- Сергей Николаевич, могли бы вы подвести предварительные итоги уходящего года? "Уральские авиалинии" в 2013 году прогнозировали увеличение чистой прибыли и выручки на 20%, с какими показателям компания подходит концу текущего года? Какой динамики ожидаете в 2014 году?
- Прирост перевозки пассажиров по итогам текущего года составит плюс 25% - это примерно 4 млн 400 тыс. человек. По прибыли примерно в два раза выше предыдущего года, по налету - процентов на 20, не больше.
- Касательно перевозки пассажиров. В этом году компания перешагнула рубеж в 4 млн пассажиров. За счет чего удалось достигнуть такого показателя? С каким результатом планируете завершить год и какие темпы роста ожидаете в 2014 году?
- Здесь все в комплексе. Увеличилось число самолетов, география полетов расширилась и частотность возросла, а также повысилась эффективность - средняя загрузка каждого рейса выросла на 3%. В 2014 году планируем прирост пассажиров 15-20% - более 5 млн человек.
- Какие планы у компании по развитию географии полетов, или, может быть, будете делать упор на частотность? Не поступало ли предложение по вступлению в крупные международные авиаальянсы, насколько это вообще было бы интересно "Уральским авиалиниям"?
- Я думаю, частотность главным образом, потому что мы охватываем весь спектр перевозок, который интересен пассажирам. Мы будем увеличивать географию из многих городов: из Уфы, Казани, Нижнего Новгорода, Самары, Минеральных Вод и Красноярска. Конечно, вне всякого сомнения, увеличится объем перевозок из "Кольцово", как базового аэропорта, из Санкт-Петербурга тоже будем больше летать.
С альянсами пока конкретных наработок нет. Мы ведем переговоры с Lufthansa и с некоторыми другими крупными авиакомпаниями по этой ситуации. Думаю, что какие-то положительные сдвиги в 2014 году будут. Нам это интересно. Это дает дополнительные возможности для пассажиров. Сейчас Lufthansa ушла с немецкого направления из Екатеринбурга, а мы, напротив, планируем продлить наш традиционный зимний рейс в Мюнхен. С этого года будем летать из Екатеринбурга в столицу Баварии постоянно. Сейчас мы летаем зимой для лыжников, а будем летать круглогодично.
- Каковы планы по расширению парка самолетов на 2014 год? Это также будут Airbus или, возможно, самолеты других компаний?
- В следующем году мы уже подписали контракты на пять самолетов: из них три А319 и два А320 2008-2009 годов выпуска. Пока мы выбираем только Airbus. Монотип дает большие преимущества. Специалисты авиакомпании уже хорошо изучили и знают этот самолет с точки зрения его технической эксплуатации. Наши инженеры и техники способны устранить любой дефект в самолете. А по широкофюзеляжным самолетам тема пока открытая: или Boeing будет, или Airbus, но этот вопрос решится до 2015 года.
Мы берем достаточно молодые самолеты (4-7 лет), которые эксплуатировались в приличных авиакомпаниях и очень тщательно проводим обследование самолета при приемке. Сама процедура приемки длится около трех месяцев. Можете себе представить: наши специалисты выезжают, например, в США - у нас много самолетов из Америки - живут там три месяца и полностью обследуют воздушное судно. Это серьезный и кропотливый процесс. Специалисты очень высокой квалификации, нас трудно обмануть.
- К слову о возрасте, Госдума в весеннюю сессию может рассмотреть инициативу о запрете использования для внутрироссийских пассажирских перевозок иностранных самолетов старше 15 лет. На ваш взгляд, насколько разумно это решение?
- Я думаю, что это в большей степени популистское решение. Во всем мире живут так, а мы опять хотим жить по-своему. И в Европе, и в Америке самолеты летают независимо от возраста, а в зависимости от качества технологического обслуживания. Я уже говорил о том, что у президента США два самолета: борт N1 и бортN2. Один из них выпущен в сентябре, а другой в ноябре 1990 года. Трудно ведь представить, что президент США летает на старом барахле. Просто там подход правильный, а у нас по большей части лозунги.
И почему 15 лет? А 14 лучше или хуже? А 13 лет? Тогда давайте перенесем эту логику на морские суда, на машины - на весь транспорт. Когда я приехал в Иерусалим, мне дали экскурсовода на автомобиле Mercedes неизвестно какого года, так вот у него пробег был 600 тыс. км. Я и предположить не мог, что машина может столько работать и нужно сказать, машина была в приличном состоянии.
Все зависит от уровня технического обслуживания. Сегодня самолеты настолько совершенны, что при техническом обслуживании могут быть заменены определенные элементы самолета, и он сможет спокойно летать дальше. Например, с годами меняется навигационное оборудование, ставится более современное и качественное, а также системы сближения самолетов в воздухе и системы сближения с землей. То есть устанавливается новая электроника, которая позволяет повысить безопасность. А что крылу-то будет? Ну крыло и крыло. Нужно следить, чтобы не было коррозии. Поэтому нужно смотреть не год выпуска самолета, а какое стоит в нем оборудование и какие требования применяет государство РФ к оборудованию этих самолетов. Вот что важно. Об этом надо говорить, чтобы у нас были самые совершенные самолеты.
Здесь еще накладывается и тот факт, что некоторые люди боятся летать, и они наивно полагают, что если такое ограничение ввести, то оно повысит безопасность полетов.
- Раз уж упомянули техническое обслуживание судов, расскажите, на каком этапе находится строительство ангарного комплекса?
- Это будет лучший центр технического обслуживания самолетов в России. Инвестиции в проект составили более 1 млрд рублей. В комплекс входит девять самолетов Airbus со всем соответствующим оборудованием. Мы получили лицензию на самостоятельное проведение здесь c-check (тяжелая форма технического обслуживания). Это очень важно и для уральской авиации в целом. В России комплекса такого качества нет. Здесь смогут проходить технический контроль самолеты любого типа. Строили его с запасом. Сейчас он нам даже велик, мы это понимаем. Сегодня он не нужен такой большой, но он будет нужен нам завтра. А это "завтра" рядом - 2015-2017 годы.
С апреля 2014 года мы будем делать c-check для себя, а в перспективе, я думаю уже с 2015 года, мы будем делать техобслуживание и для других авиакомпаний. Желающих очень много. Поскольку все авиакомпании за исключением "Аэрофлота" и "Сибири" тяжелые формы обслуживания делают за рубежом: перегоняют самолеты в Венгрию, Чехию, Китай, Азербайджан и Германию - туда, где есть свободные слоты в необходимое время. Поэтому это еще и экономия. Только на одной перегонке пустого самолета съедается куча финансов. Экономия от техобслуживания на месте составит от 20%.
Что касается запчастей, то технология производства, их приобретение и таможенное оформление выстроены жесточайшим образом. Тут абсолютный порядок и другого просто не может быть. Мы работаем по контракту с самым крупным дилером по поставке запчастей - Lufthansa Technik. Это самый дорогой дилер, но и самый качественный. Мы выбрали его, зная, что он дорогой, но вместе с тем, он работает как часы. Все наши самолеты по запчастям обслуживаются через эту компанию.
- В этом году произошла серьезная авиакатастрофа в Казани. После этого какие-то дополнительные меры безопасности или проверки проводились в вашей компании?
- Конечно. Еще до окончания расследования с нашими летчиками проводилась профилактическая работа. Мы отложили ввод в строй молодых пилотов, отодвинули их на две недели, и занимаемся только действующими пилотами. Дали дополнительную подготовку на тренажере, провели дополнительные занятия и инструктажи, и так далее. Реакция у нас в таких ситуациях адекватная.
- Если вообще говорить о кадрах, то насколько сегодня авиакомпания обеспечена пилотами и командирами воздушных судов?
- Пилотами мы обеспечены на 100%. То есть вот этот супер-дефицит, который был, он закончился. В следующем году в летные училища будет принято 1,3 тыс. курсантов. И естественно, каждый год будет выпускаться столько. Я считаю, что это слишком много, России столько не нужно. Не все пилоты смогут найти работу, будет безработица.
У нас не хватает капитанов кораблей. В зимний период все в порядке, а к лету мы подготовим необходимое количество. Подготовить капитана - это процесс сложный, непростой. Не все могут пройти эту подготовку. Принцип отбора летчиков на должность капитана - только конкурсный отбор. В "Уральских авиалиниях" никогда не было и не будет в этих вопросах решений "по звонку". За это я отвечаю головой. Часть отстраняем, если человек не соответствует определенным параметрам. Это только конкурсная основа, никакого блата!
- Вы говорите о том, что даже безработные пилоты у нас появятся. Вместе с тем, в Госдуму внесена еще одна инициатива, касающаяся разрешения привлечения иностранных пилотов на период до 2019 года.
- Я думаю, что опоздали с этим. Надо было принять такое решение года два назад. Сегодня, я еще раз подчеркиваю, пилотов достаточно, не хватает только капитанов. Но пройдет год-два… Вот руководитель "Трансаэро" Ольга Плешакова заявила, что количество самолетов они пока увеличивать не будут, а ввод в строй пилотов продолжается. То есть активизируются, доведут количество капитанов до нужного уровня в течение года, не больше. И все будет хорошо. Нам с ростом числа самолетов несколько сложнее, но и мы справимся с задачей.
- А какой объем инвестиций компании в развитие был в прошлом году и ожидается в текущем?
- В текущем году объем инвестиций составил более 1 млрд рублей. В 2014 году, думаю, объем инвестиций будет не меньше. Как я уже сказал, подписан контракт на пять самолетов.
- Вступление в ВТО как-то отразилось на деятельности компании, или пока особых изменений в работе вы не заметили?
- Скорее нет. Многие взаимоотношения с другими странами построены на межправительственных соглашениях и ограничениях. Я не могу, например, просто так открыть регулярный рейс в Испанию. Там квотировано количество рейсов и количество перевозчиков. Поэтому вступление в ВТО, наверное, меньше всего отразилось на авиации.
- Компания активно внедряет систему обслуживания пассажиров на базе платформы Amadeus. Полностью ли завершен переход на эту систему? Какие впечатления от работы уже запущенных модулей? Ждут ли пассажиров еще какие-то нововведения?
- Все платформы мы, конечно, еще не внедрили. Это процесс такой творческий и финансово емкий. Введенные платформы в первую очередь обеспечивают удобство для пассажиров, которые могут купить билет в любую точку мира с необходимыми пересадками. Он может облететь вокруг планеты, и мы ему построим маршрут на оптимальных самолетах и по оптимальным тарифам. Также с помощью этой системы пассажир может заказать себе автомобиль, гостиницу и так далее. То есть Amadeus - это правильная вещь, которая позволяет весь спектр европейских авиационных услуг дать российскому пассажиру. На сегодняшний день затраты во внедрение данной системы составили $1,5 млн, и планируем еще миллиона два вложить. Дело даже не в деньгах, а в подготовке персонала к работе с Amadeus. Это касается и кассиров, и агентов по продаже, перевозке грузов. Требуется высокая квалификация людей. Вот здесь проблема, а деньги мы найдем.
- Бренд "Уральские авиалинии" официально был создан в 1993 году. В этом году компания празднует свое 20-летие. Чем вам запомнилось первое и второе десятилетие авиакомпании.
- Все 20 лет были сумасшедшими. Это такая головная боль по 12 часов в сутки (смеется). Это такой бизнес, он так построен, что требует постоянного внимания и финансовых вложений, хорошо образованных специалистов, которые любят авиацию и преданы ей. Которые готовы работать, не считаясь с личным временем. Так построен этот бизнес, на энтузиазме в какой-то части.
- Какой вы видите компанию еще через 10 лет?
- Фантастической! Большой и умной авиакомпанией, которая работает … впрочем, мы уже и сейчас работаем на уровне любой европейской авиакомпании, ничуть не хуже, а где-то, может быть, и лучше. Я вас уверяю. Но думаю, что через 10 лет это будет большой набор широкофюзеляжных самолетов, возможности пассажиров расширятся, и они смогут беспосадочно летать из Екатеринбурга по всем континентам на базовых самолетах. И они могут быть уверены, мы по-прежнему всегда за ними прилетим.
- Что бы вы пожелали сотрудникам компании и пассажирам в преддверии юбилея и Нового года?
- Сотрудникам всем сочувствую, слишком много работали в этом году, и я это знаю. Я их искренне люблю и уважаю. Не обещаю, что будем работать меньше. У нас, правда, все получается хорошо. Я совершенно уверен, что вы лучшие из лучших, и других нам не надо.
А пассажирам: делайте правильный выбор. Я предпочитаю летать на самолетах "Уральских авиалиний". Поверьте, я профи, и знаю, о чем говорю.