Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Марина Попович:
Мадам МИГ


9 апреля 2014 года Катерина Мигулина , Аргументы недели


Она дружила с Юрием Гагариным и Германом Титовым, 30 лет прожила в браке с космонавтом №4 Павлом Поповичем. В этом году – 20 лет, как замужем за генерал-майором авиации Борисом Жихоревым. Первой из женщин-лётчиц Марина Лаврентьевна преодолела звуковой барьер на истребителе МиГ-21. Её 10 рекордов были установлены за штурвалом гиганта «Антея» (Ан-22). Известная во всём мире как «Мадам Миг» установила 102 мировых рекорда, некоторые из них даже находясь «в интересном положении», налетала 5600 часов, освоив 40 типов самолётов и вертолётов. Единственная из женщин – военный лётчик-испытатель первого класса, генерал-лейтенант авиации, доктор технических наук, заслуженный мастер спорта. Живая легенда в свои 77 лет ни минуты не сидит без дела, без общественной работы, изучает внеземные сигналы, пишет книги.

Хрущёв выбрал Терешкову

– Вы могли стать первой женщиной-космонавтом, почему же так и не слетали на орбиту?


– Да, я прошла медкомиссию в отряд космонавтов от начала до конца вместе с чемпионкой мира по парашютному спорту Ириной Соловьёвой, кандидатом технических наук, лётчицей, моей курсанткой Валентиной Пономарёвой. И вдруг я узнаю, что летит Валентина Терешкова! Я иду к Сергею Королёву, говорю: «Сергей Палыч, как же так?!» Очень мне было обидно за Валю Пономарёву, за Иру Соловьёву, за себя. Я плюнула и решила: «Гори ваш космос синим пламенем, буду летать на самолётах!»

– Правда, что вы даже голодовку объявляли?

– Да, мне было важно выяснить, почему меня забраковали. И тогда генерал Фёдоров мне сказал: «У вас дочке всего шесть лет. Пусть ваш муж слетает сначала, а вы потом…» Но я всегда хотела быть только первой.

– И стали, но в авиации! Вы побили рекорд американки Жаклин Кокран, преодолевшей звуковой барьер. Неужели не боялись?

– Да, бедная Жаклин летала в мужском ВКК (высотном компенсирующем костюме), где не предусмотрена защита груди. На большой высоте у неё случилась разгерметизация, молочные железы раздавило, пришлось удалять. Она стала инвалидом первой группы.Мне же сшили специальный женский ВКК, и он действительно меня спас, когда я падала в штопор. На высоте 18 500 метров я начала терять сознание, чувствую, что нет сил вывести самолёт из пике. Командир кричит: «Что случилось?» «Всё нормально!» – отвечаю на последнем дыхании. – Захожу на посадку». (Марина Лаврентьевна машет руками, показывая, как она выводила самолёт из штопора.) Рекорд установлен!

– Опасную вы выбрали профессию...

– Да, рискованнее сложно придумать. В группе лётчиков-испытателей из 18 человек 16 разбились. Раньше не было сложной автоматики, многое зависело напрямую от знаний, опыта и интуиции лётчика. Которые приходилось проявлять в невероятных ситуациях: перегрузки, вибрации, преодоление звукового барьера, аэроинерционное вращение, в котором самолёт теряет управление... Давление скачет до 220, пульс 150, температура тела 39 градусов.

На первом месте – небо, затем – семья

– Говорят, Юрий Гагарин не был в восторге от ваших подвигов, считал, что место женщины на кухне. Это правда?


– Космонавты редко становятся лётчиками, а Юра очень хотел летать и даже завидовал мне, что я каждый день поднимаюсь в небо. Я ему говорю: «Ты тоже учись, станешь испытателем». И ещё Юра часто говорил моему мужу: «Везёт тебе, Пашка, у тебя жена – лётчик. Есть что дома обсудить! Ты докладываешь Марине о своих полётах?» «Да ей попробуй не доложи, она же душу вынет!» – отвечал Попович, смеясь. У Гагарина жена Валентина – простая женщина, далёкая от самолётов и ракет. А я была даже круче своего мужа, он на истребителях летал, а я уже – на «Антее». Чтобы повернуть этот гигант со взлётным весом 250 тонн, надо было выжать ногой 100 кг, а рукой 45 кг... У меня была такая сила в руках, что однажды я одному бандиту гортань перебила…

– Зачем?

– Хотел меня ограбить на улице, сказал, чтобы я ему своё новое белое пальто отдала. Пришлось один раз стукнуть, и он захрипел. Я ему «скорую» вызвала, а сама пошла дальше. Я тогда уже полковником была.

– Марина Лаврентьевна, 46 лет прошло с момента гибели Юрия Гагарина, но споры идут до сих пор. Одни считают, что его нарочно убрали, чтобы он остался в памяти легендой – молодым улыбчивым парнем, кто-то верит, что его забрали инопланетяне...

–Нет, как это ни прискорбно, но Юра погиб, я видела его останки, была на похоронах. Трагедия в тот день 27 марта разворачивалась практически на моих глазах. Нам, опытным лётчикам, запрещали подниматься в небо, когда учились космонавты, они все были неопытные. Помню, как Гагарин по общей связи объявил: «Задание выполнил, зону освободил, разрешите снижение к третьему развороту». Обрадовалась, думаю, сейчас сядут, и я полечу. Как вдруг слышу: «Всем, кто на связи, прекратить разговоры и заруливать на стоянку». Я сразу поняла, что-то случилось, Гагарин и Серёгин были в зоне всего пять минут вместо 35 положенных. Я предполагаю, что Серёгину стало плохо, у него открылась старая язва, и он потерял сознание, иначе бы он обязательно справился с ситуацией – он был опытнейший пилот. А Гагарин, сидевший на месте первого пилота, растерялся. К тому же на беду в это время над аэродромом пролетел грузовой самолёт и оставил в небе огромный турбулентный след. Самолёт попал в эту яму и опрокинулся, в штопор... Очень жалко. Такие славные ребята!

– С кем из космонавтов вы дружили?

– Мы с Юрой Гагариным – земляки, оба со Смоленщины, у нас были прекрасные отношения. В Звёздном городке мы жили в одном подъезде, мы с Павлом и дочкой на четвёртом этаже, он с семьёй – на шестом. Юра – такой же холерик по темпераменту, как и я, горячий. Кстати, флегматиков в авиацию и космос не берут. В небе нужны люди с быстрой реакцией, способные к экспромту. Очень я дружила с Григорием Нелюбовым, который, кстати, долго считался космонавтом номер один, но из-за какого-то нелепого поступка его отодвинули, он страшно переживал и в 32 года трагически погиб. А с Германом Титовым мы вообще жили в одной коммунальной квартире, он более сдержанный по натуре, чем я. Кстати, звезду в созвездии Рака назвали моим именем именно по рекомендации Титова.

– Почему ваши дочери не решились пойти по вашим стопам?

– Не захотели. Всё своё детство они просмотрели в небо, ища глазами мой самолёт. Старшая Наташа как-то сказала мне: «Мама, ты вспомни, как я тебя каждый раз ждала из полётов, особенно ночных, как я висела на заборе, привязавшись ремнём… Я не хочу, чтобы мои дети так же ждали меня». Мои дочери окончили МГИМО, стали экономистами-международниками. Младшая Оксана боится летать даже на пассажирских самолётах, а вот её сын Майкл недавно прыгнул с парашютом с вертолёта с высоты 4000 м. Я была, наверное, не самой образцовой матерью, но без полётов я просто не могла жить. Небо всегда было для меня на первом месте, потом уже семья…

Дешевле выплатить страховку, чем ремонтировать самолёт

– В последнее время стали известны случаи, что пилоты пассажирских самолётов летали с купленными дипломами, не имея должного опыта… В ноябре прошлого года разбился «Боинг» в Казани…


– Да, это просто ужас! В Казани лётчик «Боинга-737» оказался по специальности штурманом, он не был обучен выходить на второй круг. Убийца! К тому же самолёт был неисправный. А что вы хотите? Закрыли санкт-петербургскую и иркутскую школы переучивания пилотов. Зато число авиакомпаний растёт, их уже 400! Есть такие, где числится всего один самолёт. Страховать пассажиров дешевле, чем ремонтировать и обслуживать самолёт. Потеря судна заложена в стоимость билетов. Это страшно и постыдно! Раньше был один «Аэрофлот» с мощной системой авиационной безопасности, там были строгий контроль, постоянные проверки.

– Что вы думаете о пропавшем в марте малайзийском «Боинге-777»?

– Думаю, там не обошлось без стрельбы. Он летел над Индийским океаном, значит, затонул на большой глубине, нужно исследовать дно с помощью подводной лодки, водолазов с глубоководным снаряжением. Либо – плохо ищут, либо – кто-то заинтересован, чтобы не нашли.

– А вдруг этот «Боинг» инопланетяне забрали или он попал в параллельную реальность?

– Нет, вряд ли. Хотя мы упорно отмахиваемся от посланий внеземных цивилизаций. Ещё в 2001 году мой друг Фрэнк Дрейк, знаменитый американский астроном, директор Калифорнийского университета, где я в своё время читала лекции, получил ответ из космоса на его послание 1974 года. Они сообщили много интересного. Например, что мы с вами – третья цивилизация на Земле, ещё две до нас – полностью погибли во время страшных катастроф, что решающим для землян станет 2020 год, и что много информации они послали нам через изображения на полях в виде кругов, всего их в мире 409. Больше всего их в Англии, но есть такие и под Санкт-Петербургом, в Краснодарском крае, в Киеве. Я была в Англии и видела эти круги – на Земле нет технологии, чтобы сделать подобное. К тому же учёные установили, что в зоне этих гигантских «венков» особое поле, – есть немало случаев излечения от рака и других тяжёлых заболеваний. Но от людей скрывают эту информацию.

– Вы много лет дружите с экстрасенсом Григорием Грабовым, который был осуждён на восемь лет за мошенничество. Вы оправдываете его действия?

– Грабовой – талантливый учёный. Я уверена, что никакой он – не мошенник, ему приписали много всего, к чему он не имеет отношения, в том числе и попытку воскрешения погибших во время теракта в Беслане детей. Мы познакомились много лет назад в Ташкенте, я туда прилетела с грузом на гиганте «Антее». Тогда все работники завода высыпали, чтобы на меня посмотреть – метр с кепкой, а управляет такой махиной! Григорий тогда там работал, и я сразу почувствовала, что он видит меня насквозь. Он дал полную характеристику состояния моего организма, заметил, что есть проблема с лёгкими. В самом деле, у меня была разгерметизация, когда я чуть не погибла. Дал мне полезные рекомендации.

– Вы лечились его цифровыми кодами?

– Нет, я лётчик и не могла позволить себе экспериментировать в воздухе со своим здоровьем. Если вдруг какое недомогание, я обходилась обычными таблетками.



комментарии (2):

vladilen      10/04/2014 [14:50:51]#1
Дорогая Марина Лаврентьевна, здоровья и счастья Вам на долгие годы!

flanker198510      15/04/2014 [00:07:03]#2
Удивительная и отзывчивая женщина. Будьте здоровы, уважаемая Марина Лаврентиевна. Низкий поклон от Вашего "крестничка", посвятишего, в том числе и благодаря Вам, свою жизнь авиации.













Материалы рубрики

Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение



Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

Известия
Заместитель генерального директора холдинга Т1 Алексей Волынкин: «Наша цель — запуск первой частной ракеты в космос уже в этом году»
Виталий Корнеев, Елена Новицкая
ТАСС
Глава оператора Пулково Леонид Сергеев: мы стали аэропортом №2 в России
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава SR Space: в течение года мы перейдем от ракеты "Небо" к первому полету "Космоса"
Юлия Живикина
РБК
«Иллюзий нет, но справимся»: что происходит с авиакомпаниями в России

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBq7Rf
Объявление: https://youdo.com/lawyer/taxlaw/, лучшие цены.
Тут https://youdo.com/lawyer/inheritance/, посетить сайт.
Услуги курьерской доставки в Тосно http://courier.youdo.com/courier-services/geo/tosno/.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer