Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Марина Попович:
Мадам МИГ


9 апреля 2014 года Катерина Мигулина , Аргументы недели


Она дружила с Юрием Гагариным и Германом Титовым, 30 лет прожила в браке с космонавтом №4 Павлом Поповичем. В этом году – 20 лет, как замужем за генерал-майором авиации Борисом Жихоревым. Первой из женщин-лётчиц Марина Лаврентьевна преодолела звуковой барьер на истребителе МиГ-21. Её 10 рекордов были установлены за штурвалом гиганта «Антея» (Ан-22). Известная во всём мире как «Мадам Миг» установила 102 мировых рекорда, некоторые из них даже находясь «в интересном положении», налетала 5600 часов, освоив 40 типов самолётов и вертолётов. Единственная из женщин – военный лётчик-испытатель первого класса, генерал-лейтенант авиации, доктор технических наук, заслуженный мастер спорта. Живая легенда в свои 77 лет ни минуты не сидит без дела, без общественной работы, изучает внеземные сигналы, пишет книги.

Хрущёв выбрал Терешкову

– Вы могли стать первой женщиной-космонавтом, почему же так и не слетали на орбиту?


– Да, я прошла медкомиссию в отряд космонавтов от начала до конца вместе с чемпионкой мира по парашютному спорту Ириной Соловьёвой, кандидатом технических наук, лётчицей, моей курсанткой Валентиной Пономарёвой. И вдруг я узнаю, что летит Валентина Терешкова! Я иду к Сергею Королёву, говорю: «Сергей Палыч, как же так?!» Очень мне было обидно за Валю Пономарёву, за Иру Соловьёву, за себя. Я плюнула и решила: «Гори ваш космос синим пламенем, буду летать на самолётах!»

– Правда, что вы даже голодовку объявляли?

– Да, мне было важно выяснить, почему меня забраковали. И тогда генерал Фёдоров мне сказал: «У вас дочке всего шесть лет. Пусть ваш муж слетает сначала, а вы потом…» Но я всегда хотела быть только первой.

– И стали, но в авиации! Вы побили рекорд американки Жаклин Кокран, преодолевшей звуковой барьер. Неужели не боялись?

– Да, бедная Жаклин летала в мужском ВКК (высотном компенсирующем костюме), где не предусмотрена защита груди. На большой высоте у неё случилась разгерметизация, молочные железы раздавило, пришлось удалять. Она стала инвалидом первой группы.Мне же сшили специальный женский ВКК, и он действительно меня спас, когда я падала в штопор. На высоте 18 500 метров я начала терять сознание, чувствую, что нет сил вывести самолёт из пике. Командир кричит: «Что случилось?» «Всё нормально!» – отвечаю на последнем дыхании. – Захожу на посадку». (Марина Лаврентьевна машет руками, показывая, как она выводила самолёт из штопора.) Рекорд установлен!

– Опасную вы выбрали профессию...

– Да, рискованнее сложно придумать. В группе лётчиков-испытателей из 18 человек 16 разбились. Раньше не было сложной автоматики, многое зависело напрямую от знаний, опыта и интуиции лётчика. Которые приходилось проявлять в невероятных ситуациях: перегрузки, вибрации, преодоление звукового барьера, аэроинерционное вращение, в котором самолёт теряет управление... Давление скачет до 220, пульс 150, температура тела 39 градусов.

На первом месте – небо, затем – семья

– Говорят, Юрий Гагарин не был в восторге от ваших подвигов, считал, что место женщины на кухне. Это правда?


