Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Магомед Толбоев:
Чужой среди своих


21 августа 2013 года Владимир Леонов, Александр Чуйков, Аргументы недели


27 августа 11-й Международный авиационно-космический салон МАКС-2013 распахнёт свои двери и небо для сотен тысяч посетителей. Заворожённые зрители будут провожать глазами российские и иностранные самолёты и вертолёты. Собирать автографы у лётчиков пилотажных групп. Испытывать гордость за страну, в которой, несмотря на усилия отечественных чиновников – зарубежных агентов, ещё жива российская авиация. Герой России, лётчик-испытатель, почётный президент МАКС Магомед Толбоев в эти дни безумно занят. Но нашёл время откровенно и резко, как настоящий офицер, ответить на все вопросы «АН». В том числе и на очень грустные.

Первым делом самолёты
 
– Как говорят, президент Путин отказался посещать МАКС в этом году из-за отсутствия новинок…
– Каждый раз новинки не выставляют нигде – ни в Фанборо, ни в Ле Бурже, ни в Дубае, ни у нас. Авиация развивается очень долго. Разработка новых моделей идёт десятилетиями. Мы показываем модернизацию уже имеющихся изделий. Однако изюминка будет – ПАК ФА Т‑50 должен показать всё, что он может делать в воздухе исходя из жесточайших требований Министерства обороны. И, поверьте, он далеко оторвался от американских конкурентов. Сейчас наша задача – подготовить эту машину к массовому производству для обычных лётчиков, а не лётчиков-испытателей. Опытные экземпляры и серийная машина – это огромная разница.
 
– А по гражданской авиации – какие новости?
– Будут летать незаслуженно гонимые Минпромторгом Ту-334, Ту-204СМ. Будут летать самолёты ильюшинской фирмы. На параде покажем всё, что имеет наша страна в авиации. А мы имеем очень многое! Ситуация благодаря Путину за последние 10 лет сдвинулась с места. Буквально зубами её вытягиваем. А ещё через 10–15 лет, я уверен, российская авиация будет на пике своей формы. Потому что первое лицо уделило ей огромное внимание. Авиация – это локомотив, всё остальное: электроника, материалы – вагончики, которые она тащит.
 
Тот же космос – без авиации ничто.
 
– Но если так всё хорошо, то когда МАКС станет по популярности равен мировым авиасалонам?
– По организации он уже стоит выше. За 20 лет мы прошли больший путь, чем Ле Бурже за 100 лет. Например, у них нет больших площадей для зрителей. У нас сотни тысяч проходят. Те молодые ребята, которые были на первых МАКСах, уже приходят с детьми. Потом их дети приведут своих детей. Это русский подход – дети до 14 лет проходят в сопровождении взрослых бесплатно. А в том же Дубае авиасалон посещает максимум полторы тысячи важных толстосумов. Роскошь есть – людей нет. А в России есть и зрители, и роскошь – русские просторы. Всем говорю – берите на всякий случай зонтики и какие-нибудь коврики, одеяла. Постелил на травку, лёг – и наслаждайся полётами.
 
Я русский офицер
 
Аргумент Героя России Магомеда Толбоева:
– Меня внучки дома, в Дагестане, встречают с флагами. Старшая держит флаг России, младшая – ВВС. И кричат: «Слава России! Смерть Америке! Честь имею!» У меня дом в Гунибском районе, там лежал камень с надписью: «На сём камне восседал генерал-фельдмаршал князь Барятинский, принимая пленённого Шамиля 25 августа 1859 года». Камень выкинули ваххабиты, но беседку, в которой князь принимал Шамиля, я за свои деньги восстановил. И стал чужой среди своих и своим среди чужих.
 
Проданные лозунги
 
– У нас в крови лозунг: «Каждый комсомолец – на самолёт»…
– Отказались от таких призывов. В Парке Горького стоит всего лишь модель «Бурана». Настоящий «Буран» демонстрируется в Мюнхенском политехническом университете. Они уважают историю. А у нас? В России не осталось ни одного летающего экземпляра фронтовых Як-3, Ла-5, Миг-15 и Миг-17 и десятков других легендарных машин. Что осталось – всё брошено, ржавеет, разворовывается. Плюём в историю. Есть энтузиасты. Например, в Самаре Владимир Пташинский с товарищами восстановили знаменитый «ночной бомбардировщик» У-2, сейчас собирают по крупицам штурмовик Ил-2. Но это индивидуальный подход к истории России. В Национальном авиационном центре в Жуковском нет музея авиации. Развален музей ВВС в Монино. А там такие экземпляры, которых нет нигде в мире. Государственного подхода к истории нашей страны просто не существует.
 
– Фаина Раневская сказала: «Не надо плевать в вечность!»
– Издеваться над своей историей то же самое, что издеваться над памятниками павшим. Я Путину хочу рассказать, что мы можем восстановить музей для наших детей и внуков. Ведь все умрём, так хотя бы память останется. Придёт пацан, погладит самолёт, на котором летал его дед, и душа у него станет немного другая. Ведь кости мамонта сохраняют, надписи наскальные в пещерах ищут, чтобы причастность почувствовать. А сберечь недавнее славное прошлое не хотят. И деньги ведь не просим – наберём сами. Дайте только свободу. Но у нас всё закрыто, всё нельзя. Разрезать, сдать в утиль самолёт можно, а на то, чтобы из него сделать памятник, нужно постановление правительства.
 
– А что с Ту-144?
– Одна машина – практически летающая – есть. За собственные деньги сохранили. Завтра можно немного подремонтировать и полететь. У меня есть мечта – сделать авиаоткрытие Олимпиады в Сочи. Чтобы шёл Ту-144, рядом истребители, за ними вертолётная группа с флагами. И с воздуха: «Олимпиада открыта!» Мы готовы. Нужна только одна подпись. Но это никому не надо.
 
Смертельная петля Росавиации
 
– Росавиация, Минтранс уже планируют нанимать иностранных пилотов-гастарбайтеров. А наших военных лётчиков в гражданскую авиацию не берут. Это ошибка или предательство?
– Я задал этот вопрос Путину на прямой линии весной этого года. Он ответил тогда, что привлекать иностранцев надо, так как своих пилотов не хватает. Но президента ввели в заблуждение или он не понял проблемы. Есть госорган – Росавиация, которая призвана проводить госполитику в этой области от имени правительства и президента. Но такой политики нет. Росавиация во главе с Нерадько – это бандюки, воры и взяточники. Поэтому у нас нет госконтроля во всех областях авиации, в том числе и в подготовке пилотов. На авиации паразитирует куча ведомств, но никто не отвечает за конечный результат.
 
Мне звонят тысячи военных лётчиков, которые ушли в отставку, готовых летать. Не берут. Собираются нанимать воздушных гастарбайтеров. Но там настоящий лётчик получает 120 тысяч евро в месяц. Кто из них поедет к нам? Я категорически против. Лично для меня, как для российского офицера, – это оскорбление.
 
– Глава ОАК, отец неудачного и на 80% импортного Суперджета М. Погосян вновь требует денег на свой самолёт. Но при этом буквально топит конкурентов, искусственно лишая их финансирования. Это нормально?
– Моё отношение к Суперджету известно. Категорически отрицательное. Сколько было запрошено денег до начала его строительства и сколько реально уже вбухано! Но нормального самолёта фактически нет. И меня оскорбляет, что Ту‑334, который я лично представлял пять лет назад на авиасалоне в Иране, не встаёт на крыло. Великолепный самолёт! Это вам не паркетный Суперджет – Ту‑334 испытывали даже для взлёта и посадки на грунтовые полосы. Главное, чтобы очень глубоких ям не было. Есть уникальный военно-транспортный Ан‑70: огромный самолёт экономичен и пробег после посадки всего 400 метров – в мире такого нет. Но «Ан» – заложник непростых российско-украинских отношений.
Фактически запрещён уникальный Як-40 – такого планера в мире создать до сих пор не смогли. Тысячи штук Як-40 и Ан-2, которые можно ремоторизировать и модернизировать для умирающей региональной авиации, режут на металлолом. На братской Украине предприятие «Мотор Сич» разработало и выпускает турбовинтовой двигатель МС-14 для самолётов вместимостью до 30 пассажиров. Почему мы не сотрудничаем с ними? Почему не ремоторизируем свои 1184 Ан-2?
Потому что нынешним богатеям, которые ограбили страну, это не нужно. И с властью нет обратной связи. У них только одна прямая связь: украл – убежал. Тому же Погосяну не нужна слава России, ему нужны только деньги. Он ещё в 2012 году должен был сдать 130 Суперджетов, сегодня практически 2014‑й. И что?
 
Неизвестные страницы МАКСа
 
– А я о российском авиасалоне мечтал с 1987 года. В 1992 году встретился с Александром Руцким, который тогда был вице-президентом. И рассказал, что хочу возродить российский авиасалон к столетию первого, который прошёл в 1903 году в Санкт-Петербурге. Мы облетели территорию вокруг ЛИИ им. М.М. Громова на вертолёте. И увидели такие просторы! Нигде таких нет. В Англии, Франции, Эмиратах существует множество ограничений, тесно и на земле, полёты смотрят избранные. А у нас пилотажным группам раздолье, лётчики могут работать свободно.
Посадили вертолёт на поле, высота травы по пояс. Он спрашивает: а с этим что сделаешь? Я ответил: скосим. Только дорогу сюда сделайте. Но самое сложное было открыть Жуковский для посещения – город был закрытый. Территория Лётно-исследовательского института им. Михаила Громова – вообще три уровня охраны и сплошная секретность. Открыть – государственное преступление. Но он издал распоряжение за своей подписью. И в 1993-м прошёл первый Международный авиакосмический салон – наш МАКС. И меня не интересует, что сегодня говорят о Саше. Россия именно Руцкому обязана своим авиасалоном.
 
Патриоты и помощники
 
– Кто сейчас занимается стратегическим планированием в авиации?
– Никто. В Минпромторге Мантурова есть департамент авиации – 16 человек. Они ни за что не отвечают. В космосе у нас есть российское космическое агентство. В авиации есть? Нет. ОАК – это чистая коммерция. Хотя Путин ещё весной распорядился – к 1 июля Медведеву подготовить доклад о ситуации. Тишина. Нет конкретного ответственного исполнителя.
Нет государственного проекта, который потянет за собой всё остальное. В прошлом веке после полёта Юрия Гагарина президент США Джон Кеннеди пообещал, что через 10 лет Америка будет на Луне. И он сдержал обещание. Лунная программа осталась приоритетной даже после убийства Кеннеди. Вот что такое воля человека и государства. А у нас даже президент не может стукнуть кулаком по столу…
 
– Почему?
– Не знаю. Деньги, которые выделяются, – просто жрут. Не могут запретить вывозить ворованное. Всё тащат. Мой родной «Анжи» проигрывает. Сулейман Керимов вложил в него безумные деньги. Лучше вложил бы эти деньги в развитие всего спорта Дагестана, прежде всего детского. Нет, вкладывают в игрушки. Никто в стране ни за что не отвечает.
 
– Но у высших чинов есть помощники даже по инновационным технологиям…
– Помощников много. Патриотов нет.


комментарии (3):

mab55      23/08/2013 [09:41:06]#1
«Слава России! Смерть Америке! Честь имею!»

Шутка юмора....

Ndakota      23/08/2013 [11:24:24]#2
Желание угодить единой россии во главе с ее председателем и погавкать на ОАК в одном абзаце просто умиляет. Про организационно "макс" выше других салонов тоже посмешило.
Интервью Толбоева уже давно без слез слушать невозможно.
ОАК негодяй и незаслуженно гнобит наши самолеты, но спасибо ВВП - благодаря нему мы впереди всех. Бред.

air-squirrel      23/08/2013 [13:59:55]#3
Реально)) Мы великая страна!
Очень посмешило, что ВВП-тянет авиапром, а ОАК- наоборот. Видно забыли, что идея создания госкорпораций -это идея ВВП.
К слову сказать ни одна из созданных госкорпораций не выполняет своих целей, а лишь работают на поддержание Запада.
Касательно новинок на Ле Бурже, то Толбоев не прав, в этом году там был А350XWB БРЭО с которого будет стоять на МС-21.Только БРЭО это было разработано 5-7 лет
назад и учитывая через сколько лет взлетит МС-21, то он морально уже устареет!Это к слову, что за последние 10 лет авиапром добился огромных результатов))













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области



Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC1qPb
Перевозка грузов: http://perevozki.youdo.com/arenda/pritsep/, смотреть тут.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer