ГП "Антонов"?
 
Ну, например, тот же Харьковский авиационный завод (в 2013 году чистый убыток предприятия увеличился на 86,79%, по сравнению с 2012 годом — до 311,49 млн грн — прим. ред.) Мы всегда были лидерами в отрасли, хотя нас и "щемили" под разными предлогами.
 
Никогда не было и намека на то, чтобы снять руководителя, в том числе и меня, с должности. И тут такое… Разговор был следующим: "Может, Вы по собственному желанию уйдете?" Я говорю: "А с какой стати? Нет."
 
Какие причины для Вашего увольнения называли в министерстве?
 
Никаких. В итоге, мы договорились так — они подумают и напишут, по каким причинам меня увольняют. А я им на это все отвечу. Я встал и ушел.
 
Что было после этого?
 
Никаких официальных уведомлений о своем увольнении я так и не получил. (По информации Минпромполитики, Дмитрий Кива уволен с поста президента-генерального конструктора ГП "Антонов" 26 мая 2014 года — прим. ред.) Я даже позвонил для консультации своему знакомому прокурору и говорю: "Скажите, пожалуйста, мне говорят, что меня уволили, но официальных документов я не получал". Он меня спрашивает: "А Вы где-то расписывались?" Я: "Нет." Он: "Вы кому-то дела передавали?" Я: "Нет." Он: "Работайте и не обращайте внимания. Это все незаконно." Вот я до сих пор и работаю. Вы сейчас спросите, почему?
 
Конечно.
 
Потому что, если я не буду ходить на работу, меня уволят за прогулы.
 
То есть, Вас могут уволить только за прогулы?
 
У меня есть контракт. В нем четко прописаны условия его расторжения. Так, меня могут уволить, если систематически не платится зарплата людям — такого нет; если не выплачиваются деньги в бюджет — такого нет; если я систематически не выполняю распоряжения Кабмина и профильного министерства — такого тоже нет. Мне ни разу не сделали ни одного замечания по моей работе. То есть, формальных оснований для моего увольнения нет. А что касается объема выпуска продукции, то в 2005 году (в год, когда Дмитрий Кива был назначен и.о. руководителя концерна — прим. ред.) доход предприятия был вообще 427 млн грн.
 
А сейчас?
 
В 2012 году он вырос до 4 млрд грн. По итогам 2013 года — составил 3,2 млрд грн. То есть, у нас хорошие доходы, но нам говорят, что мы работаем неэффективно — не выпускаем самолеты.
 
Да, доходы растут, но количество выпускаемых самолетов не увеличивается. В 2012 году вы выпустили шесть самолетов, в 2013 году — четыре.
 
Да, мы выпускаем мало самолетов.
 
Почему?
 
Дело в том, что ранее мы были ОКБ (опытно-конструкторским бюро) и только в 2010 году к нам присоединили завод, который занимается серийным выпуском самолетов — "Авиант". То есть, до этого мы были только разработчиками. Более того, "Авиант" мы получили с долгами в размере более 2 млрд грн. На момент присоединения завод был попросту разворован — из некоторых цехов вывезли часть станков, даже выбили окна. Мы погасили долги, в том числе по зарплате, модернизировали около сотни станков, закупили новое оборудование, приняли на работу более 1 тыс. новых сотрудников. В 2009 году был построен только 1 самолет, теперь мы увеличили эту цифру до четырех-пяти. И это только готовые самолеты, поставленные заказчикам. Но мы также наладили выпуск отдельных агрегатов, например, полностью освоили выпуск крыльев, которые мы используем как при сборке самолетов в Киеве, так и поставляем в рамках кооперации. В цехе окончательной сборки сегодня шесть самолетов Ан-148 и Ан-158. Для завершения их постройки мы должны получить комплектующие от партнеров, прежде всего — шасси. Так что определенный рост производства есть. И при этом мы все делаем за свой счет, не получая средств из государственного бюджета.
 