– Космонавты редко становятся лётчиками, а Юра очень хотел летать и даже завидовал мне, что я каждый день поднимаюсь в небо. Я ему говорю: «Ты тоже учись, станешь испытателем». И ещё Юра часто говорил моему мужу: «Везёт тебе, Пашка, у тебя жена – лётчик. Есть что дома обсудить! Ты докладываешь Марине о своих полётах?» «Да ей попробуй не доложи, она же душу вынет!» – отвечал Попович, смеясь. У Гагарина жена Валентина – простая женщина, далёкая от самолётов и ракет. А я была даже круче своего мужа, он на истребителях летал, а я уже – на «Антее». Чтобы повернуть этот гигант со взлётным весом 250 тонн, надо было выжать ногой 100 кг, а рукой 45 кг... У меня была такая сила в руках, что однажды я одному бандиту гортань перебила…

– Зачем?

– Хотел меня ограбить на улице, сказал, чтобы я ему своё новое белое пальто отдала. Пришлось один раз стукнуть, и он захрипел. Я ему «скорую» вызвала, а сама пошла дальше. Я тогда уже полковником была.

– Марина Лаврентьевна, 46 лет прошло с момента гибели Юрия Гагарина, но споры идут до сих пор. Одни считают, что его нарочно убрали, чтобы он остался в памяти легендой – молодым улыбчивым парнем, кто-то верит, что его забрали инопланетяне...

–Нет, как это ни прискорбно, но Юра погиб, я видела его останки, была на похоронах. Трагедия в тот день 27 марта разворачивалась практически на моих глазах. Нам, опытным лётчикам, запрещали подниматься в небо, когда учились космонавты, они все были неопытные. Помню, как Гагарин по общей связи объявил: «Задание выполнил, зону освободил, разрешите снижение к третьему развороту». Обрадовалась, думаю, сейчас сядут, и я полечу. Как вдруг слышу: «Всем, кто на связи, прекратить разговоры и заруливать на стоянку». Я сразу поняла, что-то случилось, Гагарин и Серёгин были в зоне всего пять минут вместо 35 положенных. Я предполагаю, что Серёгину стало плохо, у него открылась старая язва, и он потерял сознание, иначе бы он обязательно справился с ситуацией – он был опытнейший пилот. А Гагарин, сидевший на месте первого пилота, растерялся. К тому же на беду в это время над аэродромом пролетел грузовой самолёт и оставил в небе огромный турбулентный след. Самолёт попал в эту яму и опрокинулся, в штопор... Очень жалко. Такие славные ребята!

– С кем из космонавтов вы дружили?

– Мы с Юрой Гагариным – земляки, оба со Смоленщины, у нас были прекрасные отношения. В Звёздном городке мы жили в одном подъезде, мы с Павлом и дочкой на четвёртом этаже, он с семьёй – на шестом. Юра – такой же холерик по темпераменту, как и я, горячий. Кстати, флегматиков в авиацию и космос не берут. В небе нужны люди с быстрой реакцией, способные к экспромту. Очень я дружила с Григорием Нелюбовым, который, кстати, долго считался космонавтом номер один, но из-за какого-то нелепого поступка его отодвинули, он страшно переживал и в 32 года трагически погиб. А с Германом Титовым мы вообще жили в одной коммунальной квартире, он более сдержанный по натуре, чем я. Кстати, звезду в созвездии Рака назвали моим именем именно по рекомендации Титова.

– Почему ваши дочери не решились пойти по вашим стопам?

– Не захотели. Всё своё детство они просмотрели в небо, ища глазами мой самолёт. Старшая Наташа как-то сказала мне: «Мама, ты вспомни, как я тебя каждый раз ждала из полётов, особенно ночных, как я висела на заборе, привязавшись ремнём… Я не хочу, чтобы мои дети так же ждали меня». Мои дочери окончили МГИМО, стали экономистами-международниками. Младшая Оксана боится летать даже на пассажирских самолётах, а вот её сын Майкл недавно прыгнул с парашютом с вертолёта с высоты 4000 м. Я была, наверное, не самой образцовой матерью, но без полётов я просто не могла жить. Небо всегда было для меня на первом месте, потом уже семья…

Дешевле выплатить страховку, чем ремонтировать самолёт

– В последнее время стали известны случаи, что пилоты пассажирских самолётов летали с купленными дипломами, не имея должного опыта… В ноябре прошлого года разбился «Боинг» в Казани…


– Да, это просто ужас! В Казани лётчик «Боинга-737» оказался по специальности штурманом, он не был обучен выходить на второй круг. Убийца! К тому же самолёт был неисправный. А что вы хотите? Закрыли санкт-петербургскую и иркутскую школы переучивания пилотов. Зато число авиакомпаний растёт, их уже 400! Есть такие, где числится всего один самолёт. Страховать пассажиров дешевле, чем ремонтировать и обслуживать самолёт. Потеря судна заложена в стоимость билетов. Это страшно и постыдно! Раньше был один «Аэрофлот» с мощной системой авиационной безопасности, там были строгий контроль, постоянные проверки.

– Что вы думаете о пропавшем в марте малайзийском «Боинге-777»?

– Думаю, там не обошлось без стрельбы. Он летел над Индийским океаном, значит, затонул на большой глубине, нужно исследовать дно с помощью подводной лодки, водолазов с глубоководным снаряжением. Либо – плохо ищут, либо – кто-то заинтересован, чтобы не нашли.

– А вдруг этот «Боинг» инопланетяне забрали или он попал в параллельную реальность?

– Нет, вряд ли. Хотя мы упорно отмахиваемся от посланий внеземных цивилизаций. Ещё в 2001 году мой друг Фрэнк Дрейк, знаменитый американский астроном, директор Калифорнийского университета, где я в своё время читала лекции, получил ответ из космоса на его послание 1974 года. Они сообщили много интересного. Например, что мы с вами – третья цивилизация на Земле, ещё две до нас – полностью погибли во время страшных катастроф, что решающим для землян станет 2020 год, и что много информации они послали нам через изображения на полях в виде кругов, всего их в мире 409. Больше всего их в Англии, но есть такие и под Санкт-Петербургом, в Краснодарском крае, в Киеве. Я была в Англии и видела эти круги – на Земле нет технологии, чтобы сделать подобное. К тому же учёные установили, что в зоне этих гигантских «венков» особое поле, – есть немало случаев излечения от рака и других тяжёлых заболеваний. Но от людей скрывают эту информацию.

– Вы много лет дружите с экстрасенсом Григорием Грабовым, который был осуждён на восемь лет за мошенничество. Вы оправдываете его действия?

– Грабовой – талантливый учёный. Я уверена, что никакой он – не мошенник, ему приписали много всего, к чему он не имеет отношения, в том числе и попытку воскрешения погибших во время теракта в Беслане детей. Мы познакомились много лет назад в Ташкенте, я туда прилетела с грузом на гиганте «Антее». Тогда все работники завода высыпали, чтобы на меня посмотреть – метр с кепкой, а управляет такой махиной! Григорий тогда там работал, и я сразу почувствовала, что он видит меня насквозь. Он дал полную характеристику состояния моего организма, заметил, что есть проблема с лёгкими. В самом деле, у меня была разгерметизация, когда я чуть не погибла. Дал мне полезные рекомендации.

– Вы лечились его цифровыми кодами?

– Нет, я лётчик и не могла позволить себе экспериментировать в воздухе со своим здоровьем. Если вдруг какое недомогание, я обходилась обычными таблетками.



комментарии (2):

vladilen      10/04/2014 [14:50:51]#1
Дорогая Марина Лаврентьевна, здоровья и счастья Вам на долгие годы!

flanker198510      15/04/2014 [00:07:03]#2
Удивительная и отзывчивая женщина. Будьте здоровы, уважаемая Марина Лаврентиевна. Низкий поклон от Вашего "крестничка", посвятишего, в том числе и благодаря Вам, свою жизнь авиации.













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области



Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBq7Rf
Объявление: https://youdo.com/lawyer/taxlaw/, лучшие цены.
Тут https://youdo.com/lawyer/inheritance/, посетить сайт.
Услуги курьерской доставки в Тосно http://courier.youdo.com/courier-services/geo/tosno/.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer