Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Юрий Маевский:
Технологии иногда тянут нас назад


27 июня 2013 года Алексей Паньшин, РИА Новости


О том, как нейтрализовать разрабатываемые американцами космические боевые станции, как сейчас развивается российская промышленность в сфере радиоэлектронной борьбы, рассказал генеральный конструктор систем и средств РЭБ, заместитель гендиректора ОАО "Концерн Радиоэлектронные технологии" Юрий Маевский.

Анализ вооруженных конфликтов последних десятилетий показывает, что радиоэлектронная борьба (РЭБ) становится одним из ключевых элементов современных войн. Организационно РЭБ является составной частью или технической основой информационной борьбы воюющих сторон.

Современные средства РЭБ, предназначенные для работы как на земле, так и в космосе, способны не только временно дезорганизовать работу радиоэлектронных систем противника путем постановки помех, но и полностью их уничтожить.

О том, как нейтрализовать разрабатываемые американцами космические боевые станции, как сейчас развивается российская промышленность в сфере радиоэлектронной борьбы, какими свойствами должны обладать современные комплексы РЭБ, устанавливаемые на перспективную военную технику, в интервью корреспонденту РИА Новости Алексею Паньшину рассказал генеральный конструктор систем и средств РЭБ, заместитель генерального директора ОАО "Концерн Радиоэлектронные технологии" Юрий Маевский.

— Сейчас для ВВС разрабатываются самолеты 5-го поколения, для ВМФ – подлодки 4-го и 5-го поколений. А разрабатываются ли комплексы РЭБ для этой техники, и чем они будут принципиально отличаться от уже существующих?

— Вопрос о перспективных разработках является закрытым. Но если вам интересно, ведется или нет, то ведется, конечно, и основными критериями и отличительными особенностями должны стать эффективность, надежность, увеличенный срок эксплуатации и так далее. Все отличия, которые будут у систем РЭБ, предназначенных для защиты перспективных авиационных комплексов и подлодок 4 и 5 поколений, заключаются в том, что они должны будут обеспечить эффективную борьбу с потенциальным противником в ближайшие 25 лет.

Соответственно, они будут отличаться широкополосностью и дальностью действия.

— Создаются ли в РФ средства РЭБ, позволяющие нейтрализовать космические боевые станции, от создания которых до сих пор не отказываются США?

— Об этом говорил президент Российской Федерации. Когда только зашла речь о том, что космические боевые станции разрабатываются, он сказал, что мы ответим адекватно. Конечно, ведется работа по созданию набора средств, в том числе РЭБ, которые обеспечат нейтрализацию применяемого противником космического вооружения. Мы прогнозируем их, они – нас, и в этой связи Россия обязана решать подобные вопросы. Вся методология разработки таких средств закладывается исходя из будущего – форм, способов борьбы и тех систем, которые будут на тот период. Любая страна прорабатывает вопросы, заранее создает научно-технический задел и разрабатывает такие комплексы, которые способны будут нейтрализовать все достоинства перспективной техники, в том числе и боевых космических систем.

Например, та техника, которая существует сегодня, закладывалась 10 лет назад с прогнозом, что сегодня это будет актуально. Конечно, учитываются результаты эксплуатации, учений, используется опыт боевых конфликтов, но все это прогнозируется. Мы обязаны это делать.

— Когда завершатся государственные испытания самолетного комплекса РЭБ "Витебск"?

— Испытания завершим в ближайшее время. Сегодня все мероприятия проходят по плану и успешно. Если говорить о дате завершения этих испытаний, то до конца текущего года мы это осуществим. Под понятием "завершение испытаний" нужно четко понимать, что этот процесс делится на две составные. С одной стороны, необходимо провести эксперименты, а с другой – оформить все необходимые документы, поставив подписи государственной комиссии. Поэтому, если говорить о получении акта госкомиссии, то это произойдет, очевидно, в конце этого года, а что касается непосредственно эксперимента, то он будет проведен чуть раньше.

— Помимо "Витебска", какие еще комплексы сейчас на стадии испытаний? И сколько их?

— Разработок достаточно много. Более 12 типов, которые включают и авиационные и наземные комплексы. Подробно об их тактико-технических характеристиках говорить нельзя, поскольку все, что касается опытно-конструкторских работ по заказу Министерства обороны, имеет гриф "Совершенно секретно". Могу сообщить, что предприятиями Концерна уже освоено серийное производство наземных комплексов радиоэлектронного подавления, разведки и управления. Также в войска поставляются бортовые комплексы обороны для самолетов и вертолетов. Концерн осуществил поставку первой партии вертолетов — постановщиков помех на базе Ми-8, принципиально отличающихся от своих предшественников (Ми-8ПП). Данная техника способна обеспечить радиоэлектронное подавление средств обнаружения и разведки, а также защиту летательных аппаратов от поражения всеми типами авиационных и зенитных управляемых ракет.

— Действительно ли сейчас возобновляется проект специального авиационного комплекса радиоэлектронной разведки и борьбы?

— Летательные аппараты такого плана у нас есть, и, естественно, развитие этого направления ведется планомерно.

— А в результате будет какой-то новый самолет или будете модернизировать существующий комплекс на базе старого?

— Модернизировать его невозможно, потому что все зависит от носителя (самолета). Новый носитель предъявляет иные требования, и мы можем реализовать совершенно другие эффекты РЭБ, поэтому, безусловно, можно говорить о перспективном направлении по созданию принципиально новых средств РЭБ такого типа. К примеру, ни для кого не секрет, что вместо "Проулера" США создали "Гроулер" (самолет радиоэлектронной борьбы ВМС США – "EA-18 Growler"), и мы будем, естественно, адекватно отвечать на эти действия.

— Как вы считаете, какой стране сейчас принадлежит пальма первенства в области создания перспективных средств РЭБ?

— Есть определенная концепция применения средств РЭБ и непосредственно само исполнение (производство) этих средств. Конечно, по ряду взглядов на РЭБ мы опережаем конкурентов. Кроме того, мы опережаем их и по ряду средств (комплексов), но иногда технологии тянут нас назад. Не всегда получается реализовать то, что мы можем, но сегодня этот вопрос решается и мы добиваемся хороших результатов.

— Пользуются ли в России зарубежными наработками в области создания новых систем РЭБ или основываетесь исключительно на отечественных задумках?

— Задумки в большинстве случаев наши, но, естественно, развитие любой техники, в том числе РЭБ, происходит с позиции сопоставительного анализа. Мы оцениваем и смотрим, что делается на мировом уровне, и лучшее пытаемся либо повторить, либо забрать, но, повторюсь, что мы стараемся решать стоящие перед нами задачи своими силами, потому что это национальная безопасность.

— В одной из своих статей вы сказали, что после 2017 года предприятия не смогут предложить Минобороны соответствующие мировому уровню образцы средств РЭБ. Как планируете решать эту проблему?

— Сегодня научно-технический задел, который был создан предыдущими поколениями ученых и разработчиков, исчерпывается. И чтобы создать современную технику РЭБ, нужно пройти определенный путь. Это в первую очередь концепции, фундаментальные исследования, прикладные научно-исследовательские работы. Сегодня нужно акцентировать внимание на постановке в рамках государственного оборонного заказа исследовательских работ в интересах создания техники РЭБ будущего. Эта проблема уже решается, поэтому до 2017 года пробелы в данном направлении будут восполнены.

— Какие новинки концерн представит на МАКС-2013?

— На МАКСе мы представим, очевидно, ряд разработок, касающихся авиационной тематики, в том числе, возможно, будут представлены отдельные элементы авиационного комплекса "Витебск". То, что положено, то, что открыто, конечно, будет представлено нами на авиасалоне. Среди этих новинок будут как комплексы для авиационной, так и для наземной техники. Таких новинок у нас, поверьте, достаточно.

—  Когда будет создана межведомственная система радиоэлектронной борьбы в России?

— Такая система в принципе уже существует. Она развивается, и все будет зависеть от тех радиоэлектронно-информационных систем, которые появляются. Вопрос стоит в том, будем мы развиваться опережающими темпами и к какому-то моменту сможем воздействовать на эти системы или будем опаздывать и воздействовать на них с недостаточной эффективностью. Но развитие российской системы РЭБ будет идти постоянно. Координирует такую работу Межведомственная комиссия по планированию и координации развития системы радиоэлектронной борьбы Российской Федерации под председательством министра обороны. Хотел бы отметить, что сейчас, в соответствии с указом президента страны, ставится задача иметь в войсках 70% техники нового поколения. Она решается сегодня в полном объеме, и исходя из возможностей промышленности, я думаю, что к 2020 году будет выполнена. Сейчас такой техники в войсках около 35%.

—  С какими трудностями сталкиваются предприятия, занимающиеся разработкой комплексов РЭБ?

— Радиоэлектронная борьба является составной частью общей системы. Трудности одни и те же. Это элементная база, носители радиоэлектронных комплексов, это и кадровый потенциал. За последние 15 — 20 лет количество технических кадров очень сильно сократилось. Сегодня в вузах предпочитают учиться на юриста и экономиста, а нам нужны конструкторы, технологи. Кадровый вопрос не решается мгновенно. Сначала нужно выучить специалиста, а это без малого 5 лет, потом из него сделать ученого, это еще от 3 до 5 лет.

Поэтому, чтобы подготовить нужного нам специалиста, необходимо около 10 лет.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«Российские двигатели будут безопасно возвращать ступени ракеты на Землю»
Илья Доронов
РБК
Глава «Роскосмоса» — РБК: «Бесплатная услуга — это разврат»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Идея внедрить виртуального пилота набирает обороты. Сможет ли он обеспечить безопасность авиапассажиров

РИА "Новости"
"Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"
Анастасия Львова, Герман Костринский, Ирина Парфентьева
РБК
Глава Red Wings — РБК: «Представление о Red Wings упрощенно»
Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области



Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров

Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer