Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Борис Елисеев:
Из троечника хороший авиационный инженер никогда не получится


23 декабря 2014 года Наталия Ячменникова, Российская газета


Почему троечник не может стать авиационным инженером? Почему иностранцы хотят учиться в России? Почему, как говорят китайцы, лучше сделать на один цунь, чем наговорить на тысячу ли? Об этом корреспондент "РГ" беседует с ректором Московского государственного технического университета гражданской авиации Борисом Елисеевым.

Борис Петрович, ужесточаются требования и к подготовке инженеров, и к отбору абитуриентов. Минимальную планку проходного ЕГЭ будете повышать?
 
Борис Елисеев: Отмечу, что он и в этом году был не низкий. Планку держал конкурс. А он вырос на все инженерные специальности: и по аэронавигации, и по обслуживанию самолетов и авиадвигателей, и по авиационному оборудованию. Так что троечники, как правило, отсекались. Да и опыт показал: из троечника хороший инженер не получится.
 
По данным экспертов, авиапредприятиям не хватает примерно 32% инженеров и техников. То есть чуть меньше, чем пилотов (их нехватка - 35%). Контрольные цифры приема это учитывают?
 
Борис Елисеев: Спрос на наших выпускников очень большой. Контрольные цифры приема еще только будут утверждаться, но заявки от предприятий "крылатой" отрасли уже поступают. Естественно, нам хотелось бы, чтобы бюджетные места не урезались.
 
К чему привел дефицит командиров кораблей? За штурвалы российских самолетов сажают пилотов-иностранцев. От безысходности пришлось даже вносить поправки в Воздушный кодекс. Допустить такую же ситуацию с инженерами, авиадиспетчерами? Мы просто не имеем на это право.
 
Перед российскими техническими вузами поставлена задача - приблизить обучение инженеров к производству. Но у вас, насколько я знаю, восемьдесят процентов дисциплин определяется именно потребностями авиакомпаний, аэропортов и т.д.?
 
Борис Елисеев: Совершенно верно. В разработке основных образовательных стандартов и программ работодатели принимают самое активное участие. А как иначе? Авиационная техника становится все сложнее. Кардинально меняется и сам авиапарк. К сожалению, отечественные самолеты выводятся из коммерческого оборота, и мы переходим на изучение зарубежных воздушных судов. Базовый самолет для изучения - аэробус А-320, а в 2015 году мы рассчитываем получить тренажер "Боинга-777". В этом вопросе есть полная поддержка Росавиации.
 
Но, конечно же, будем приобретать тренажеры и наших машин - "Суперджета" и Ан-148. Так что смотрим широко. Очень важно и другое: к обучению студентов активно привлекаем авиаторов-практиков. Дипломные работы ребята выполняют, как правило, по заявкам предприятий отрасли. Резко выросло количество научно-исследовательских работ по конкретным проблемам эксплуатации авиатехники, в которых активно участвуют наши аспиранты. Это говорит о многом.
 
А можете привести примеры?
 
Борис Елисеев: Разумеется. Взять работы, связанные с защитой двигателей от посторонних предметов с взлетно-посадочной полосы. Вопрос серьезный, напрямую завязан на безопасность полетов. Или способ орнитологической защиты аэропортов. Уникальная разработка, защищена патентом. Интерес у производственников огромный. То же самое можно сказать и об исследованиях по радиозондированию атмосферы, метеобразований и зон турбулентности. Есть и инновационные разработки для крупных авиакомпаний. Работа идет по нескольким договорам.
 
Университет ведь участвует и в проекте перспективного Самолета-2020, основанного на интегральной схеме?
 
Борис Елисеев: Да. Проект позволяет увеличить внутренний объем планера более чем в 1,5 раза при тех же габаритах. Один из важных моментов конструирования такого самолета - создание системы авионики. Чем и занимается группа наших ученых.
 
Мониторинг эффективности вузов, который регулярно проводит минобрнауки, учитывает такой критерий, как международная деятельность. Интересны данные последнего: у ВШЭ этот показатель - 3,62, "бауманки" - 1,86, МАИ - 4,3, а у МГТУ ГА - 9,41! Что кроется за ним?
 
Борис Елисеев: Это необходимое количество иностранных студентов. Нижний порог показателя - 4,02. У нас он действительно заметно выше, чем у других. В абсолютных цифрах это 445 студентов, курсантов и аспирантов из 32 стран. По сути, показатель отражает место МГТУ ГА в мировом образовательном пространстве: российская система подготовки инженеров гражданской авиации признана во всем мире. И иностранцы хотят у нас учиться.
 
К чему привел дефицит командиров кораблей? Известно. Допустить подобное с инженерами, авиадиспетчерами не имеем права
Они тоже проходят через вступительное "сито"?
 
Борис Елисеев: Обязательно. В этом году поступали 70 человек, но взяли только 40. Что их привлекает? Диплом вуза признается ИКАО, а обучение относительно недорогое. Став инженерами-бакалаврами, наши выпускники могут продолжить образование в Европе или США, легко получить свидетельство коммерческого пилота. Студенты-иностранцы мыслят очень рационально: и деньги считать, и вкладывать в себя умеют.
 
Ваш университет сотрудничает со многими зарубежными профильными вузами. А что за Ассоциация транспортных вузов Китая и России появилась недавно? Вы, кажется, вошли в состав ее технического комитета?
 
Борис Елисеев: Действительно, такая ассоциация была создана весной уходящего года, эта работа идет под патронажем министра транспорта России. Но у нас есть и давние контакты с китайскими коллегами: это Пекинский университет и Тяньцзинский институт гражданской авиации. Здесь основное направление сотрудничества - в сфере совместных научных исследований. Подписан договор о сотрудничестве с Северо-Западным политехническим университетом Китая (г. Сиань), в составе которого есть авиационный и космический институты.
 
Вы только что вернулись из командировки в Китай. Не секрет, о чем еще договорились?
 
Борис Елисеев: Не секрет. Договорились о сотрудничестве с Технологическим университетом Нинбо (провинция Чжэцзян, где активно развивается авиационный и туристический кластеры). Подана заявка на получение гранта от правительства КНР. Это проект, связанный с исследованиями в сфере управления качеством в авиапредприятии. Как говорят в Поднебесной, "лучше сделать на один цунь, чем наговорить на тысячу ли...". На днях получили подтверждение. Начинаем работу!
 
О чем мечтает ректор?
 
Борис Елисеев: Честно? О финансировании без задержек и в полном объеме. Об изменениях в федеральном законе, регламентирующих закупки оборудования и тренажеров. О том, чтобы построить современное общежитие и бассейн для студентов. И о том, чтобы в повседневной работе испытывать поменьше чиновничьего, порой некомпетентного, внимания.


комментарии (2):

A_T_C      23/12/2014 [18:04:55]#1
Из троечника только в пилоты.

Дядя      24/12/2014 [09:22:54]#2
Университет ведь участвует и в проекте перспективного Самолета-2020, основанного на интегральной схеме?

Борис Елисеев: Да. Проект позволяет увеличить внутренний объем планера более чем в 1, 5 раза при тех же габаритах.

Мог бы кто-нибудь объяснить мне "на пальцах", как это делается?













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров




Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

Известия
Заместитель генерального директора холдинга Т1 Алексей Волынкин: «Наша цель — запуск первой частной ракеты в космос уже в этом году»
Виталий Корнеев, Елена Новицкая
ТАСС
Глава оператора Пулково Леонид Сергеев: мы стали аэропортом №2 в России
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава SR Space: в течение года мы перейдем от ракеты "Небо" к первому полету "Космоса"
Юлия Живикина
РБК
«Иллюзий нет, но справимся»: что происходит с авиакомпаниями в России
Артем Рукавов
Интерфакс
Гендиректор SR Space: идут работы над ракетой-носителем Cosmos с возможным возвратом первой ступени

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBjh4H
Тут http://perevozki.youdo.com/cars/gazel/, ссылка на описание.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer