Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Анатолий Соловьев: В космонавтике Россия отстала от США на десятилетия


27 сентября 2013 года Виталий Кропман , Deutsche Welle


На Международной космической станции (МКС) 26 сентября высадилась новая экспедиция посещения. Успешный запуск прервал череду неудач, которые последнее время преследуют российскую космическую программу. О том, что случилось с российской космонавтикой, корреспондент DW побеседовал с летчиком-космонавтом Анатолием Соловьевым, который пять раз поднимался на околоземную орбиту. Соловьев - мировой рекордсмен по времени работы в открытом космосе: в безвоздушном пространстве он провел без малого 80 часов, совершив 16 выходов за пределы корабля.

DW: За последние два года в космической отрасли России произошли несколько серьезных аварий. Терялись спутники, взрывались ракетоносители. Ни у одной из ведущих космических держав не было столько неудачных пусков. Что происходит в российской космонавтике?

Анатолий Соловьев: Все это началось уже довольно давно, и происходящее сегодня, к сожалению, закономерно. Потому что произошло "размывание" специалистов - как в космонавтике, так и во многих других отраслях, работающих в том числе и на космос. Можно говорить, что разрушилась школа отечественной космонавтики. Многие специалисты высокого класса ушли. Была нарушена преемственность, когда рядом с гигантами космонавтики работали дилетанты, которым передавали традиции этой профессии. Понятно, что, когда исчезли гиганты, править стали дилетанты.

- Вы работали в NASA и могли сравнивать советскую, а затем - и российскую космическую программу с американской. И хотя американцев на МКС доставляют российские ракеты, часто приходится слышать, что Россия в космосе отстает от США уже на десятилетия. Вы согласны с этим утверждением?

- Думаю, что это правда. Если интегрально охватить проблему, то космическая отрасль состоит из двух составных частей - пилотируемой космонавтики и беспилотных запусков. В первом случае я не стал бы говорить об отставании, но в том, что касается автоматики, американцы, безусловно, вырвались на много лет вперед.

Но всегда надо помнить: насколько финансируется отрасль, настолько она и может развиваться. А проблема финансирования имеет далеко идущие последствия. Например, с этим напрямую связан вопрос привлечения в отрасль высококлассных специалистов. И тут мы, по сути, возвращаемся к предыдущему вопросу - почему в России участились аварии на космических стартах?

- Следует ли понимать, что для российской власти финансирование космонавтики перестало быть приоритетной задачей?

- Во всяком случае, никакого сравнения ни с американскими вложениями в космос, ни с тем, как это было во времена Советского Союза. Поэтому, наверное, и последствия сегодня такие.

- До недавнего времени в космосе соперничали только Россия и Америка. Сейчас появился новый игрок - Китай. В КНР запустили в космос на собственных космических кораблях уже несколько "тайконавтов". Значит ли это, что у России появился еще один конкурент?

- Да. И, безусловно, очень серьезный конкурент. Они пока развиваются сугубо интуитивно, повторяя то, что и мы, и американцы прошли давным-давно. Понятно, что это первые шаги и серьезно оценивать их вроде рано. Но не так важно, что сделал китайский космонавт, выйдя в открытый космос. Сам факт говорит о том, что они уже достигли определенного технического уровня.

Вопрос в том, какими темпами будет дальше развиваться китайская космическая программа. Пока можно сказать, что у них очень серьезные планы, очень большие амбиции и власти страны не жалеют средств на развитие космической отрасли.

- Развитие космонавтики стоит дорого, и в то же время в сегодняшней России есть масса нерешенных проблем… Насколько возвратны деньги, вкладываемые в космос?

- Мне когда-то одна бабушка сказала: "У нас колбасы нет, а мы ракеты запускаем". Я ответил: "Бабушка, если мы не будем летать в космос, количество колбасы не увеличится. Но вот технологий, которые потащат за собой другие отрасли, не будет".

Вот мы говорили о Китае. Почему они скупают все на корню? Специалистов, последние образцы самолетов, другую технику. Почему они так активно сегодня взялись за космическую отрасль? Потому, что это дает небывалый технологический скачок.

Понятно, что сегодня они летают в космос на кораблях, скопированных со старых советских. И сами космические аппараты, и скафандры отнюдь не являются китайской разработкой. Но посмотрите, какое количество ученых привлечено в космическую отрасль, сколько там работает талантливой молодежи, сколько они вкладывают средств в развитие космонавтики. Рано или поздно Китай вырвется вперед и, думаю, оставит далеко за собой и Россию, и США.

- На МКС 26 сентября отправился очередной экипаж. Но большинство россиян, похоже, не интересуются тем, когда стартуют космонавты, кто работает на орбите. А ведь первых покорителей космоса знали поименно. Что изменилось в общественном сознании?

- Видимо, наступила эра, когда полеты в космос стали почти обыденным делом. Когда-то вся страна выходила встречать полярников, потом пришло время людей, покорявших космос. А сегодня юноши и девушки ходят на орбиту, как на вахту. Героика космической работы уходит из восприятия людей, и мне кажется, это - вполне нормальное явление.



комментарии (74):

HZ66      29/09/2013 [22:01:50]#1
"Бабушка, если мы не будем летать в космос, количество колбасы не увеличится. Но вот технологий, которые потащат за собой другие отрасли, не будет". Судя по всему, была права бабушка. Некоторое время мы были лидерами по "полетам в космос", но по уровню развития технологий - никогда.

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      29/09/2013 [22:09:18]#2
Американцы втянули нас в проект МКС, но сами туда летать не стали - покупали у нас доставку своих астронавтов, экономя огромные деньги. А мы и рады стараться - во как мы их сделали. Как сказал мне сколько-то лет назад Сергей Крикалев в личной беседе, американцы загнали нашу космическую промышленность в тиражирование старых Прогрессов, а сами все ресурсы направили на разработку перспективных аппаратов. Мы и так им уступали по ряду компонентов, а теперь отстали капитально.

air-squirrel      30/09/2013 [18:09:19]#3

в ГА остали на 20-25 лет, в космосе на "десятилетия", зато у нас Сочи-2014, ЧМ-2018, АТЭС (или "АТАС") ), Сколково (первый миллиииярд заработали!), куча (именно "куча") госкорпораций по "инновациям, суперпроектам, нанотехнологиям".
Печалька какая то....чем жить то будем?!

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      30/09/2013 [21:42:51]#4
air-squirrel:
Печалька какая то....чем жить то будем?!

Ни чем, а где? В Гондурасе!

vlTepes      01/10/2013 [14:44:06]#5
С сегодняшнего дня 97% сотрудников NASA в неоплачиваемом отпуске.
http://www.vedomosti.ru/politi ...

vlTepes      01/10/2013 [14:47:58]#6
Небольшой коммент автору - не стоит делать так:

Вы - Россия в космосе отстает от США уже на десятилетия. Вы согласны с этим утверждением?

Анатолий Соловьев - Думаю, что это правда. Если интегрально охватить проблему, то космическая отрасль состоит из двух составных частей - пилотируемой космонавтики и беспилотных запусков. В первом случае я не стал бы говорить об отставании, но в том, что касается автоматики, американцы, безусловно, вырвались на много лет вперед.

Вы вынесли в заголовок ваше утверждение, при этом выдав его за цитату Соловьева. Грязный приемчик, годный для бульварных газетенок, но не для профильных СМИ.

Yan      01/10/2013 [16:47:37]#7
2 GRV Эксперт «Aviation EXplorer» 29/09/2013 [22:09:18]

Ваше утверждение достаточно провокационное. Вывод в космос загрузил промышленность, время эксплуатации работает в интересах Союзов и т.д. Т.к. накапливается опыт, по идее должны устранятся косяки и эволюционно двигать прогресс Союзов. А США круто пролетели с Шатлами.

Реальное преимущество США и ЕС перед нами - элементная база. Именно она в первую очередь обеспечивает срок жизни КА. Ну конечно они наработали методики проектирования КА. В прочем, я так понимаю, там обычный модульный принцип и унификация, как с контроллерами промышленной автоматики, только миниатюрнее.

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      01/10/2013 [21:54:45]#8
2 vlTepes
Это оригинальный заголовок Deutsche Welle. Теперь будем знать, что, по мнению некоего авторитетного и уважаемого специалиста vlTepes, это "бульварная газетенка".

2 Yan
Я ничего не утверждал, а передал смысл слов руководителя центра подготовки космонавтов. Думаю, мнение специалиста такого уровня заслуживает как минимум уважения.

vlTepes      02/10/2013 [15:29:37]#9
GRV - раз DW выдает слова своего репортера за слова интервьюируемого - да, однозначно она - бульварная газетенка и заслуживает соответствующего отношения.
Экспертное мнение или неэкспертное в данном случае неважно. Газета нарушает журналистскую этику.

Edelveise      04/10/2013 [22:30:09]#10
Стоимость сделки "Аэрофлота" и Airbus на поставку 22 самолетов не превышает $3, 126 млрд

подумаешь! херня какая! 3 с хвостиком лярда, пыль для моряков, даешь финансирования разработок арбузов, в космосе тоже самое.. да и не только в космосе

Smileyface      05/10/2013 [11:17:51]#11
"американцы загнали нашу космическую промышленность в тиражирование старых Прогрессов"

Роман, вы же грамотный человек, зачем писать такое? "Прогрессы" - это даже не 5% "космической промышленности" РФ, это меньше. Основная часть космонавтики (и промышленности, и организаций-заказчиков и эксплуатантов, и потребителей услуг и продуктов) вообще никак с МКС не связана. И то самое "отставание", о котором речь, заложено еще в расцвет "развитого социализма", когда проблемы качества и технологических возможностей затыкались количеством, страна могла себе позволить эту черную дыру.

Если уважаемый мной Сергей Константинович под "промышленностью" имел в виду свою родную РККЭ, то он не может не знать, что именно контрактные работы для НАСА и ЕКА (а это далеко не только продажа доставки и возвращения грузов и людей) позволили его предприятию не только выжить, но и инвестировать хоть какие средства в разработку новых аппаратов для ПК. Без этого ППТС даже к 2020 шансов начать испытания не имел бы. Оптимистично, первый пуск ППТС может быть в 2018-2019 годах.

0стровитянин      05/10/2013 [13:43:46]#12
Роман, а кто ТЯНУЛ РФ в проект МКС?
И как проектировать новые технологии?
В 90-е это было невозможно - не было денег.
В 00-е невозможно потому что другие приоритеты появились и мы все знаем какие.

А бабушка - права.

доцент-79      05/10/2013 [18:58:52]#13
Именно приоритеты гнобят в РФ всю науку и космические исследования
в том числе.
Если на первом месте Сочи и ЧМ с АТЭС, то всем остальным остаются крохи.
Вместо того чтобы наладить в Зеленограде выпуск микросхем новых поколений
у нас строится Сколково, из которого планируется, видимо, по отдельной трубе получать
инновации.
Ну а пока кое-кто (например Л.Пономарев) уже заработал там немного бабла.
Будет русским С.Джобсом.
А в это время на зеленоградские предприятия снова возвращаются выпускники
МИЭТ 1976-77 года. Слава ветеранам! Новые студенты идут в менеджеры торгового
места на рынке.

Глюк      05/10/2013 [19:31:18]#14
"Россия копирует французские нравы, с неизменным отставанием на 50 лет" (с)
Стендаль, кажетса, сказал в 19 веке.
Почти 200 лет прошло, а по существу ничего не изменилось.
Разве что нынче копирует не только французские, и не только нравы, но отставание на 50 лет -- это наше все!
;)))

доцент-79      06/10/2013 [19:01:18]#15
Конечно, я не академик и не космонавт, но тоже кое-что вложил и в космическую
технику и ВПК.
Может тов.Соловьеву надо было чуть по-раньше вспомнить о долге и совести?
И кричать об отставании? А не получать очередные звания и регалии?
Не позновато ли?
Я не у руля! Но и не у кассы! А где наши космонавты?

X15      06/10/2013 [20:06:32]#16
Yan
-А США круто пролетели с Шатлами.
===
Оправдание отечественного головотяпства.
Класно Полетали.


Anonimych      06/10/2013 [22:35:07]#17
GRV

Американцы втянули нас в проект МКС,

Американцы втянули? Опять проклятые враги виноваты?
Может вспомним в каком состоянии был "Мир" в 95-м? Его бы затопили еще где-нибудь в 94-м, в 95-м так точно, если бы американцы не заплатили за запуск "Спектра" и "Природы". А как смежников вытаскивали из неоплаченных отпусков для обеспечения пуска? Без американских денег российская космонавтика сдохла бы еще в 90-х.


