Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Сергей Богдан:
Высший пилотаж - это пахота


21 августа 2013 года Екатерина Масенина, РИА Новости


11-й международный авиакосмический салон МАКС стартует уже на следующей неделе. В рамках этого мероприятия лучшие отечественные летчики-испытатели продемонстрируют фигуры высшего пилотажа в небе над подмосковным городом Жуковский. О том, будет ли включено в программу выступлений пилотирование истребителя пятого поколения Т-50, как долго авиационные испытатели готовятся к шоу и что испытывает пилот, демонстрируя в небе рискованный воздушный маневр, корреспонденту РИА Новости Екатерине Масениной рассказал ведущий летчик-испытатель по программе Су-35 и Т-50 Герой России Сергей Богдан.

- Сергей Леонидович, вы неоднократно участвовали в демонстрациях истребителей на авиасалонах МАКС в Жуковском. Какая из этих выставок запомнилось Вам больше всего?

— В МАКС я участвую с 2001 года. С начала прошлого десятилетия пилотировал на каждой выставке, кроме МАКС-2007. Сложно выделить из этого что-то одно, но всегда остаются в памяти моменты, связанные с непредвиденными обстоятельствами. Сложно готовиться к выступлению, когда испытываешь дефицит времени, ведь я в первую очередь испытатель авиационной техники, а демонстрация — это итог моей основной работы. Бывает, что техника задействована на других базах, а нам позарез нужно отрабатывать программу выступления! Также есть риск, связанный с отработкой программы с элементами сверхманевренности в сложных метеоусловиях, — к примеру, при низко лежащих облаках. МАКС требует очень длительной и тщательной подготовки. Каким бы ни был самолет, управление им требует полной отдачи. Скажу так: "Высший пилотаж — это пахота".

- Какой истребитель в этом году поднимете в небо над Жуковским, утверждена ли программа выступления?

— По плану, конечно, Т-50. Пока рано говорить о программе, ее вы увидите непосредственно на авиасалоне. На данный момент идет активная подготовка и отработка фигур сверхманевренности. Планируется демонстрация характеристик самолета на больших углах атаки, а также групповые проходы нескольких Т-50.

- Как долго готовилась демонстрационная программа?

Задачи ставятся как минимум за год до самой демонстрации. Пятиминутному полету над Жуковским предшествует колоссальная работа. Сначала мы проверяем фигуры на больших высотах и постепенно, день за днем, снижаемся. После определенной серии полетов машины нуждаются в доработке, поэтому находятся на обязательных плановых осмотрах. Все это влияет на длительность сроков. Сейчас мы находимся на завершающей фазе подготовки, начинаем понижать высоту маневрирования.

- От города вашего детства, подмосковного Воскресенска, рукой подать до Жуковского, где испытывают новейшие авиаразработки. Могли ли повлиять на выбор вашей профессии пролетающие над домом истребители?

Безусловно, да. Каждый день я видел в небе самолеты и иногда даже те, которые еще по телевизору не показывали. Естественно, будучи мальчишкой, ты проявляешь огромный интерес к технике. Помню, пролетали они так низко, что можно было разглядеть их особенности, было очень интересно. Думаю, это поспособствовало тому, что я пошел в летчики.

Знаете, и сейчас ребята из Воскресенска активно поступают в летные училища. Глядя в небо, они, как и я много лет назад, делают свой выбор. Откровенно говоря, я даже испытываю гордость за свой городок. Воскресенск — не только хоккейный город, но и авиационный.

- Когда, на ваш взгляд, истребитель пятого поколения ПАК ФА (Т-50) станет боевой машиной предыдущего поколения?

— Авиационные специалисты говорят, что ударный самолет шестого поколения будет беспилотным. Пилотируемая авиация, конечно, еще будет жить долго. Казалось бы, технологии развиваются достаточно быстро, но все равно от истребителя четвертого поколения до поколения пятого прошло 35 лет. Я думаю, что новый истребитель появится как минимум лет через 15.

- Сохранила сегодня престиж профессия летчика-испытателя, изменилось ли отношение к делу ваших нынешних соратников?

— Начну с простого примера: многие хотят стать космонавтами, хотя, по большому счету, ничего не знают об этой профессии. Но все равно хотят! Так же происходит и с будущими летчиками — испытателями. Несмотря на то, что представление о нашей профессии несколько однобокое, мальчишки все равно с энтузиазмом идут в летные училища и, на мой взгляд, с каждым годом все охотнее. Но наша работа заключается не только в демонстрациях на авиасалонах, представлениях на зарубежных выставках — это лишь маленькая толика. Реальное представление о масштабах деятельности летчика-испытателя получаешь уже на практике, но чаще всего это скрыто от общественности. Кому удается добиться поставленных целей, тот получает колоссальное удовольствие.

- Получаете ли вы удовольствие от демонстрации фигур сверхманевренности?

— Демонстрационный пилотаж — это всегда компромисс между зрелищностью и безопасностью: чем фигура интереснее, тем она опаснее. Элемент энергичного разворота самолета и его выход на закритические углы атаки желательно показать близко к зрителю. А это, сами понимаете, небезопасно, всегда существует вероятность сбоя в технике. И в момент демонстрации фигуры сверхманевренности получаешь такой заряд адреналина, что волей-неволей осознаешь: это противоестественно для живого человека. Но когда летчик понимает, что сумел преодолеть все трудности и в ограниченные сроки сумел подготовить сложнейшую программу, он испытывает чувство удовлетворения.

- Планируете ли вы продолжить участвовать в МАКСе в последующие годы?

— Если здоровье не подведет, то я только "за". У нас в испытательной авиации считается некорректным уходить по собственной инициативе, тем более если на тебя возлагают большие надежды. Это все равно, что в разведке за линией фронта. Ты же не скажешь своему младшему товарищу: "Ползи-ка, сними вражеского часового, а я тебя здесь, издалека, прикрою". Ты осознаешь, что у этого молодого парня опыта намного меньше, отправлять его одного — все равно что подписать ему приговор. Ну, мало ли что произойдет! У летчиков-испытателей то же самое. Понимаешь, что молодой летчик не набрался опыта в выполнении сложных режимов, не успел увидеть много важного, но, естественно, нужно стремиться к тому, чтобы все были подготовлены.


 



комментарии (2):

SHATL      21/08/2013 [17:44:21]#1
Какой же 20, если предыдущий был юбилейный 10?

Nicky      21/08/2013 [22:50:51]#2
SHATL
Какой же 20, если предыдущий был юбилейный 10?
====
Предшественником МАКС было Мосаэрошоу-92.
http://www.aviasalon.com/ru/st ...
Если считать с того года, то всё логично.













Материалы рубрики

Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции



Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

Известия
Заместитель генерального директора холдинга Т1 Алексей Волынкин: «Наша цель — запуск первой частной ракеты в космос уже в этом году»
Виталий Корнеев, Елена Новицкая
ТАСС
Глава оператора Пулково Леонид Сергеев: мы стали аэропортом №2 в России
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава SR Space: в течение года мы перейдем от ракеты "Небо" к первому полету "Космоса"
Юлия Живикина
РБК
«Иллюзий нет, но справимся»: что происходит с авиакомпаниями в России
Артем Рукавов
Интерфакс
Гендиректор SR Space: идут работы над ракетой-носителем Cosmos с возможным возвратом первой ступени
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Книвель - о том, когда в России появится полноценная отрасль беспилотных авиационных систем

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBv69c
Юридическая помощь: https://youdo.com/lawyer/arbitration/ тут.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer