- Алексей Николаевич, почему новый самолет должен быть схож именно с Ан-2?
- В 1946 году у нас в институте был разработан самолет Ан-2. Как выяснилось за годы эксплуатации, это наиболее удобный и наиболее практичный самолет для использования на севере. Он еще долго будет летать в том виде, в каком создан, но все же России нужен новый самолет такого класса, который полностью займет нишу Ан-2.
- Как будет называться модель?
— Названия пока не существует, даже рабочего.
- В чем его принципиальные технологические отличия от Ан-2?
— По многим параметрам самолет будет похож на Ан-2. Дальность полета увеличится с 1,2 тысячи километров до 2-2,5 (тысячи километров), самолет станет экономичней, комфортней, а его обслуживание будет удешевлено. Он будет соответствовать требованиям сегодняшнего дня и так же, как Ан-2 сможет на площадке до 200 метров совершить взлет и посадку.
Новый самолет тоже будет биплан с некоторыми особенностями построения крыльев. Сейчас крыло Ан-2 — металлическое, оно обтянуто тканью, пропитанной лаком. У нового самолета оно будет с обшивкой из углепластика, а позже, возможно, будет полностью углепластик, эту технологию называют "черное крыло".
Двигатель будет, скорее всего, фирмы Diamond. Но, возможно, фирма передаст нам технологии их изготовления, тогда их будут изготавливать в России. Хотя эти двигатели разработаны давно, они очень экономичны и неприхотливы в эксплуатации.
- Когда новый самолет будет представлен специалистам и появится на рынке?
- Институт в ноябре прошлого года выиграл тендер Минтранса на его разработку, мы за 2013-2014 годы должны создать концепт-модель летательного аппарата. Сейчас работаем над его конструкцией.
Думаю, реально декабрь 2015 года — можно будет хотя бы облик посмотреть. Вполне возможно, что летные испытания еще не начнутся, во всяком случае, будет построен опытный образец.
Когда мы покажем образец, его достоинства, тогда будет понимание заказа. Будут какие-то изменения, дополнения, всегда это происходит именно так, а после этого будет принято решение о серийном производстве.
Я думаю, что в 2016 году новые самолеты уже могут появиться на рынке. Частно-государственный капитал не должен спать, он должен работать.
- Что сейчас с проектом модернизированного Ан-2?
— Одна из причин, почему пришлось модернизировать Ан-2 в том, что, к сожалению, производство авиационного бензина, который нужен для него, в России оказалось невыгодным. Якутский авиаотряд и авиаторы в Томске, например, сегодня завозят бензин из Финляндии.
Двигатель Ан-2 был спроектирован раньше, чем самолет, это вообще уже реликвия моторостроения. Он недостаточно экономичный, непрост в эксплуатации. Попытка создать в Омске двигатель, который бы работал на керосине, окончилась неудачей — не смогли создать хороший и дешевый в эксплуатации.
Обратились к мировому опыту, нашли двигатель фирмы Honeywell, который подходит по всем параметрам. Купили, поставили на Ан-2, изготовили новую моторную раму. Самолет стал легче, за счет экономии топлива увеличилась дальность полета, также немножко увеличилась скорость.
Сегодня в России по разным оценкам от 700 до 1,5 тысячи Ан-2 в разной степени годности. Летает максимум сотня, значит, есть самолеты, которые можно достаточно дешево ремоторизировать, чтобы не стояли. И у модернизированного Ан-2 сейчас достаточно много покупателей.
- Но этим участие института в создании самолетов современного класса не ограничивается…
- Да, мы участвуем в испытаниях практически всех летательных аппаратов, которые создаются в России. Сегодня в нашем зале проходят испытания Су-34. Это хороший фронтовой самолет. Кроме того, мы сегодня испытываем гражданский SuperJet. Их 40 уже изготовлено, летают по всему миру.
- А как вы относитесь к критике SuperJet?
— Самые большие преимущества SuperJet — его высокая автоматизация и экономичность. С точки зрения экономики он превосходит Boeing и Airbus. Два самолета летают в Мексике, мексиканцы утверждают, что они значительно лучше европейских самолетов по экономичности, простоте пилотирования, по эргономике, множеству показателей.
Сейчас его критикуют, но нет ни одного самолета, у которого не находили бы недостатки на этом этапе развития.
- Какой военный самолет, принятый на вооружение в России, является самой свежей разработкой?
— Су-35. Сегодня он принят на вооружение, и его начинают в серийном варианте изготавливать. Первым самолетом этой серии был Су-27, создал его великий конструктор Михаил Петрович Симонов — не без помощи СибНИА. Геометрия Су-27, его формы были созданы, обоснованы здесь.
Мы гордимся этим, у нас еще есть живой один из авторов, лауреат Государственной премии Российской Федерации Станислав Темиркаевич Кашафутдинов.
На базе облика Су-27 появились Су-30, Су-33, Су-34, Су-35. Схема там одна и та же.
- Зампред правительства РФ Дмитрий Рогозин на форуме "Технопром" сказал, что разрабатываемый российский истребитель ПАК ФА может превзойти американский F-35. Вы тоже так считаете?
- Если посмотрим на Т-50 (ПАК ФА — перспективный авиакомплекс фронтовой авиации или Т-50) и F-35, увидим много общего. На самом деле это общие пути развития. Кто бы ни делал, если решается одна задача, результат будет примерно один. Законы физики никак не обойти, они определяют подходы, а нюансы могут быть разными. Мы уверены в том, что по ряду характеристик наш самолет лучше.
Когда был создан Су-30МКИ, то индусы провели воздушные бои с американцами на F-15. Они окончились со счетом 4:1 в пользу индусов. Значит, наш самолет оказался лучше.
Если мы проведем бои между F-35 и нашим Т-50, тогда мы можем узнать, чей самолет лучше. По законам физики их характеристики очень близки, а "изюминку" может выявить только воздушный бой.
- Что сейчас разрабатывается в России?
— У нас есть два варианта, о которых, по крайней мере, публично говорится. Это совершенствование платформы ПАК ФА и создание платформы дальней авиации. Дальность полета этого самолета должна быть около 12 тысяч километров, потолок — примерно 11-12 тысяч километров, бомбовая нагрузка — порядка 20 тонн. Скорости там будут дозвуковые, примерно 800 километров в час.
Облика его еще никто не видел, мы не знаем, будет ли это "летающее крыло" или классическая схема: фюзеляж, крылья и оперение.
- Это продолжение какой-то серии?
— Возможно, это будет совершенно новый самолет.