В начале декабря суд уже арестовал семь вертолетов UTair в качестве обеспечительной меры по другому иску "Альфа-банка". По информации авиаперевозчика, уже заморожено более 1 млрд руб. на его счетах и имущество почти на 800 млн руб.
— Когда начались проблемы у UTair?
— Трудно сказать, когда именно проблемы начались. Проблемы начались, когда мы о них узнали, а в целом та ситуация, которая привела к этим проблемам, развивалась на протяжении нескольких лет. Компания находилась в отрицательной зоне рентабельности, постепенно накапливала долги, что в итоге привело к ситуации, которую мы сейчас имеем.
— Может быть, на их финансовые трудности повлияла текущая экономическая ситуация?
— Текущая экономическая ситуация, конечно, усугубила то положение, в котором оказалась компания, может быть, если бы была чуть получше, благоприятней конъюнктура, наверное, компании было бы проще выйти из этой ситуации и решить свои вопросы с кредиторами. Но поскольку ситуация так усугубилась, то сейчас нервы кредиторов не выдерживают, в частности "Альфа-банка", они переходят от спокойного решения проблем путем переговоров к решению через судебные инстанции.
— Как история с UTair повлияла на отрасль в целом?
— В целом на отрасль пока не повлияла, потому что авиакомпания все-таки продолжает операционную деятельность, и хочется верить, что она и дальше сможет стабильно выполнять полеты, и это не приведет ни к какому коллапсу, приостановлению полетов и отказу в перевозке пассажиров. Наверное, это самая главная задача, которую сейчас надо решить и не допустить такого исхода событий. К сожалению, эти иски именно к этому и ведут. У компании есть шанс договориться с кредиторами и решить все, как говорится, тихо и спокойно, но "Альфа-банк" раскачивает ситуацию, и все может закончиться печально.
В целом, если компания все-таки приостановит свою деятельность, то серьезного коллапса не произойдет, потому что сегодня другие перевозчики смогут в достаточно спокойном, комфортном режиме заместить всю маршрутную сеть UTair.