"Лоукост - это не просто какое-то новое влечение, новый мировой тренд, хотя это так и есть. Это один из возможных путей решения дешевых перевозок. И мы видим, как в Европе лоукостеры доминируют. Это EasyJet, это Ryanair, в США «Southwest». Лоукост – это компания будущего. И сегодня Россия должна гармонизировать, как я говорил на встрече с президентом. Мы готовы создать компанию. Что мы делаем? Мы не сидим, никого не ждем. Мы видим, что процесс идет. И сегодня в обсуждении Государственная Дума, во всяком случае в лице двух комитетов и зампреда Сергея Ивановича Неверова поддержала эту идею. Это означает, что если реально Государственная Дума до конца года примет такие решения, то сегодня Аэрофлот уже делает соответствующие шаги. Мы ищем сегодня команду менеджеров. Мы понимаем, что это будет отдельная точка, новая, с нуля. Мы ведем переговоры с поставщиками самолетов, которые должны поставить нам новые машины для начала работы. Поэтому мы реально, если все будет принято до конца года, где-то в первой половине следующего года можем полететь.
- Скажите, какова будет цена того же перелета в Сочи? Если сейчас она с 6-ти до 25-ти тысяч варьируется, то лоукостер сколько будет?
- Мы об этом говорили. Не надо обольщаться. Лоукостер - это не то, что по 5 долларов все летят. Экономика - вещь конкретная, упрямая. И цифры есть цифры. Наша оценка, что лоукостер от сегодняшней цены "Аэрофлота" даст возможность снижение в экономклассе до 40-30%, потому что там будет практически аскетичный сервис. То есть упадет стоимость билета. Это факт. Но вы должны понимать, что наш пассажир сегодня еще не готов к этому продукту. Мы так называем лоукостер. Да, он придет в самолет, где будут сидячие кресла, как в электричке, он никуда не сможет откинуться. Когда ему за все придется платить. Когда не будет кассы "Аэрофлота". Все через Интернет. Когда все будет минимизировано по сервису и за все дополнительно надо будет платить, то это продукт, который мы должны продвигать. Наша оценка, что мы в течение 2-х лет должны будем выходить на окупаемость проекта, на наш собственный взгляд и на взгляд западных аналитиков, которых мы привлекаем, будет проблема именно с пассажиром. Потому что сервис очень аскетичный. Хотя еще раз говорю, машины будут новые. И все будет с иголочки.
- Виталий Геннадьевич, чего, прежде всего, вы ждете от законодателей, чтобы как-то улучшить ситуацию, в том числе со стоимостью билетов?
- Вы знаете, ведь мы не попросили ни дотации, ни денег. Мы законодательно обсудили, какие меры реально нужно принять на уровне Законодательного собрания Российской Федерации, правительства Российской Федерации, для того чтобы билеты стали дешевле. И мы говорили сегодня про невозвратные билеты, которые существуют во всем мире. Мы говорили о зарплатах наших пилотов, которые сегодня на уровне европейских авиакомпаний, лидеров. А это тоже входит в цену билета. Мы говорили о том, что нужно делать, нужно создавать альтернативные ТЗК, не везде они у нас есть. Сегодня мы говорили о том, что у нас 5 тарифов регулируются Федеральной службой по тарифам. А 50 тарифов не регулируются, которые в год дают темп роста. Это не мои данные, это данные Минтранса, которые приводили сейчас. От 130-ти до 600% роста в год. Это тоже цена билетов.
Почему все думают, что авиакомпании, не только "Аэрофлот", а любая другая, завышают цену? Мы сегодня с вами увидели, что все эти разговоры, что "Аэрофлот" дороже европейцев на этих маршрутах абсолютно не корректны. Если нас сравнивать с нашими аналогами «Air France», «British Airlines», «Lufthansa», это компании нашей группы, то наш экономкласс дешевле, чем европейский. Мы про бизнес не говорим, бизнес - отдельный продукт. Что касается российских авиакомпаний, то у нас чуть дороже. У нас машины дорогие. Лизинг большой. Но они дороже на 10-15% не более. И потом, "Аэрофлот" занимает 25% рынка. То есть мы не монополисты. 75% занимают остальные наши перевозчики. У нас на каждом направлении от 3-х до 7-ми конкурентов. Поэтому, пожалуйста, если мы говорим об улучшении, о стоимости билета, надо говорить не про "Аэрофлот". Летайте дешевле. А всем нам создавать условия. О чем сегодня говорили депутаты, чтобы мы могли предоставлять услуги дешевле".