Какие у Вас отношения с Сергеем Меренковым?
 
Никаких.
 
Вы не общаетесь, он Вам не звонит, нигде с ним не встречались?
 
У меня и не было с ним никаких отношений. Я хорошо помню историю с его увольнением. Сергей Меренков был ведущим конструктором Ан-140 (он занимал эту должность до 2006 года). Весной 2006 года мы как раз вели переговоры с иранской компании HESA — они попросили сделать тренажер для Ан-140. Цена вопроса — $8 млн. И тут мне звонит Мялица (Анатолий Мялица, генеральный директор Харьковского государственного авиационного производственного предприятия — прим. ред.) и говорит: "Там твой Меренков ведет неофициальные переговоры с директором иранского завода в гостинице." Когда мы начали выяснять, что случилось, то оказалось, что Меренков не только проводил переговоры, но и передавал иранцам какие-то документы. На следующий день (после переговоров Меренкова с иранцами — прим. ред.) представители HESA приходят и называют новую цену контракта — $6 млн. Эта сумма равна себестоимости проекта без учета прибыли. Мы, конечно же, контракт не подписали. В итоге Сергея Меренкова сначала отстранили от должности ведущего конструктора по самолету Ан-140 по недоверию, а в июле 2008 г. уволили. Он подал апелляцию, потом были суды и Апелляционный суд, который записал, что освободить его от должности — это не только мое право, но и моя обязанность. Вот все, что я могу сказать о Меренкове.
 
В Министерстве промышленной политики заявляют, что "Антонов" должен выпускать больше 10 самолетов в год, но не делает этого.
 
Министерство промышленной политики не имеет к нам с 23 марта никакого отношения. Оно ликвидировано. (11 апреля Министерство промышленной политики реорганизовано посредством присоединения к Министерству экономического развития и торговли — прим. ред).
 
Министерство на самом деле находится в процессе ликвидации, но продолжает выполнять свои функции.
 
Да, Вы правы, министерство находится в процессе ликвидации, но по закону оно должно заниматься только вопросами ликвидации, а не управлением предприятия. У меня есть справка, выданная межведомственной комиссией, согласно которой с 23 марта 2014 года "Антонов" находится в сфере управления Минэкономразвития. Поэтому Минпромполитики не имело никакого права меня увольнять.
 
Сколько самолетов вы планируете выпустить в этом году?
 
В 2014 году мы планируем выпустить 5 самолетов. По крайней мере, мы будем стараться. Мы всегда хотим выпускать больше, но у нас никогда не было государственной поддержки. Ведь для выпуска самолетов необходимо постоянно модернизировать серийное производство, приобретать современные технологии. В прошлом году я пытался добиться государственной поддержки в получении кредита на льготных условиях под реструктуризацию предыдущих кредитов, для модернизации серийного производства и пополнения оборотных средств. Ведь для производства каждого самолета нам нужно закупить двигатели, другое оборудование, материалы и тому подобное на сумму около $15 млн.
 
А продаете за сколько?
 
За 25-30 миллионов долларов.
 
Это в два раза дороже. Куда же деньги уходят?
 
$15 млн — это же только расходы на закупку материалов, добавьте сюда еще стоимость работы сотрудников, другие расходы.
 
Сколько самолетов может выпускать предприятие при соответствующем финансировании?
 
При надлежащем финансировании мы готовы уже сегодня производить до 12 самолетов в год. Для этого нужно около $200-300 млн оборотных средств. У нас таких денег нет. Поэтому нужно взять кредит сроком на три года.
 
В каких банках планируете брать кредиты?
 
Сейчас я не могу вам ответить на этот вопрос. Раньше мы планировали брать кредиты в российском банке.
 
Почему же правительство не поддерживает вас?
 
Скажу кратко — многое коррумпировано и в правительстве, и среди депутатов.
 
12 сентября Окружной административный суд города Киева вынес постановление, которым подтвердил ваши полномочия руководителя ГП "Антонов". Что планируете делать, вернув свою должность?
 
Буду работать, как и раньше.
 
Какие варианты рассматриваете?
 
Все зависит от дальнейшего развития ситуации. Сейчас мы стараемся менять вектор сотрудничества. Если раньше мы тесно сотрудничали с Россией, то сейчас мы диверсифицируем наши производственные связи, развиваем сотрудничество с другими партнерами, в том числе с Китаем, Индией, Ираном и Польшей.
 
Есть какие-то конкретные договоренности?
 
В авиации переговорный процесс достаточно длительный. Уже более года мы ведем переговоры со многими странами (Польша, Турция, Германия), но они боятся нестабильной ситуации в стране. Переговоры затягиваются.
 
Да, речь идет о программе по производству самолета, но какой именно модели я сказать не могу. Стоимость контракта $2-3 млрд. Мы даже уже подписали протокол о намерениях, но из-за нестабильности в стране и на предприятии процесс замедляется."Антонов" участвует в тендере на производство самолетов для этих стран?
 
На какие рынки еще ориентируетесь?
 
На европейский, азиатские, латиноамериканские, североамериканские. Но для выхода на них необходима модернизация, новые технологии. Мы будем дальше развивать разные модификации самолетов и создавать новые по мере возможностей. Например, Европа (проект объединенный, осуществляемый при участии 9 стран) на создание военного самолета А400М потратила 15 млрд евро. Вопрос: где нам взять такие деньги?
 
С Россией вы принципиально разорвали все контракты?
 
По военно-транспортным программам — все. Это не секрет. В начале 2014 года у нас был предварительно согласован контракт с российской ОАО "ОАК" на $150 млн. на создание военно-транспортного варианта самолета Ан-148. Контракт уже был предварительно парафирован, мне нужно было только поехать и поставить свою подпись в документе. Я не поехал.
 
Почему?
 
Не хочу, потому что началась война. У меня есть честь и совесть.
 
То есть, российский рынок Вы для себя закрыли?
 
Пока продолжается война — конечно, да. В таких условиях мы не будем работать с Россией.
 
Сейчас идет война, а у нас, по сути, нет новых военных самолетов украинского производства.
 
И тем не менее, мы тесно взаимодействуем с нашими военными по обеспечению модернизации и поддержания летной годности "анов", в том числе Ан-26 и Ан-30, находящихся на вооружении. К тому же мы приступили к постройке первого опытного экземпляра нового военно-транспортного самолета Ан-178, кстати, опять-таки за свой счет.
 
Открою Вам также секрет, мы направили президенту Украины письмо с инициативой выпускать на ГП "Антонов" беспилотные летательные аппараты.
 
Какие?
 
Сегодня есть много вариантов беспилотных летательных аппаратов — начиная от 50 кг и заканчивая несколькими тоннами. Сейчас прорабатываем этот вопрос с Министерством обороны.
 
Это была ваша инициатива?
 
Наша.
 
Почему вы раньше этого не сделали, война началась в апреле?
 
Дело в том, что это не совсем наша специфика. Мы занимаемся выпуском пассажирских и транспортных самолетов. Что касается, например, истребителей, то мы можем их выпускать, но они будут хуже, чем, например, у россиян, где только тактикой воздушного боя занимаются тысячи специалистов.
 
Идет война, вы можете строить военные самолеты, но не делаете этого. Ладно. Сейчас многие помогают нашим бойцам кто как может. Ваше предприятие участвует в таких акциях?
 
Мы постоянно перечисляем материальную помощь бойцам АТО.
 
Какие суммы?
 
Как от предприятия мы перечислили 900 тыс. грн для нужд армии. Кроме того, военные бесплатно тренируются на нашем аэродроме в Гостомеле. Сбор средств проходит и среди сотрудников предприятия. На эти деньги профсоюз приобретает форму, необходимое оборудование и передает непосредственно в воинские части. Мы помогаем также нашим сотрудникам, которые несут службу в зоне АТО.
 
Какова судьба среднего оперативно-тактического самолета короткого взлета и посадки Ан-70?
 
В настоящий момент программа опытно-конструкторских работ по проекту завершена. Стоит вопрос его серийного производства. Мы начали постройку двух самолетов по заказу МО Украины на Серийном заводе "Антонов", но из-за отсутствия средств ход работ приостановлен. Ранее были договоренности с российской стороной, которая никак не могла определиться, где в России будет строиться Ан-70. В 2012 г. договорились о запуске производства на предприятии в Казани (ОАО "Казанское авиационное производственное объединение им. С.П. Горбунова" — Ред.), но затем российская сторона свела на нет наше сотрудничество.
 
Но проект Ан-70 по-прежнему интересен?
 
Что будет дальше мне сложно сказать. Ан-70 по многим характеристикам остается непревзойденным. Он может быть интересен для других рынков, в том числе, для США — у них нет самолетов такого класса. Однако, это уже будет не Ан-70 в том виде, как он существует сегодня, а новый самолет на его основе, который будет соответствовать требованиям новых заказчиков.


комментарии (7):

grant      16/09/2014 [11:37:55]#1
Вот, такие пироги, с котятами....

crj-2      16/09/2014 [11:45:46]#2
о Киве я был лучшего мнения!!!!

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      16/09/2014 [13:32:43]#3
Хотеть не вредно. Вредно не хотеть :)

RESOS124      17/09/2014 [01:49:28]#4
А что ему ещё делать? И так находится в подвешенном состоянии. Только вякни не поделу и крышка. Приказ об увольнении подпишут там где надо. А вот без российского рынка он вообще никому не нужен. Ну разве китайцам будут отдельные узлы проектировать. Так на это не проживёшь. Пока держатся за счёт коммерческих полётов на Ан 124 и Ан 225. Но досточно шины российского производства прекратить поставлять и этот ручеёк иссякнет.

Igormig      17/09/2014 [15:00:10]#5
Насколько я понял из общения со знакомыми киевлянами, они в полнейшей уверенности, что их АТО - этой война с Россией. Причем, Россия напала на них, отторгнув Крым, и они обороняются. В качестве подтверждений приводятся информсводки СНБО и показания каких-то очевидцев, как российская техника полчищами пересекает границу "нэзалэжной".
Кива - не исключение, а, скорее, лакмусовая бумажка успехов укро- и "евроштатовской" пропаганды. Из чего я делаю вывод, что информвойну мы проиграли. Грустно все это... Не то, что проиграли, а то, что стали с украинцами почти врагами (с их стороны - так точно).

супер бывалый      18/09/2014 [11:43:40]#6
да, деваться ему некуда, поет как скажут. одно не пойму - почему у нас НЕТ пропаганды. при коммунистах это было на первом месте. сейчас видимо на первом месте "зеленые", но увы! пропаганда сильнее.













Материалы рубрики

Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции



Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

Известия
Заместитель генерального директора холдинга Т1 Алексей Волынкин: «Наша цель — запуск первой частной ракеты в космос уже в этом году»
Виталий Корнеев, Елена Новицкая
ТАСС
Глава оператора Пулково Леонид Сергеев: мы стали аэропортом №2 в России
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава SR Space: в течение года мы перейдем от ракеты "Небо" к первому полету "Космоса"
Юлия Живикина
РБК
«Иллюзий нет, но справимся»: что происходит с авиакомпаниями в России
Артем Рукавов
Интерфакс
Гендиректор SR Space: идут работы над ракетой-носителем Cosmos с возможным возвратом первой ступени
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Книвель - о том, когда в России появится полноценная отрасль беспилотных авиационных систем

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBmA4V
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer