Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Дмитрий Кива:
Небесная война России с Украиной


29 августа 2013 года Ольга Божьева, Московский Комсомолец


Любой международный авиасалон — это всегда арена конкурентной борьбы ведущих мировых авиапроизводителей, в первую очередь таких, как «Эрбас» и «Боинг». Россия в этом списке давно уже занимает скромную позицию. Но российские чиновники нашли себе конкурента в лице Украины. О том, чем оборачивается такого рода конкуренция в свете нынешней «торгово-таможенной войны» России и Украины, журналист «МК» беседовал с президентом-генконструктором государственного предприятия «Антонов», Героем Украины Дмитрием Кивой.

— Сейчас идет обман российского руководства, — непривычно жестко начал наш диалог всегда интеллигентный и выдержанный Дмитрий Семенович Кива. — Я настроен достаточно решительно, — сразу предупредил он. — Всю жизнь, со времен Советского Союза, с 1959 года, я работал в авиационной промышленности, был замом еще Олега Константиновича Антонова, и сегодня я — один из последних генконструкторов старой формации. Именно поэтому, считаю, имею право сказать то, что собираюсь сказать.

Сегодня, как я вижу, нас, украинских авиастроителей, пытаются отстранить от сотрудничества с Россией. Те, кто думает, что делают это исключительно во вред нам, ошибаются. Это в первую очередь приносит вред России.

Вот сейчас, к примеру, некоторые говорят: мы будем модернизировать «Русланы» без «Антонова». (Имеется в виду позиция вице-премьера РФ Дмитрия Рогозина, высказанная в интервью «Коммерсанту», что Россия может локализовать производство транспортного самолета «Ан-124» «Руслан» без участия Украины. —Авт.) Такое могут говорить только непрофессионалы. Те, кто не понимает, что все расчеты, исследования, испытания по этой теме есть только у нас.

Был ведь уже случай в 90-х годах, когда разбился «Ан-12» с командованием Ленинградского военного округа. Почему? Да потому, что Россия с Украиной тогда не поддерживали экономические контакты, и мы не продлевали ресурс российским военным самолетам, и они решили это сделать сами.

И что, сейчас опять будет так же? Но ведь умные люди учатся на ошибках других, только не очень умные — на своих, они каждый раз наступают на те же грабли. Но это даже не главное. Главное: почему этот самолет хороший? Потому что он отработан по всем параметрам: нет нигде лишних килограммов, и при этом гарантированно обеспечиваются безопасность полетов и эксплуатация. И мы были готовы делать эти самолеты: подписать и соглашение, и новый проект по «Ан-124», но российские чиновники вдруг ставят под сомнение сотрудничество с нами, пытаясь убирать наше влияние как разработчиков.

— Разве с юридической точки зрения такое возможно?

— Нет. Ни юридически, ни технически с «Боингом» или с «Эрбасом» так бы никто не посмел поступить. Иначе это был бы большой международный скандал. А нам говорят: спасибо, мы будем делать сами, без вас. И вот Ливанов (Виктор Ливанов — гендиректор, генконструктор Авиационного комплекса им. С.В.Ильюшина, с июля 2008 года — вице-президент по транспортной авиации ОАО «OАК». — Авт.) уже ведет совещания по модернизации «Руслана», техзадания пишет на какие-то модификации, и главное — ставит на всем этом свою подпись!

— Ему кто-то дал такое право?

— Трудно сказать...

— Возможно, вице-премьер Дмитрий Рогозин — о его близких родственных связях с Виктором Ливановым судачат уже все в российском авиапроме?

— Эта тема меня не касается. Но есть другой вопрос, который идет во вред России: как бы и что у вас ни случилось с прежним министром обороны, но не все же в его команде были глупыми?

— Не все. Говорят, первый зам по вооружению Сухоруков был очень даже толковым человеком.

— Согласен. Он вдумчиво и серьезно вел дело. Но как только ушел, в Минобороны тут же затормозили программу «Ан-70». Я слышал, как в одном интервью Рогозин назвал «Ан-70» виртуальным самолетом.

— О-о-о, он тут не первый… Когда министром обороны был Сергей Иванов, он тоже заявлял, что «Ан-70» якобы не летает, хотя в то время этот самолет уже давным-давно и летал, и бросал десант, и садился на грунт… Но тогда вдруг все заговорили, что «Ан-70» — конкурент «Ил-76», потому от него надо отказываться.

— Теперь говорят, что «Ан-70» — конкурент «Ил-476». Но опять-таки это может говорить только некомпетентный в авиации человек. Почему? Есть два фактора, которые в мировом авиастроении для такого рода машин считаются приоритетными. Первый — большой диаметр фюзеляжа, чтобы перевозить всю номенклатуру военной техники и вооружения, как делает американский самолет «C-17» («Globemaster»). И второй — возможность короткого взлета и посадки на грунтовые аэродромы непосредственно рядом с местом боевых действий.

— И ваш самолет садится на полосу длиной в 600 метров.

— Да, американский садится на 900 метров, и этого тоже хватает.

— Вы были первыми, кто сделал такую машину.

— Но теперь в мире уже есть три страны, которые обладают аналогичными самолетами. Пока мы тут спорили, США свой самолет делали, Европа сделала свой «А-400М» — он садится на 900 метров. Китай уже с нашей помощью (они платят нам деньги, и мы им помогаем) подняли «Y-20», который садится на полосу в 915 метров. У России тоже есть такой самолет — «Ан-70», но теперь она говорит: нет, «Ан-70» нам не нужен, так как он конкурент «Ил-476». Но если ведущие страны строят такие самолеты, а Россия остается без него, так кому это во вред? Снова будете подвозить технику не к полю боя, а доставлять ее сначала на большие аэродромы, а потом переправлять по ущельям, чтобы там люди гибли?..

— Это то, о чем не раз говорил командующий ВДВ Владимир Шаманов...

— Вот именно. Получается, кто-то в России сознательно лишает военных мобильности и безопасности? Ведь этот самолет мы делали по техзаданию Минобороны России, его рассчитывали ученые в 30-м ЦНИИ Минобороны. Хотя я понимаю, из каких соображений все это делается...

— Исключительно из корыстных. По тем же причинам у нас недавно всплыла тема «Ил-112» в качестве альтернативы «Ан-140».

— Да, хотя ранее с тем же Сухоруковым была договоренность, что мы должны модернизировать «Ан-140» для ваших военных. И выпускать его должен был Самарский завод. А это, между прочим, Россия. Но теперь я уже слышу, что выделено на «Ил-112» порядка $300 млн. Хотя модернизация в военную версию «Ан-140» с задней рампой обошлась бы в $57 млн.

— В этом-то, видимо, все и дело. У нас давно так: чем дороже продукт, тем чиновнику выгодней.

— Да, у России много лишних денег…

— Хотя Рогозин говорит, что дело в том, что Украина, дескать, очень сложно идет на сотрудничество, контакты, договоренности...

— Это обман. Можете прямо так и писать. Пусть документально хоть чем-то это подтвердят. Мы вот документально готовы подтвердить, что все свои обязательства выполняем. А о контактах скажу так: вот прошли переговоры наших вице-премьеров — Рогозина и Бойко, состоялись договоренности по всем вопросам сотрудничества. Протокол об этом, который был предварительно согласован и еще в мае направлен на подпись, до сих пор лежит где-то в службе вице-премьера Рогозина. Это называется «Украина не идет на сотрудничество»?..

Что же касается разговоров Рогозина про «Ан-140» и «Ил-112», то они лишь показывают некомпетентность человека в авиации. Он, например, считает, что на основе «Ил-112» будет создана гражданская версия, для перевозки пассажиров. И это про высокий самолет с квадратным фюзеляжем, не говоря о других параметрах?.. Что касается топливной эффективности, то я уже сейчас могу сказать, что она будет процентов на 30 ниже, чем у «Ан-140». К тому же для «Ил-112» просто нет российского двигателя. Они мне говорят: мы пока на двигателе ТВ7-117 повисим. Но у него тяга 2,5 тонны, а у нас — 3,2 тонны.

То есть двигателя нет, ничего другого — тоже, зато деньги идут. Вывод простой: обман…

— ...и никакой политики.

— Совершенно верно. У нас уж точно нет никакой политики. Мы готовы честно и добросовестно работать. Вот мы сейчас здесь, на авиасалоне, передаем Кубе самолет «Ан-158», который сделали в кооперации с воронежским заводом. Планировали так работать и дальше, а нам говорят: Воронеж теперь будет занят другой тематикой — «Ил-112», поэтому мы прекращаем выпускать агрегаты для вашего «Ан-158». Что ж, мы сами будем их делать — документация у меня есть. Только кому вы это во вред делаете? Не столько нам, сколько воронежскому заводу!

Знаю, меня сейчас наверняка обвинят в том, что я лезу в чужие дела... Но поймите: Россия — для меня не чужая страна. Я здесь родился, прожил полжизни и все время работал с российскими конструкторами. И я могу сказать: последний профессиональный конструктор в России — это Генрих Васильевич Новожилов, дай Бог ему здоровья. Выдающийся человек! Он, конечно же, никогда бы себе не позволил таких чудес творить.

— Кстати, небольшой штрих: когда презентовали «Ил-476» (модернизация «Ил-76»), то его создателя — Генриха Новожилова — на пресс-конференцию даже не пригласили. Видимо, чтобы почтенный возраст конструктора не выдал реальный возраст этого самолета. В это время живая легенда российского авиастроения Генрих Васильевич Новожилов пришел на пресс-конференцию украинских авиастроителей из «Мотор-Сич». Там его с большим почетом усадили в президиум, где он и отвечал на вопросы журналистов. Это я к тому, что при таких гигантах, как Генрих Новожилов или Петр Балабуев, которые возглавляли вечных конкурентов — фирмы «Ильюшина» и «Антонова», от их соперничества выигрывало государство, получавшее прекрасные самолеты. А при нынешних чиновниках конкуренция выродилась в подковерную борьбу за денежные потоки, где победа достается тому, кто ближе окажется к рычагам власти.

— И вот вам пример: сейчас идут разговоры по возобновлению производства «Ан-2». Утверждают, что мы этого якобы делать не хотим. СибНИА сделал этот самолет с двигателями фирмы Honeywell и теперь хочет назвать его как-то иначе: как угодно, только не «Антонов».

— Это, видимо, чтобы не вызывать у наших чиновников оскомину на украинское название.

— Да, у них аллергия на фирму «Антонов»… Так вот: сибиряки к нам приехали, я с ними встретился, объяснил, что по правилам нужно провести. Ведь просто взять и заменить двигатель не получится. Надо еще будет провести цикл испытаний, так как есть некоторые вопросы, например центровки, устойчивости, управляемости, — все их надо решать. Они выслушали, ушли — и молчок. Видимо, не понимают, как это все сделать. А ведь хотят быть разработчиками (смеется). Да, в общем-то, пожалуйста, делайте, у нас нет особых амбиций... Хотя, с другой стороны, «Ан-2» — первый самолет Олега Константиновича Антонова. И я как его ученик не должен позволить, чтобы его первенца «Ан-2» обозвали каким-то другим именем.

— Кстати, Генрих Васильевич Новожилов — ильюшинец, конкурент Олега Антонова, — рассказывал, что когда увидел его «Ан-2», то сказал: есть народные песни, а это будет народный самолет. Жаль, что сегодня к этой теме примешивается политика…

— На этот счет хочу сказать: если кто думает, что нас задавят и мы умрем…

— …наши так и считают: дескать, им деться некуда, все равно придут к нам.

— …я так отвечу: вот возьмем «Ан-70». Что ж, пусть они от него отказываются — я завтра же запущу серийное производство «Ан-70». У меня на него уже в очереди стоят и просят: дайте!

— Не скажете кто?

— Пока не скажу. Но это те, у кого есть деньги и кто запросто запустит этот проект. Мы так по другим самолетам работаем... Я даже не говорю про Китай, Индию, — мы работаем с западными странами, они хотят с нами работать. Подчеркиваю: есть четыре западные страны, которые хотят с нами плотно сотрудничать. И если здесь, в России, кто-то думает, что нас своим отказом от сотрудничества загонит в тупик, он ошибается. Я уже провел переговоры в ряде стран, и там готовы нам платить деньги. И уже платят. Вот производство «Ан-158», «Ан-178» я уже запускаю в другой стране, если в России эти самолеты строить не хотят, хотя замминистра обороны в свое время мне говорил: делай…

Да, мы очень хотим работать с Россией. Подчеркиваю: очень! Но это должно быть нормальное сотрудничество, деловое партнерство.

— А могут ли сейчас вашим договоренностям по «Ан-70» с другими партнерами навредить наши чиновники, используя юридические рычаги?

— Я вовсе не рвусь работать с кем-то другим, кроме России. Но если мне, как сейчас, будут ставить палки в колеса — значит, начну другие, уже не связанные с Россией проекты запускать. С представителями одной такой заинтересованной в этом проекте стороны я уже встречаюсь 10 сентября.

— Проще говоря, договор с Россией формально можно и обойти, начав делать другую версию «Ан-70», называя ее как-нибудь типа «Ан-73» или «Ан-170»?

— Понимаете, по «Ан-70» очень много комплектующих производится в России: навигационный комплекс, винтовентилятор... Да, нам можно мешать, заставляя не работать российские предприятия по этой теме. Но это сложно. Так как у вас уже есть частный бизнес. Ему выгодно продавать свою технику, и он будет стремиться ее производить. Ну а если и его задушить, то это опять-таки будет во вред России, во вред развитию высоких технологий. Можно, конечно, еще долго продолжать так чудить. Но, нанося вред нам, вред будет приноситься в первую очередь России.



комментарии (6):

Achtung      31/08/2013 [17:06:22]#1
Не согласен насчет того, что здесь нет политики. Здесь явно прослеживается политика США на разобщение стран бывшего СССР. А наши и украинские чиновники с большим рвением (видимо хорошо оплачиваемым) осуществляют эту политику.

mab55      31/08/2013 [19:48:18]#2
А какое вообще может быть сотрудничество специалистов уровня Дмитрия Кивы с многопрофильными дилетантами и политиканами типа Рогозина. Однажды этот "товарисч" уже поскользнулся на патриотической (читай шовинистической) теме в предвыборном ролике. Прокатило. Теперь вот в авиацию черт (?) его принес...

Диомед      31/08/2013 [20:12:51]#3
Что не так сделали украинские чиновники?

Алекс747      01/09/2013 [18:01:37]#4
Политиканы продолжают гнобить своих производителей.

Ndakota      02/09/2013 [10:44:27]#5
> Здесь явно прослеживается политика США на разобщение стран бывшего СССР
да давно понятно что во всем виновата америка.
И на нефтяной игле нас держит америка, и погосяна америка назначила. И рогозина, видать, тоже. Так как сами себя разворовываем - другим и не снилось

avk      02/09/2013 [19:04:48]#6
Ещё Степашина в Счётной палате на Голикову Америка поменяла...













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области



Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer