- Сегодня третий день работы выставки в Ле-Бурже. Довольны ли Вы ее результатами?
- В особенности, результатами полета наших самолетов – Як-130, Су-35, а также передачей первого самолета нашим мексиканским заказчикам в рамках деятельности "Гражданских самолетов Сухого". Мы презентовали нашим заказчикам и проект гражданского самолета МС-21 вместе с нашими партнерами, поставщиками для наших потенциальных заказчиков. Главный результат заключается в том, что мы идем в графике. Это самый положительный момент в этой программе. Я думаю, что интерес к нашей экспозиции растет. Наши достижения видны. Ну, и главная задача: не сбавляя темпа, двигаться дальше вперед!
- МС-21 очень интересен, потому что он попадает в ту нишу, которая была раньше занята нашими европейскими и американскими коллегами. Скажите, как будет происходить дальнейшее развитие этой программы?
- Реализация этого проекта отличается от подхода наших коллег из "Боинга" и "Эрбаса", так как мы внедряем новое композитное крыло, что не делают на сегодня другие. Мы считаем, что та степень новизны, которой мы обладаем, даст нам определенные преимущества. Ну и рынок развивается очень интенсивно. И я думаю, что наряду с тем, что и Боинг, и Эрбас увеличивают производство своих самолетов, но все-таки та ниша, которую мы планируем занять - порядка тысячи самолетов, она существует. Я думаю, что если мы будем производить продукт, который будет отвечать всем современным требованиям - такие задачи перед нами стоят – я думаю, что нишу свою мы на рынке найдем.
- Я вчера вместе со всеми наблюдала за полетом Су-35 и вместе со всеми аплодировала с балкона. Говорят, что это один из сильнейших истребителей и что он превосходит истребители пятого поколения, то есть американский. Но все же, каковы перспективы дальнейшего развития?
- Я думаю, что Су-35 точно превосходит все модификации самолетов четвертого поколения. Ряд его маневренных характеристик можно увидеть во время салона. Возможности этого самолета основаны не только на его замечательной аэродинамике, но и на уникальном комплексе бортового оборудования и на возможностях средств поражения. Важно и то, что это не последняя наша разработка. Так как параллельно с Су-35 развивались работы по самолету пятого поколения, который тоже займет свое место. Оба эти комплекса будут взаимно дополнять друг друга и повышать эффективность существующей группировки военно-воздушных сил как нашей страны, так и тех стран, которые используют российскую технику.
- Но Су-35 пока не продают?
- Продают! Мы ведем переговоры с рядом потенциальных заказчиков, но не в моих правилах забегать вперед до завершения этих переговоров. Это не соответсвует договоренностям с нашими заказчиками.
- Не могли бы Вы сказать несколько слов о другом перспективном проекте – Як-130?
- Для нас эта программа является тоже очень важной, потому что сегодняшнее массовое перевооружение на новую технику требует подготовку новых пилотов и, значит, учебно-тренировочного самолета для того, чтобы максимально адаптировать их для тех задач, которые придется решать, когда начнется уже реальная эксплуатация боевой техники. Поэтому мы считаем Як-130 тем самым уникальным комплексом, который позволяет обеспечить адаптацию летчиков, которых мы готовим, и те задачи, которые им предстоит решать на самолетах семейств Су и МиГ. Поэтому перспективы этого самолета проходят через наращивание его боевых возможностей для того, чтобы он мог быть использован не только в качестве учебного, но и в качестве боевого самолета. И в этом мы видим перспективы развития программы. Также как и все другие наши проекты, мы его ориентируем как на внутренний, так и на внешний рынок.
- Есть ли еще какие-то возможные клиенты на Суперджет-100 (SSJ-100)?
- Мы здесь подписали два соглашения. Одно из них – с «Ильюшин Финанс», которое предполагает, что в ближайшее время будет заключен контракт. Второе – с бахрейнской компанией. Я также думаю, что начало эксплуатации SSJ-100 в Мексике даст толчок продвижению этого самолета на рынок".