Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Интервью


Александр Нерадько:
Глава Росавиации — об обысках в связи с катастрофой "Боинга", подготовке пилотов и чиновничьем лобби


9 декабря 2013 года Ольга Божьева , Московский Комсомолец


Расследование казанской катастрофы Boeing 737-500 впервые за последние годы разбирательств подобных авиапроисшествий привело следователей не только к стандартной констатации факта (виновен экипаж), но еще и в кабинеты высоких госчиновников, отвечающих за подготовку пилотов. СКР провел обыски в департаментах Росавиации, поскольку «возникли сомнения в законности деятельности авиационных учебных центров этого ведомства, которые к настоящему времени ликвидированы». Что это за «сомнительные» центры, когда и почему они ликвидированы, какие документы изымали следователи – обо всем этом «МК» рассказал глава Росавиации Александр НЕРАДЬКО.

- В тот день я находился на форуме «Транспортная неделя – 2013» в Гостином Дворе, и тут вдруг меня начинают забрасывать информацией: у вас в ведомстве – обыски. Я, конечно, не понял, что происходит, но сразу приехал на работу, там все и выяснил.

- Говорят, обыск был прямо в вашем кабинете?

- Если бы обыск был в моем кабинете, я бы, наверное, сейчас с вами тут уже не разговаривал. Собственно никаких вскрытий дверей или сейфов вообще не происходило. Просто пришли представители Следственного комитета, предъявили постановление о выемке необходимых им документов. Мы выделили им помещение для работы и предоставили то, что они у нас попросили. Все происходило в рабочем порядке. Честно говоря, я с работниками СКР даже не успел встретиться. Но мои сотрудники рассказали, что следователей интересовали в основном документы 2008-2009 годов, касающиеся сертификации авиационных учебных центров. В то время я на этой «вахте» еще не стоял, занимался аэронавигационной службой. Хотя, я не исключаю, что позже следствие захочет более широко посмотреть на многие вещи, так что если потребуется, мы предоставим и документы высшей квалификационной комиссии, и любые другие бумаги за последующие годы.

Но пока следователей интересует как раз тот период, когда пилоты разбившегося «Боинга» проходили переподготовку в рамках целевой программы переучивания из бортмехаников, бортинженеров, штурманов в пилоты. С такой инициативой в то время выступил профсоюз летного состава. И в этом не было ничего неправедного, это – нормальная практика…

- Ну да, люди, имеющие непосредственное отношение к авиации, в сложные для нее времена не должны были остаться на улице…

- Конечно, ранее они летали в кабине самолетов как штурманы, бортмеханики, бортинженеры… При переучивании все они проходили сначала теоретическую подготовку. Затем им было необходимо дать 200 часов налета на маленьких учебно-тренировочных самолетах. Но в то время классические авиационные училища гражданской авиации не могли справиться с подготовкой еще сотни человек. Тогда их подготовку отдали как бы на аутсорсинг в авиационные учебные центры, где имелись инструкторы и самолеты. Одним из них был Калужский учебный авиационный центр, а так же Северо-Западный. Именно там переучивались погибшие в Казани пилоты.

По окончании программы переучивания, в таких центрах на выпускников готовили соответствующие документы, а затем на основании этих бумаг авиационные власти уже выдавали свидетельства летчикам.

- Официальный представитель СКР Владимир Маркин сказал, что центры, где переучивались погибшие пилоты, «к настоящему времени ликвидированы». Когда это произошло и почему?

- Их закрыли из-за недостатков в работе…

- … когда вы уже руководили Росавиацией?

- Нет, раньше. Сертификат Калужского центра аннулирован 12 ноября 2008 года, а Северо-Западного – 18 января 2009 года после того, как проверки Ространснадзора и Росавиации указали на существенные нарушения в их деятельности. Какие точно, сегодня сказать не берусь, но там вполне могли быть и какие-то приписки, и что-то еще. Поэтому сейчас мы сами проводим проверку всех пилотов, которые переучились по той целевой программе, причем не только в двух учебных центрах – Калужском и Северо-Западном – но и в других тоже.

- Зачем вообще нужны такие учебные центры, если подготовка в них вызывает серьезное недоверие?

- Позиция Росавиации сейчас такова: у нас есть шесть летных учебных заведений гражданской авиации…

- …то есть, государственных?

-… именно государственных.

- Они подчиняются вам или министерству образования?

- Минобразования. Это государственные образовательные учреждения, которые получают от Минобразования лицензию. Наша задача – формирование там программ подготовки летного состава. И мы активно выступаем за то, чтобы готовить пилотов коммерческой гражданской авиации только в этих вузах.

Но, к сожалению, есть другое, противоположное мнение… Его отстаивают сторонники так называемой либерализации. Они за то, чтобы готовить пилотов в частных школах. Доказывая свою позицию, они ссылаются на зарубежный опыт.

Нам этот опыт тоже хорошо знаком. А еще мы знаем, что там, начиная с детских лет, люди по воскресеньям в церковь ходят, и знаем, какие там правопослушные граждане живут. У нас, к сожалению, ситуация иная. Именно с учетом этой ситуации мы как раз и выступаем за подготовку коммерческих пилотов, - подчеркиваю, не частных (их пускай готовят в частных школах), а именно коммерческих, то есть тех, что потом будут возить пассажиров в авиакомпаниях, - исключительно на профессиональной основе в государственных образовательных учреждениях.

- А мы тут с коллегами на днях открыли сайт одной из наших ведущих авиакомпаний, и увидели там объявление о наборе желающих получить профессию коммерческого летчика в учебном центре этой авиакомпании. Пилотом обещают сделать любого, кто имеет высшее техническое образование и готов оплатить обучение.

- Вот мы как раз категорически выступаем против этого, иначе в небе наступит беспредел. Но, к сожалению, у нас в стране есть представители бизнеса, для которых деньги – главное, и борьба за их количество затмевает всякий здравый смысл. При этом многие из этих людей прикрываются словами о необходимости поднимать и развивать частную, региональную авиацию. Все верно. Только главным при этом должны стать вопросы безопасности полетов. Остальное – приходящее. Жизнь человека настолько ценна, что пренебрегать ею преступно.

- Да, но тогда почему у Росавиации, наравне с государственными летными училищами, до сих пор имеется более 100 таких вот «сомнительных» учебных центров, работу которых вы сейчас критикуете?

- На самом деле их порядка 80. И они готовят специалистов по разным авиационным категориям. Не все из них выпускают пилотов, некоторые инженеров, бортпроводников. Но, к сожалению, правила, по которым сертифицированы эти центры, действуют с 1999 года и уже устарели.

- Недавно один из авиационных экспертов мне рассказывал, что еще пару лет назад они разработали новую версию этих правил, ужесточающих требования к летным учебным центрам. Документ отправили на утверждение вверх по инстанциям, и он застрял в одном из кабинетов многочисленных чиновников, имеющих весьма отдаленные понятия об авиации, но при этом отвечающих в ней за все сразу и ни за что конкретно. А люди тем временем гибнут... Так, может, пора прислушаться к специалистам, которые давно говорят о создании единого министерства гражданской авиации со штатом профессионалов и личной ответственностью каждого?

- Какой смысл обсуждать эту тему… Мне приходится работать в той среде, которая есть сейчас. Я не разбираю время, в котором живу, а лишь стараюсь в нем изменить к лучшему то, что могу, что в моих силах.
 



комментарии (5):

Кабальеро      09/12/2013 [19:20:44]#1
А с кем, как не с Вами, уважаемый Александр Васильевич, обсуждать возможность создания единого центра управления отраслью. Эта идея давно уже витает в воздухе. Каждое авиационное происшествие в стране делает её всё актуальнее и актуальнее. Многоступенчатая административная система, созданная под мудрым руководством партии и правительства породила и много проблем, а также несметное количество чиновников, чем лишила её (систему) гибкости, способности оперативно реагировать, как сейчас любят повторять, на «новые вызовы». В обосновании обсуждения может оказать содействие статья 1.1.2. руководства ИКАО DOC 9734, ч «А»:… учреждает ведомство гражданской авиации (ВГА) и назначает генерального директора гражданской авиации (ГДГА), обладающего полномочиями по осуществлению руководства всей деятельностью в области гражданской авиации в данном государстве. Отказ от обсуждения – корпоративная этика или опасения, как бы Вас не заподозрили в «имперских» амбициях?

rad123      10/12/2013 [12:50:19]#2
Ну будет Министерство ГА и что изменится!?

Оно будет как раньше распределять выпускников учебных заведений ГА? Или новую технику по предприятиям будет распределять? А может быть будет иметь в штате грамотных пилотов и инженеров? А может быть будет в состоянии утверждать руководящие должности в предприятиях?

Ну сделают МГА. Поставят руководителем безопасника, спасателя или аэродромщика... легче вам станет!?

Какая разница кто будет срок годности зеленки в самолетной аптечке проверять инспектор РОСАВИАЦИИ или работник МГА?

Система государственной службы после 15-ти лет реформ разрушина не только в авиации. В образовании, медицине, науке, жд транспорте и т.д все тоже самое.

Почитайте программы развития... Как "МГА" будет реализовывать эти "следы на воде"?!

андроон      11/12/2013 [10:12:20]#3
"-Если бы обыск был в моем кабинете, я бы, наверное, сейчас с вами тут уже не разговаривал."
Вот это ответ!!! Значит могли найти !!!

APS1965      11/12/2013 [11:46:30]#4
Полностью согласен с rad123. Ответьте, как сможет влиять МГА например на J7, Трансаэро и т.д.?

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      12/12/2013 [04:31:46]#5
Как минимум с МГА можно будет спросить. А сейчас куча ведомств и никто ни за что не отвечает. В отрасли бардак, отсутствие управления, контроля и стратегии развития.













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
«На Луне испытатели тестируют робота, напоминающего кентавра»
Елена Пономарева, Артем Рукавов
Интерфакс
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Алена Чилей
Pro Космос
Новый российский космический корабль будет садиться в Амурской области
Матвей Мальгин
Взгляд
Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
Александр Пинчук
РИА Новости
Роман Таскаев: искусственный интеллект никогда не заменит экипаж самолета

ИА Report
Коммерческий директор AZAL: Цена билета не всегда зависит от желания авиакомпании

Reuters, Ростех
Сергей Чемезов — про ВПК, санкции, экспорт вооружений, авиастроение
Елена Мягкова
АТОР
От Калининграда до Китая и Таиланда: куда зимой будут рейсы из Пулково и какие новинки ждут пассажиров




Интерфакс
Первый замгендиректора "Роскосмоса": консолидируем промышленность вокруг Российской орбитальной станции
Владимир Гаврилов
Известия
«Мы рисовали самолет вокруг людей и их багажа»
Мария Агранович
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян рассказал "РГ" о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Богдан Логинов
Вслух.ру
Командир вертолета Ми-26 Юрий Волосков: В нашей работе приходится импровизировать

РБК
Вице-президент «Ростелекома» — о беспилотных технологиях для бизнеса
Наина Курбанова
Известия
«Рейсы из Санкт-Петербурга в Москву будут каждые 15 минут»

RT
«Купол безопасности»: разработчик — о возможностях стационарного антидронного комплекса «Серп»
Андрей Коршунов
Известия
Генеральный конструктор КБ «Салют» имени В.М. Мясищева Сергей Кузнецов — о развитии новой российской тяжелой ракеты и ее модификациях
Денис Кайыран
РИА Новости
Алексей Варочко: выходим на серийное производство ракет "Ангара"
Роман Гусаров
NEWS.ru
Наследник Ан-24 самолет «Ладога»: когда полетит, зачем нужен

ФАУ "ЦАГИ"
105 лет: полет успешный
Мария Гришкина
86.ru
«Дико для мужчин видеть девушку в такой профессии»: история югорчанки, которая работает авиамехаником
Наталия Ячменникова
Российская газета
Как готовить специалистов по борьбе с кибератаками на самолеты

Транспорт России
Виталий Савельев: голосовать на выборах – значит разделять ответственность за будущее России
Андрей Коршунов
Известия
«Парение в невесомости Гагарин впервые испытал уже после полета в космос»
Надежда Алексеева, Алина Лихота, Екатерина Кийко
RT
Арктическая навигация: специалист ААНИИ — о развитии БПЛА в Северном Ледовитом океане
Андрей Смирнов
Pro Космос
Юрий Борисов: «Ракета «Амур-СПГ» и сверхлегкий носитель будут многоразовыми»
Наталия Славина
Российская газета
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
Андрей Коршунов
Известия
«На станции будут отрабатываться технологии для полетов на Луну или Марс»
Роман Гусаров
NEWS.ru
Вслед за вылетевшей из самолета дверью «улетает» и доверие к «Боингу»

NEWS.ru
Самолет МС-21 научили приземляться на автомате: почему это так важно
Евгений Гайва
Российская газета
Василий Десятков: Десятки аэропортов модернизируют в России в ближайшие годы
Мария Амирджанян
ТАСС
Генеральный директор "Яковлева": импортозамещенный МС-21 может получить новые версии
Вячеслав Терехов
Интерфакс
Научный руководитель Института астрономии РАН: космический мусор становится все более опасным
Артем Кореняко, Ирина Парфентьева
РБК
Глава «Победы» — РБК: «Приходится уходить на запасные аэродромы»
Евгений Гайва
Российская газета
Глава Росавиации: В этом году в Россию стало летать больше иностранных авиакомпаний
Мария Амирджанян
ТАСС
Замглавы Минпромторга: производство беспилотников будет только расти
Георгий Султанов, Анна Носова
ТАСС
Глава "Швабе" Вадим Калюгин: стремимся сделать наши БПЛА более устойчивыми к РЭБ
Наталия Ячменникова
Российская газета
Александр Блошенко: Мы впервые в истории садимся на Южный полюс Луны
Виктор Лошак
Ростех; Коммерсантъ
Вадим Бадеха: «Нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель»

Интерфакс
Гендиректор аэропорта "Храброво" Александр Корытный: "Хотим вписать Калининград в накатанную авиатрассу между Китаем, Москвой и Петербургом"
Тимофей Дзядко, Артем Кореняко
РБК
Глава Внуково — РБК: «В ближайшие 10 лет не будет пассажиров в Европу»

Ростех
Евгений Солодилин: «Задачу, которую перед нами поставили акционеры, мы выполнили»
Наталия Ячменникова
Российская газета
Ректор МАИ Михаил Погосян - о том, какие профессии будут популярны в ближайшие пять лет, и почему стране нужны инженеры с креативным мышлением
Екатерина Москвич
ТАСС
Анна Кикина: космонавты летят в космос, чтобы жить
Мария Амирджанян
ТАСС
Гендиректор ОАК Слюсарь: испытания SSJ New с российскими двигателями начнутся осенью
Георгий Казачков, Гулия Леваненкова, Евгения Коткова
ТАСС
Посол Белоруссии в РФ: самолет "Ладога" сможет конкурировать с Airbus и Boeing

Известия
Заместитель генерального директора холдинга Т1 Алексей Волынкин: «Наша цель — запуск первой частной ракеты в космос уже в этом году»
Виталий Корнеев, Елена Новицкая
ТАСС
Глава оператора Пулково Леонид Сергеев: мы стали аэропортом №2 в России
Екатерина Москвич
ТАСС
Глава SR Space: в течение года мы перейдем от ракеты "Небо" к первому полету "Космоса"
Юлия Живикина
РБК
«Иллюзий нет, но справимся»: что происходит с авиакомпаниями в России
Артем Рукавов
Интерфакс
Гендиректор SR Space: идут работы над ракетой-носителем Cosmos с возможным возвратом первой ступени

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBt8JZ
Частные объявления по грузоперевозкам в России - http://perevozki.youdo.com/country/dlv/obyavleniya/.
Юду: http://courier.youdo.com/products-delivery/, подробнее по ссылке.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer