— Я бы хотела начать разговор с Dreamliner, который в последние дни многие обсуждают. Если в "Яндексе" набрать слово Dreamliner, первым делом вылезает очень много сообщений о том, что какие-то неполадки, что-то с ним случилось, в общем, все как-то не слава богу. Не пора ли Dreamliner переименовать, как-нибудь по-другому назвать, чтобы была не "мечта", а что-нибудь еще? Или нет?
— Мне кажется, что клички давать такому хорошему самолету не стоит. Самолет введен в эксплуатацию, у него есть небольшие проблемы. Этот самолет не имеет прецедентов, это не модификация старого самолета, самолет сделан из композиционных материалов и российского титана. Мы никогда не делали самолет широкофюзеляжный из композитов и титана. В нем новые двигатели, новые системы управления, в нем нет гидравлики практически, там электрические приводы. Конечно, очень-очень много инноваций. Этот самолет сейчас проходит притирку, нормальная рабочая ситуация. Что изменилось в XXI веке, потому что последний раз мы делали абсолютно новый самолет в конце XX века? Изменилось то, что сегодня мы все со скоростью света получаем информацию. Если происходят даже небольшие происшествия, которые по регламенту достаточно быстро заканчиваются решением проблемы, которые никаким образом не влияют на безопасность пассажиров, эти происшествия становятся достоянием общественности, достоянием всех. И в хорошем смысле этого слова это оказывает определенное давление на производителей самолетов, на авиационные власти. Это хорошо, потому что…
— Подстегивает?
— ...и так безопасная отрасль "гражданская авиация" от этого станет еще более безопасной. Такое происходит, краудсорсинг, когда любой человек, заинтересованный, может получить любую информацию даже о самом маленьком происшествии. Самолеты сейчас летают, летает более 70 Dreamliner. В Париже мы на этой неделе заявили о том, что запустили совершенно новый самолет, третье поколение Dreamliner 787-10, 787-8 сейчас летает, 787-9 взлетит в конце этого года. И самая большая версия, последнее поколение — Dreamliner 787-10 — был запущен в среду в Париже.
— Это удлиненная версия?
— Да, я был как раз, прилетел в четверг вечером поздно с парижского аэрошоу, мы объявили о запуске этого самолета. На этот самолет уже есть 102 твердых заказа — British Airways, United, Gekas (лизинговая компания). А прилетел я сюда потому, что этот самолет не мог бы быть создан без России. В этом самолете 20% веса — это титановые детали, и Россия стала основным поставщиком титановых деталей. Титановая технология разработана нами вместе с госкорпорацией "Ростех". А "Ростех" и их руководитель Сергей Викторович Чемезов обеспечивали финансирование с их дочернего предприятия ВСМПО-АВИСМА в объеме до $1 млрд. Там была сделана модернизация производства в последние десять лет под Dreamliner. Потом на основе этого мы сделали совместное предприятие "Урал Боинг Мануфэктуринг", которое делает все основные титановые детали для этого самолета. Именно поэтому я здесь на форуме, потому что Россия стала для нас основным партнером. Самолет будет развиваться, мы будем производить их больше, а значит, будет больше работы у наших российских партнеров.
— В этой удлиненной версии Dreamliner какая вместительность, дальность перелетов?
— Это самый большой Dreamliner, мы делали сначала самолет на 250 (787-8), 787-9 — на 280, этот самолет на 300 пассажиров. Летать он может практически 18-20 часов, 12,5 тыс. км. Из любой точки мира в любую точку мира привезет вас в уникальных условиях комфорта.
— А что такое "уникальные условия комфорта"?
— Уникальные условия комфорта — это условия комфорта, которые ничем не отличаются практически от того, что у вас есть на земле. Если вы сегодня летите в традиционном алюминиевом самолете, в этом самолете нельзя обеспечить высокую влажность, у вас начинают после пяти-шести часов пересыхать слизистые оболочки.
— Глаза слезятся?
— Да. В этом самолете нельзя обеспечить уровень давления, сравнимый с землей. А когда вы делаете самолет из композитов и титана, вы можете обеспечить практически тот же уровень комфорта, который у вас есть на земле. Поэтому пассажиры, которые летают в максимально дальние поездки, имеют беспрецедентный уровень комфорта.
— А это означает, что люди, допустим, пожилые, у которых проблемы с давлением, с сердцем, на обычных самолетах не могут летать, а на Dreamliner могут?
— Я бы не говорил о медицинских каких-то ограничениях. Что точно совершенно доказано, так это то, что люди испытывают значительно меньше неудобств, когда они летают на Dreamliner, и значительно меньше устают. Еще очень важно, когда вы делаете самолет из композитов и титана, в том числе и благодаря российским титановым технологиям, которые разработаны нашим совместным инновационным центром вместе с "Ростехом" и ВСМПО-АВИСМА, вы можете сделать беспрецедентно большие размеры окон. Окна в этом самолете на 60% больше, чем в алюминиевых самолетах. И вы можете обеспечить очень комфортное, беспрецедентно большое пространство внутри самого лайнера. Я показывал его журналистам на парижском аэрошоу в четверг утром, у меня рост 190 см, я подпрыгивал в салоне и не мог рукой достать до потолка. Это можно сделать только в композитно-титановых самолетах. Уровень инноваций беспрецедентный. Конечно, есть проблемы, связанные с тем, как быстро авиакомпании научатся эксплуатировать такой инновационный продукт. Такие проблемы были всегда.
— А какое-то обучение специальное нужно?
— Конечно, да. Проходит обучение для механиков и пилотов, но такие проблемы были всегда. Самое главное, чтобы не было никаких компромиссов с безопасностью полетов. Этих компромиссов нет. Что изменилось благодаря гаджетам — iPhone Blackberry? Мы все все знаем. И это хорошо, потому что самолеты будут еще лучше и более безопасны.
— Заказы на Dreamliner вы бы назвали основным итогом выставки в Ле Бурже?
— Boeing считает, что это было очень успешное для нас аэрошоу. Кроме того, что мы запустили самое последнее поколение Dreamliner 787-10 и объявили о 102 подтвержденных заказах, у нас были громадные сделки, например, Ryanair — один из ведущих европейских лоукостеров — объявил о покупке 175 самолетов Boeing 737 NG. Были новые заказы на наш самый инновационный очень большой самолет Boeing 747-8. Кстати, мы поставляем такие самолеты российской компании "Волга-Днепр". Были прекрасные контракты с авиакомпаниями практически во всем мире. И отличие Boeing от Airbus заключается в том, что Airbus подбирает объявления к этой неделе, которая одна из 52 недель в году. Мы относимся к этой неделе как к одной из 52 недель и итоги подводим по концу года. В прошлом году Boeing по всем параметрам обыграл Airbus по продажам и по нашей эффективности. Я надеюсь, в этом году результаты будут тоже очень хорошие. И кстати, рынок это подтверждает. Потому что вы все-таки бизнес-радиостанция. Акции Boeing выросли за последние три месяца более чем на 35%.