американцы загнали нашу космическую промышленность в тиражирование старых Прогрессов, а сами все ресурсы направили на разработку перспективных аппаратов.

А что мешало на заработанные деньги направить на разработку перспективных аппаратов?

Кто себе пяткой в грудь стучал и на весь мир кричал "да мы, да мы, да выполняем больше всех пусков, да все успешные, да только у нас есть пилотируемая космонавтика"? Докричались? Накаркали? Теперь уже сколько разных грузовых кораблей к МКС летают кроме Прогресса? А скоро и пилотируемые будут, что тогда?

Может работать надо, а не на врагов свое головотяпство списывать? "Мы не сеем, не пашем, не строим, Мы гордимся общественным строем" (с)

Yan      07/10/2013 [13:41:53]#18
2 Anonimych

Докричались? Накаркали? Теперь уже сколько разных грузовых кораблей к МКС летают кроме Прогресса? А скоро и пилотируемые будут, что тогда?
06/10/2013 [22:35:07]


Тогда надо спросить Смайлифейс и Алик-1 о том, что же будет с МКС?

P.S. Говорят для пилотируемой космонавтики нет задач.

ПЗ      07/10/2013 [18:48:23]#19
Раньше надо было спрашивать.
Довелось и поработать инженером и послужить военпредом на РККЭ. Все были счастливы от той кормушки, которую предоставляло серийное производство 11Ф732 и 11Ф615. Сначала Мир, потом МКС по сути стали палочной-выручалочкой (не в последнюю очередь за счет американцев, интуристов и роскосмоса совместно). Настолько хорошая долларовая игла получилась, что все остальное бросили как ненужный балласт. И перспективные разработки/проработки, и МТКС и тематику средств выведения. С самого начала было ясно, что это дорога вникуда.
Для отвода глаз слепили фанерный Клипер, толком даже не определившись, зачем он нужен.
Вот и сейчас опять кроят миллиарды на некий ППТС без четкого понимания, для чего его будут использовать и каким он должен быть для этих неизвестных целей. То ли МКС, то ли орбитальный туризм, то ли луна, то ли марс... ХЗЧ.

Активной социальной политики на рубеже 90х-00вых годов не проводилось, приток молодежи и передачу ей опыта, никто не мотивировал. Все были счастливы от Союзов-Прогрессов и Морского старта. Что будет дальше, никто не задумывался. Теперь "дальше" наступает. Без нас. Все закономерно.

ПЗ      07/10/2013 [18:51:33]#20
Помнится, я тогда все пытался выяснить у причастных, как загнулся "Буран". Ведь даже в самые лихие 90е станцию "Мир" худо-бедно, но поддерживали. "Союзы" продолжали летать. А МТКС со всей гигантской наземной инфраструктурой, с уникальным носителем, по сути, бросили в пользу "Мира". Мне говорили - "Под МТКС не было задач". Я спрашивал - "А под Мир были?". В ответ было молчание. Вот вам и ответ....
Причем, жаль не сам корабль "Буран", жаль именно инфраструктуру, носитель, наработки тысяч людей, готовые отраслевые структуры, конкретные отделы и подразделения, которые выкинули на свалку вместе со всеми перспективными разработками. Зато фанерный Клипер потом слепили.

ПЗ      07/10/2013 [18:54:38]#21
Спутники забыл упомянуть. Их тоже выкинули вместе с "Ямалом-300". Вражда персонажей была важнее первой в России негерметичной платформы. Пока выясняли отношения, отстали еще лет на 10...

Smileyface      07/10/2013 [19:42:57]#22
"Мне говорили - "Под МТКС не было задач". Я спрашивал - "А под Мир были?"."

Выбор был между, обе программы одновременно финансово были неподъёмны.
"Буран" был дороже, без ДОС применений ему было всего ничего. "Мир" уже был и мог существовать и без "Бурана".

А "Ямалы" были РКК проиграны тем, кто подобные аппараты мог делать лучше (ИСС Решетнева + Талес Аления). Продавать кому-то кроме "Газмяса" (ГКС) их не вышло, не так ли?

РКК сейчас делает снова аппарат(ы), уже для МО, кстати. Неспешно, правда :)

Anonimych      07/10/2013 [21:22:14]#23
2 ПЗ

Помнится, я тогда все пытался выяснить у причастных, как загнулся "Буран".

Буран загнулся еще до 90-х. Тогда же остановилась и программа по расширению Мира. Спектр и Природа были готовы еще в 88-м.


Ведь даже в самые лихие 90е станцию "Мир" худо-бедно, но поддерживали. "Союзы" продолжали летать.

Не совсем так. По памяти, сейчас лень искать, по-моему как раз в 91-м космонавтов с Мира полгода не возвращали на Землю из-за отсутствия финансов. Мир уже в 94-м представлял собой жалкое зрелище. Его тогда не затопили только потому, что американцы проплатили запуск Спектра, который мог оживить Мир. Когда Спектр стыковался, на Мире не было достаточно электричества для обеспечения стыковки, он в любой момент готов был отключиться.

ПЗ      07/10/2013 [22:49:19]#24
Smileyface
Выбор был между, обе программы одновременно финансово были неподъёмны.
"Буран" был дороже, без ДОС применений ему было всего ничего. "Мир" уже был и мог существовать и без "Бурана".

А зачем нам на тот момент был нужен "Мир" какое бы зрелище он ни представлял?
ДОСы на тот момент существовали уже лет... тридцать, наверное. Все что можно мы с них уже поимели. Шаттлы были новым направлением для нас и более полезным направлением, т.к. в отличие от американцев, мы таких технологий до того не имели. А вот носитель с инфраструктурой - это вообще был верх технологий абсолютный. Для поддержания штанов достаточно было одного пуска в 2-3 года с сугубо пропагандистскими целями. "Мир" в итоге обошелся не дешевле. И что мы с него поимели в итоге? МКС? А что с МКС? Долларовую иглу, которая нас завела туда же, куда всех наркоманов.




Smileyface
А "Ямалы" были РКК проиграны тем, кто подобные аппараты мог делать лучше (ИСС Решетнева + Талес Аления). Продавать кому-то кроме "Газмяса" (ГКС) их не вышло, не так ли?

Ну и? ИСС тогда вообще называлось НПО им.Решетнева. О негерметичных платформах они от Алении узнали аккурат 10 лет спустя, то есть уже в наши дни, опять же на Ямал-300 & Co.
Первыми в России негерметичную платформу сделали на РКК в самые лихие 90е, причем 100% на нашей элементной базе. Ямал-100 (тот, что не загубили по дурости при выведении) отработал более 10 лет на ГСО! Это фантастика для России. Повторяю, на отечественной элементной базе, включая целевую аппаратуру. Потом были суперуспешные Ямалы-200 с импортной целевой, но отечественной служебной бортовой аппаратурой, потом должны были последовать Ямалы-300, но начальники запутались в кальсонах и теперь, см. новость из соседней ветки по 75% импорта. Собсно, ИСС сча и переходит по сути, к отверточной сборке. Но это лирика. Проза заключается в том, что направление похерили сугубо от жиру. "Союзы" казались неиссякаемым источником долларов. Все остальные темы были просто не нужны. Бабло само текло в карманы от покатушек на МКС. Покатались. До сблева...


РКК сейчас делает снова аппарат(ы), уже для МО, кстати. Неспешно, правда :) Ага. По первоначальным планам в 2006 году должны были полететь :) Я в курсе, спасибо :(

ПЗ      07/10/2013 [22:58:11]#25
Anonimych
Буран загнулся еще до 90-х. Тогда же остановилась и программа по расширению Мира. Спектр и Природа были готовы еще в 88-м.

Ну, не лукавьте. Наземная инфраструктура на Байкодроме дожила до середины 90х. Но плюс-минус пару лет, это не суть вопроса. Суть в том, что МЫ СОЗНАТЕЛЬНО ВЫБРАЛИ ДОСы и покатушки на трехколесном велосипедике с гордым названием "Союз". Остальное сознательно выкинули в помойку. Последние остатки КБшной оргструктуры в части МТКС ликвидировали уже в 2000е годы. Ну а теперь г-н Соловьев открыл нам америку, что оказывается, Волга впадает в Каспийское море.


По памяти, сейчас лень искать, по-моему как раз в 91-м космонавтов с Мира полгода не возвращали на Землю из-за отсутствия финансов. Мир уже в 94-м представлял собой жалкое зрелище. Его тогда не затопили только потому, что американцы проплатили запуск Спектра, который мог оживить Мир. Когда Спектр стыковался, на Мире не было достаточно электричества для обеспечения стыковки, он в любой момент готов был отключиться.

Ну так что "не совсем так"? Как раз я и говорю, что "Мир" решили вытянуть, а остальное выбросить. Вот это и был запрограммированный тупик нашей пилотируемой космонавтики.

Что бы ув.Smileyface ни говорил, я не верю в перспективы ППТС ни к 2018 ни к 2020 году. Я таки представляю себе объемы экспериментальной отработки такой системы. Несчастный разгонник 11С861-03 не могут закончить отработкой уже почти 20 лет! А тут пилотируемый корабль со всей инфраструктурой. Я примерно в курсе КБшных веяний на фирме и иллюзий не питаю. Утонет все это в бюрократии, безволии коррумпированных верхов, слабости смежников и отсутствии собственных квалифицированных кадров. Рядовой состав сейчас привлекли скопом из неоперившейся молодежи. А руководит этой ватагой кто? Что они видели кроме серийных "Союзов"?

Yan      07/10/2013 [23:38:56]#26
2 ПЗ

Первыми в России негерметичную платформу сделали на РКК в самые лихие 90е, причем 100% на нашей элементной базе. Ямал-100 (тот, что не загубили по дурости при выведении) отработал более 10 лет на ГСО! Это фантастика для России. Повторяю, на отечественной элементной базе, включая целевую аппаратуру.

07/10/2013 [22:49:19]


Интересный факт. Я в шоке.

Smileyface      07/10/2013 [23:44:07]#27
"Проза заключается в том, что направление похерили сугубо от жиру."

"Проза" заключается в том, что производится то, что продается. И продать продукт (платформа или платформа + ПН для ГСО) конкретно на этом рынке (средних и тяжелых аппаратов для связи и, или вещания на ГСО) сейчас сложнее, чем его произвести.
ИСС не занимается "отверточной сборкой". Странно, что вы не знаете того, что ее среди подобных продуктов не существует, по совершенно объективным причинам. Они или производят свои платформы и целевую аппаратуру, используя тех же поставщиков отдельных узлов, что и Thales, Astrium, OHB и т.п. или очень редко покупают аппараты целиком, выступая, по сути, посредниками. Посему, они живут и развиваются, в отличии от загнувшихся или загибающихся адептов чучхе.

Anonimych      07/10/2013 [23:50:51]#28
2 ПЗ

Anonimych
Буран загнулся еще до 90-х. Тогда же остановилась и программа по расширению Мира. Спектр и Природа были готовы еще в 88-м.

Ну, не лукавьте. Наземная инфраструктура на Байкодроме дожила до середины 90х. Но плюс-минус пару лет, это не суть вопроса.

Ну так что "не совсем так"? Как раз я и говорю, что "Мир" решили вытянуть, а остальное выбросить.

Я Вам сказал только то, что программа по Миру была точно так же остановлена еще в конце 80-х вместе с Бураном. Разница только в том, что Мир уже летал. Его просто оставили медленно умирать и к 94-му он был ужа почти что мертв. А запуск Бурана - это очень большие деньги. По слухам (за что купил, за то и продаю) на один запуск Энергии весь СССР производил водород целый год.

Smileyface      08/10/2013 [00:02:06]#29
"Повторяю, на отечественной элементной базе, включая целевую аппаратуру. "

Зачем же вводить в заблуждение?
Поставщики перечислены, например, в статье в НК
http://88.210.62.157/content/n ...
и ряде других, например, публикациях заказчика (Газком в то время)

"тот, что не загубили по дурости при выведении"

Загубил его производитель при производстве или испытаниях, посему аппарат обесточился, не пережив выведения и не дожив до раскрытия СБ. Кстати, я не припомню подобных столь "эпических" отказов в истории космонавтики. Напомните, если что-то подзабыл...

Yan      08/10/2013 [12:40:32]#30
2 Smileyface

ИСС не занимается "отверточной сборкой". Странно, что вы не знаете того, что ее среди подобных продуктов не существует, по совершенно объективным причинам.

Не правда. Схемотехнику, разводку платы можно сделать самим, а можно именно отвёрточную сборку: купить отдельные готовые модули и собрать их них целостный прибор, запрограммировать его, подключить к различным устройствам.

Михаил_К      08/10/2013 [13:54:08]#31
На мой взгляд, проблема в отсутствии понимания - зачем нам космонавтика нужна. МКС как-то отбивает часть затрат, поэтому летаем на старом заделе. Остальное толком даже не разрабатывают...

Yan      08/10/2013 [14:12:02]#32
2 ПЗ

Суть в том, что МЫ СОЗНАТЕЛЬНО ВЫБРАЛИ ДОСы и покатушки на трехколесном велосипедике с гордым названием "Союз".

Ну я так понимаю этот велосипедик всё же стал очень важным в истории космонавики и серийным. Я даже подозреваю, что АвтоВАЗ, ОАК и ОДК могут позавидовать тому опыту, который накопил этот велосипедик.



Остальное сознательно выкинули в помойку. Последние остатки КБшной оргструктуры в части МТКС ликвидировали уже в 2000е годы. Ну а теперь г-н Соловьев открыл нам америку, что оказывается, Волга впадает в Каспийское море.

Хорошо, если бы не выкинули, то что с этим делать?



2 Smileyface

"Повторяю, на отечественной элементной базе, включая целевую аппаратуру. "

Зачем же вводить в заблуждение?
Поставщики перечислены, например, в статье в НК
http://88.210.62.157/content/n ...
и ряде других, например, публикациях заказчика (Газком в то время)


А вы тоже пожалуйста не вводите в заблуждение. Цитаты по вашей ссылке:

1. «Ямал» – это отечественная разработка, хоть и использует отдельные составляющие западных компаний.

2. Хочется еще раз особо подчеркнуть, что ретрансляционный и антенный комплекс был разработан здесь, в России, а не импортирован в сборе.

А вообще российско-западная кооперация по связным и управляющим системам выглядит так:
- ретрансляторы – ОАО «Газком», МНИИ радиосвязи, Space Systems/Loral, NEC, ComDev, Lockheed Martin;
- антенный комплекс – РКК «Энергия»;
- бортовой комплекс управления (БКУ) – РКК «Энергия», НИИ «Аргон» (бортовая ЦВМ), НТЦ «Модуль», НПО «Рубикон-И», ОКБ МЭИ, ИКИ (блок определения звездных координат), НИИ прикладной механики, НИИ командных приборов (маховики), ГУП «Оптекс», НПП «Геофизика-Космос», Alenia Spazio (передатчик СКУ), NEC (усилители мощности).

Smileyface      08/10/2013 [15:54:42]#33
Иан, пионэрия, изыди, "эксперт".

ПЗ      08/10/2013 [20:33:46]#34
Smileyface
Зачем же вводить в заблуждение?
Поставщики перечислены, например, в статье в НК
http://88.210.62.157/content/n ...
и ряде других, например, публикациях заказчика (Газком в то время)

Я по памяти писал. МШУ были Nec и еще кое-что закупали. 100% я погорячился, но процентов 90 получится. Недурно для времен, когда в цехах отопление отключали? Или Вы со мной не согласны в принципе?

Загубил его производитель при производстве или испытаниях, посему аппарат обесточился, не пережив выведения и не дожив до раскрытия СБ. Кстати, я не припомню подобных столь "эпических" отказов в истории космонавтики. Напомните, если что-то подзабыл...

Ну разве что, фееричный «Протон». «Марс-96» тоже лихо инопланетяне украли, «Фобос-Грунт» из той же оперы. А «Ямал-100», как пришли к выводу специалисты (но не стали писать в Акт), неправильно поставили в связку БКА. Один аппарат получился вверх тормашками, из-за чего нарушился теплообмен, химические батареи не получили должного охлаждения. И когда дошло до его включения, тока уже не хватило. Второй аппарат стоял «ногами вниз» и благополучно заработал. Впрочем, это тоже версия. Что случилось на самом деле, никто 100% не вяснил.

Ситуация с заказом от газмяса как раз показательно. Заказ был на 1.5 млрд. руб. Но для сами знаете кого, это были копейки в сравнении от потоком бабла за извоз на стареньких «Союзах». При этом, «Союзы» клепались на конвейере как Т-34, а над спутником надо было изрядно попотеть. Оно им нах не надо было, и они нашли формальный повод сбросить балласт. ИСС сегодня со «своей» платформой гораздо сильнее зависит от иностранных поставщиков, поэтому я и называю «отверточной» сборкой, хотя конечно, это пока еще не совсем так.


Anonimych
Я Вам сказал только то, что программа по Миру была точно так же остановлена еще в конце 80-х вместе с Бураном. Разница только в том, что Мир уже летал. Его просто оставили медленно умирать и к 94-му он был ужа почти что мертв.

Ну так оживили же? И это привело к тому, о чем написал Соловьев.

А запуск Бурана - это очень большие деньги. По слухам (за что купил, за то и продаю) на один запуск Энергии весь СССР производил водород целый год.

Не по слухам, а по факту. И все это просто выбросили, отдали на разграбление. Теперь мы еще долго не увидим водородного носителя.
Что касается стоимости, я подозреваю, что цифр у вас нет. Для поддержания инфраструктуры и престижа, хватило бы одного запуска «Энергии» в 2-3 года. «Союзы» с «Прогрессы» летают несколько раз в год каждый. Плюс запуски самих «бочек с лампочками». Я не уверен, что готовый «Буран» запустить сильно дороже. ОКР да, был баснословно дорогой. Но собственно, изготовление носителя и пусковые услуги – это уже не те деньги.

ПЗ      08/10/2013 [20:43:04]#35
Михаил_К
На мой взгляд, проблема в отсутствии понимания - зачем нам космонавтика нужна. МКС как-то отбивает часть затрат, поэтому летаем на старом заделе. Остальное толком даже не разрабатывают...

Есть такое дело. Поэтому, лично я не верил ни в Клипер, ни в нынешнюю ППТС. Даже если предположить техническое чудо, и его удастся протащить сквозь семь кругов экспериментальной отработки, это получится обновленный "Союз", т.к. ничего другого нынешнее руководство не знает. Для понимания, куда и зачем двигаться, какие ТТХ закладывать в ТЗ, нужны серьезные научные изыскания. Большая наука должна сказать, какое направление исследований космоса важнее всего на данном этапе, и где возможно для этого использовать человека. А уж КБ должны решить, смогут они это сделать или нет.
Но вообще, пилотируемый космос это не та отрасль, где можно отбить часть затрат. Кроме интуристов пожалуй. Все остальное - гольное вложение бабла. Оно может быть оправдано высокими научными целями, либо не оправдано. Какие высокие научные цели стоят перед МКС вообще и российскими космонавтами в частности - никто не знает.

доцент-79      08/10/2013 [23:02:21]#36
ПЗ
Для понимания, куда и зачем двигаться, какие ТТХ закладывать в ТЗ, нужны серьезные научные изыскания. Большая наука должна сказать, какое направление исследований космоса важнее всего на данном этапе, и где возможно для этого использовать человека. А уж КБ должны решить, смогут они это сделать или нет.
Но вообще, пилотируемый космос это не та отрасль, где можно отбить часть затрат. Кроме интуристов пожалуй. Все остальное - гольное вложение бабла. Оно может быть оправдано высокими научными целями, либо не оправдано. Какие высокие научные цели стоят перед МКС вообще и российскими космонавтами в частности - никто не знает.

Именно так! Не известно, что делать, кроме связи и Глонасс. Космические
телескопы и Фобосы - это уже для РФ роскошь.
По-моему, главное надо разрабатывать двигатель на иных топливах и принципах,
чтобы лететь к Марсу , Венере, другим планетам, пределам Солнечной системы.
Эффетивность движка и носителя должна позволить построить где-то там Базу.
Может что-то там добывать?
Мы же на орбите не смогли даже кристаллы производить для промышленности.
А иначе зачем лететь?
Но сейчас мы теряем технологии и потеряем класс инженеров-ракетостроителей.
Потеряем самолетостроителей, потеряем микроэлектронику- так толком ее и не освоив!
Все под хвост. 50 лет напряженного труда страны!

Smileyface      09/10/2013 [09:18:36]#37
"Или Вы со мной не согласны в принципе?"

Я был не согласен с утверждением "100% на нашей элементной базе" и вы это наверняка поняли.

"МШУ были Nec и еще кое-что закупали"

То есть, вы полагаете, что, например, в покупном БОКЗ (ИКИ) была "100% отечественная элементная база"? Ну-ну :)

"Ну разве что, фееричный «Протон». «Марс-96» тоже лихо инопланетяне украли, «Фобос-Грунт» из той же оперы."

Не прикидывайтесь, вы поняли, что вопрос был о СЭП, не позволившей пережить аппарату этап выведения.

"неправильно поставили в связку БКА. Один аппарат получился вверх тормашками"

Зачем о5 чью-то глупость повторять? Аппраты можно было установить на адаптер РБ (и, далее, один на другой) единственно возможным образом. Так, как было спроектировано и сделано в РККЭ. Аппараты повернуты на 180 относительно друг друга именно поэтому.

Yan      09/10/2013 [14:31:31]#38
2 ПЗ

Для понимания, куда и зачем двигаться, какие ТТХ закладывать в ТЗ, нужны серьезные научные изыскания. Большая наука должна сказать, какое направление исследований космоса важнее всего на данном этапе, и где возможно для этого использовать человека. А уж КБ должны решить, смогут они это сделать или нет.

В этом смысле полезно вспомнить книгу Чертока "ракеты и люди". Там приводится пример совещаний с Келдышом относительно Н-1. Он наверно наиболее адекватный. Т.е. он задаёт примерно следующий вопрос: "ну слетаем на Луну. А потом куда с этим заделом?".

По мне так нужно решать две другие фундаментальные задачи:

1. Очевидно, КПД ракетного двигателя мал, а стоимость его велика. Это проблема. Поэтому вопрос: на основе каких фундаментальных принципов должен быть новый тип двигателя и топливо для него? Я за силу Лоренца и электричество от бортовой АЭС.

2. Проблема элементной базы устойчивой для работы в космосе. Тоже вопрос о фундаментальных принципах, на которых она должна работать и вопрос о её серийном изготовлении.




Но вообще, пилотируемый космос это не та отрасль, где можно отбить часть затрат.

Поправка: на данном этапе развития науки и техники.

ПЗ      09/10/2013 [23:09:11]#39
Smileyface
То есть, вы полагаете, что, например, в покупном БОКЗ (ИКИ) была "100% отечественная элементная база"? Ну-ну :)

Сталин проводит совещание:
- Все наркоматы предлагаю расстрелять, съезд народных депутатов отправить в свирьлаг, а здание Рижского вокзала перекрасить в красный цвет.
- Товарищ Сталин, но зачем же в красный?!
- Это радует, товарищи, что по первым двум вопросам, возражений нэ последовало!


Это я к тому, что вы углубляетесь в частности, отклоняясь от темы, поднятой Соловьевым. Если угодно приводить полный Перечнь ЭРИ, ПКИ, я не возражаю, буду рад, если вы дадите самую точную информацию. По этой теме в Газкоме работал один крупный специалист из 22 ЦНИИ МО, который всю жизнь занимался ЭРИ. Его команда контролировала всё, что ставилось на Ямалы на соответствие стандартам, Перечням, сертификаицонным испытаниям и проч. Они ездили на все предприятия смежники и лично проверяли соответствие закупленных ЭРИ. По БОКЗ я с ним общался уже позже, когда БОКЗ заменили на SED-26. Заменили его по причине низкой надежности, которая в свою очередь, явилась результатом слабого соблюдения технологии при изготовлении. Матрица там была отечественная. По-идее, ИКИ должен был задуматься и принять меры для повышения качества. Но им это было не надо. Сидеть на всяких там ФЦП, продавать военным старье куда выгоднее. В результате звездный датчик на следующем поколении купили у Французов.




Не прикидывайтесь, вы поняли, что вопрос был о СЭП, не позволившей пережить аппарату этап выведения.
Зачем о5 чью-то глупость повторять? Аппраты можно было установить на адаптер РБ (и, далее, один на другой) единственно возможным образом. Так, как было спроектировано и сделано в РККЭ. Аппараты повернуты на 180 относительно друг друга именно поэтому.

Вот этот единственно возможный способ как раз и подвел.
Я не знаю, может, это и глупость, вам как светилу космической науки виднее. Я лишь слушал и мотал на ус то, что говорили специалисты. Те, кто был в центре событий. Их версия не единственная, я настаивать не готов. За что купил, за то и продаю. Сути темы ветки это не меняет.

Smileyface      10/10/2013 [09:31:20]#40
" По БОКЗ я с ним общался уже позже, когда БОКЗ заменили на SED-26."

Когда заменили? На Ямалах-200 установлены БОКЗ-У. Про проблемы ни с теми, ни с другими не в курсе. Сейчас ИКИ производит и продает БОКЗ более поздних модификаций на 2-3 аппарата в год.

А 300е Ямялы РКК так и не смогла изготовить, попросив в 2008 заказчика заключить новый контракт (с ценой на 40% выше), а потом послав его на три буквы, поняв, что новой цены не будет.

Михаил_К      10/10/2013 [12:29:37]#41
ПЗ
Михаил_К
На мой взгляд, проблема в отсутствии понимания - зачем нам космонавтика нужна. МКС как-то отбивает часть затрат, поэтому летаем на старом заделе. Остальное толком даже не разрабатывают...

Есть такое дело. Поэтому, лично я не верил ни в Клипер, ни в нынешнюю ППТС. Даже если предположить техническое чудо, и его удастся протащить сквозь семь кругов экспериментальной отработки, это получится обновленный "Союз", т.к. ничего другого нынешнее руководство не знает. Для понимания, куда и зачем двигаться, какие ТТХ закладывать в ТЗ, нужны серьезные научные изыскания. Большая наука должна сказать, какое направление исследований космоса важнее всего на данном этапе, и где возможно для этого использовать человека. А уж КБ должны решить, смогут они это сделать или нет.
Но вообще, пилотируемый космос это не та отрасль, где можно отбить часть затрат. Кроме интуристов пожалуй. Все остальное - гольное вложение бабла. Оно может быть оправдано высокими научными целями, либо не оправдано. Какие высокие научные цели стоят перед МКС вообще и российскими космонавтами в частности - никто не знает.

Большой науки у нас больше нет и больше не будет, поэтому от жалких остатков былой роскоши не стоит ждать откровений. Единственная здравая мысль в последние годы - создание семейства унифицированных РН для широкого спектра нагрузки. Если осилят, то хотя бы рынок доставки грузов на орбиту не потеряют. А при появлении здравого решения по космической программе можно будет сосредоточится на целевой нагрузке.
С моей точки зрения (обывателя), космонавтика должна в первую очередь работать на безопасность, хотя бы заблаговременно выявлять угрозы от метеоритов и комет, а в идеале - влиять на орбиту опасного объекта.

доцент-79      10/10/2013 [13:35:01]#42
Что привело СССР к космосу? Военные ракеты.
Так может и сейчас пойти таким же путем?
Приналечь на обновление рак-яд щита. Не так, как сейчас через пень-колоду.
А всерьез взятся. Там появятся и новые решения и ноые принципы.
А через какое-то время и новые гражданские задачи появятся.
Нельзя потерять технологии, инженеров надо на чем-то учить и т.д.

Yan      10/10/2013 [14:23:09]#43
2 доцент-79

Что привело СССР к космосу? Военные ракеты.
Так может и сейчас пойти таким же путем?
Приналечь на обновление рак-яд щита. Не так, как сейчас через пень-колоду.
А всерьез взятся. Там появятся и новые решения и ноые принципы.
А через какое-то время и новые гражданские задачи появятся.
Нельзя потерять технологии, инженеров надо на чем-то учить и т.д.
10/10/2013 [13:35:01]


Задачи появятся, когда изменят экономику вывода на орбиту. Т.е. надо поднять энергетический КПД вывода на орбиту, который сейчас на уровне паровоза. Очевидно, что потенциал ракетной технологии изжил себя с точки зрения энергетики и базового топлива.

Нужно радикально пересмотреть фундаментальные принципы работы двигателя для движения в космос и затем концепцию летательного аппарата. Нужно двигать новые технологии.

ПЗ      10/10/2013 [19:36:28]#44
Smileyface
Когда заменили? На Ямалах-200 установлены БОКЗ-У. Про проблемы ни с теми, ни с другими не в курсе. Сейчас ИКИ производит и продает БОКЗ более поздних модификаций на 2-3 аппарата в год.

Заменили после 200х, когда начали проектировать 300е. До развала было еще далеко, все казалось оптимистичным. Статистика отказов БОКЗ на 100, 201, 202 газком не устроила. То, что они их делают, хорошо. Но если посмотреть
http://ofo.ikiweb.ru/bokz.php
то подавляющее большинство заказов идет от военных или двойного назначения. Там до характеристик Ямалов еще далеко, да и альтернативы особой нет. А вот французам ИКИ проигрывает здорово. В первую очередь по времени безотказной работы на ГСО.

доцент-79
Что привело СССР к космосу? Военные ракеты.
Так может и сейчас пойти таким же путем?

РВСН и ВКС уже давно обслуживаются сильно разными отраслями. В космос не только СССР, но и все человечество привели военные ракеты Фон-Брауна. Но если говорить о современной пилотируемой космонавтике, то ни на Булаве ни на Минитмэне на Марс не улетишь. Хотя, использование унифицированных приборов, двигателей, инфраструктуры, возможно и оно есть.


Михаил_К форум автора сообщения
Большой науки у нас больше нет и больше не будет...
С моей точки зрения (обывателя), космонавтика должна в первую очередь работать на безопасность, хотя бы заблаговременно выявлять угрозы от метеоритов и комет, а в идеале - влиять на орбиту опасного объекта

Если науки нет у нас, это не значит, что ее нет у других. Пилотируемая космонавтика давно уже стала международной. Не сумлевайтесь, места хватит на всех. Что не мешает высоколобым астрофизикам, космологам, астрономам и кому там еще, определять вектор развития космических исследований, сообща? Отдельные светила существуют и у нас, хотя системной науки действительно уже нет. Да и потом, начинать-то надо было лет на 15 раньше...

Yan      11/10/2013 [00:14:10]#45
2 ПЗ

В космос не только СССР, но и все человечество привели военные ракеты Фон-Брауна.


Казалось бы, при чём тут Циолковский?

Михаил_К      11/10/2013 [13:11:15]#46
ПЗ
Михаил_К форум автора сообщения
Большой науки у нас больше нет и больше не будет...
С моей точки зрения (обывателя), космонавтика должна в первую очередь работать на безопасность, хотя бы заблаговременно выявлять угрозы от метеоритов и комет, а в идеале - влиять на орбиту опасного объекта

Если науки нет у нас, это не значит, что ее нет у других. Пилотируемая космонавтика давно уже стала международной. Не сумлевайтесь, места хватит на всех. Что не мешает высоколобым астрофизикам, космологам, астрономам и кому там еще, определять вектор развития космических исследований, сообща? Отдельные светила существуют и у нас, хотя системной науки действительно уже нет. Да и потом, начинать-то надо было лет на 15 раньше...

РН создают многие страны и рынок запусков достаточно большой. Живя сегодняшним днём мы себя сами с этого рынка удаляем. Наука в других странах ещё есть, но зачем другим странам кормить чужой комплекс ракетостроения? Не имея своих идей, можно только в большей степени соответствовать требования других космических агентств, но даже это не гарантирует заказа.

ПЗ      11/10/2013 [22:15:27]#47
Михаил_К
РН создают многие страны и рынок запусков достаточно большой. Живя сегодняшним днём мы себя сами с этого рынка удаляем. Наука в других странах ещё есть, но зачем другим странам кормить чужой комплекс ракетостроения? Не имея своих идей, можно только в большей степени соответствовать требования других космических агентств, но даже это не гарантирует заказа.

Средства выведения это отдельное самостоятельное направление, имеющее лишь опосредованное отношение к пилотируемой космонавтике. Главным образом, это коммерческие и военные запуски. На этом рынке действительно никто никого кормить не будет. То что мы загубили свой тяжелый носитель, когда все было готово, отбросило нас назад на десятилетия. Теперь поздняк метаться. Спасибо хоть Протон остался для коммерции.

Пилотируемая тематика по-идее базируется на общемировых научных целях и задачах. Скажем так, американский телескоп Хаббл обеспечил немало научных открытий далеко за пределами США. Крупные наземные телескопы разбросаны по всему миру, и исследования на них ведут также представители самых разных стран. Американские марсоходы тоже дали обширный толчок развитию соответствующих исследований по всему миру. Научные публикации, конференции, диссретации и проч., посвященные исследованиям звезд, планет, космоса, выходят на самых разных языках. Ограничений здесь нет. Ничто не мешало 10-15 лет назад собирать соответствующие научные мероприятия на базе того же ЦНИИМАШа, ИКИ, института космической медицины и т.д. Ничто не мешает делать это и сейчас. Серьезные публикации серьезных ученых заслуживают самого пристального внимания с точки зрения определения приоритетных направлений космических исследований. Имеющий глаза да увидит, имеющий уши да услышит.

доцент-79      12/10/2013 [00:24:51]#48
ПЗ
Ограничений здесь нет. Ничто не мешало 10-15 лет назад собирать соответствующие научные мероприятия на базе того же ЦНИИМАШа, ИКИ, института космической медицины и т.д. Ничто не мешает делать это и сейчас. Серьезные публикации серьезных ученых заслуживают самого пристального внимания с точки зрения определения приоритетных направлений космических исследований. Имеющий глаза да увидит, имеющий уши да услышит.

И денежки направит вместо Олимпиады на КОСМОС и технологии хотя бы

Yan      12/10/2013 [00:36:40]#49
Как создать инструмент для исследования, если нет элементной базы для космоса? У нас срок жизни спутника - даже это проблема. А вы тут мечтаете о Марсе...

Anonimych      12/10/2013 [07:22:44]#50
ПЗ

Anonimych
Я Вам сказал только то, что программа по Миру была точно так же остановлена еще в конце 80-х вместе с Бураном. Разница только в том, что Мир уже летал. Его просто оставили медленно умирать и к 94-му он был ужа почти что мертв.

Ну так оживили же?

Американцы оживили. Проплатив запуск Спектра с комплектом солнечных батарей. И много чего еще.
А русские его вскоре после окончательно угробили, врубившись Прогрессом в этот самый Спектр.



А запуск Бурана - это очень большие деньги. По слухам (за что купил, за то и продаю) на один запуск Энергии весь СССР производил водород целый год.

Не по слухам, а по факту. И все это просто выбросили, отдали на разграбление. Теперь мы еще долго не увидим водородного носителя.
Что касается стоимости, я подозреваю, что цифр у вас нет. Для поддержания инфраструктуры и престижа, хватило бы одного запуска «Энергии» в 2-3 года. «Союзы» с «Прогрессы» летают несколько раз в год каждый. Плюс запуски самих «бочек с лампочками». Я не уверен, что готовый «Буран» запустить сильно дороже. ОКР да, был баснословно дорогой. Но собственно, изготовление носителя и пусковые услуги – это уже не те деньги.

Что Вам лично мешает оплатить? "Для поддержания престижа". Других задач, кроме поддержания престижа, нет?


[+] Посмотреть все комментарии (74)













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров




Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

Известия
Заместитель генерального директора холдинга Т1 Алексей Волынкин: «Наша цель — запуск первой частной ракеты в космос уже в этом году»
Виталий Корнеев, Елена Новицкая
ТАСС
Глава оператора Пулково Леонид Сергеев: мы стали аэропортом №2 в России
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава SR Space: в течение года мы перейдем от ракеты "Небо" к первому полету "Космоса"
Юлия Живикина
РБК
«Иллюзий нет, но справимся»: что происходит с авиакомпаниями в России
Артем Рукавов
Интерфакс
Гендиректор SR Space: идут работы над ракетой-носителем Cosmos с возможным возвратом первой ступени

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBZKe5
Грузоперевозки: http://perevozki.youdo.com/cars/gazel/dlv/nedorogo/, подробнее здесь.
Смотрите: http://courier.youdo.com/gifts-delivery/, смотреть здесь.
Услуги курьера в Подольске на http://courier.youdo.com/courier-services/geo/uslugi-kurera-v-podolske/.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer